Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа
Разработка темы «Факторы успешности обучения студентов в высшей школе» является актуальной на данный момент, так как большинство ученых признают необходимость всестороннего исследования проблемы успешности обучения.
Объектом курсовой работы является процесс обучения студентов в высшей школе.
Предметом – факторы успешности обучения студентов в высшей школе.
Целью работы является изучение факторов успешности обучения студентов в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 теоретические подходы к проблеме успешности обучения студентов в высшей школе 7
1.1 Соотношение понятий успешности и успеваемости 7
1.2 Факторы успешности обучения студентов в высшей школе 10
1.2.1 Психологические факторы успешной учебы студентов вуза 11
2 методические подходы к преподаванию психологии в высшей школе 22
2.1 Учебная программа факультативного курса для студентов «Психология делового общения» 22
2.1.1 Пояснительная записка 22
2.1.2 Почасовой план реализации программы 25
2.1.3 Тематический план 26
2.1.4 План-конспект занятия 30
заключение 35
список использованных источников 37
Инструментарий:
• поиск выхода из проблемной ситуации;
• генерирование идеи.
В процессе разработки и
реализации учебной программы
Значительное влияние на успешность обучения имеют: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и др.
Наконец, основную роль в успешном обучении играет учет психологических факторов успешности обучения студентов. Таких как возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения.
№ |
Тема |
Объем в часах | |
лекции |
ПЗ | ||
1. |
Деловое общение как социально- |
2 |
|
2. |
Коммуникативная сторона общения |
2 |
2 |
3. |
Перцептивная сторона общения |
2 |
|
4. |
Интерактивная сторона общения |
2 |
|
5. |
Невербальная коммуникация |
2 |
2 |
6. |
Виды и формы делового общения |
2 |
2 |
7. |
Психологические аспекты переговорного процесса |
2 |
2 |
8. |
Конфликты и способы их предупреждения и разрешения |
2 |
2 |
16 |
10 | ||
ИТОГО: |
26 |
Содержание
Тема 1.
Деловое общение как социально-
Понятие общения в различных
науках: социологии, лингвистике, психологии
и других. Разнообразие определений
понятия «общение» в
Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Их краткие характеристики. Уровни общения; макро-, мезо- и микроуровень.
Функции общения. Общение как прагматическая необходимость и как самоценность. Содержание, цель и средства общения. Цели общения: функциональные и объектные.
Виды общения: прямое и косвенное, целевое и инструментальное, диалогическое, монологическое, ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение. Деловое общение. Феномен манипулятивного общения.
Манипулятивные техники. Способы противостояния манипуляции в общении.
Тема 2.
Коммуникативная сторона
Основные элементы процесса коммуникации. Типы информаций: побудительная и констатирующая. Коммуникативные позиции (открытая, закрытая, отстраненная). Коммуникативные барьеры (социокультурные, мировоззренческие, профессиональные, личностно-психологические и др.). Совместимость и ее принципы. Фильтр «доверия».
Соотношение вербальной и невербальной сторон коммуникации.
Особенности вербальной коммуникации. Техника говорения. Основные барьеры слушания (прямая позиция, оценивающая позиция, поиск причины, пристрастная позиция, сочувствующая позиция, уклонение, авторитарность). Понимающая позиция. Правила повышения эффективности беседы. Убеждающая коммуникация. Соотношение механизмов убеждения и внушения. Рамка вербального общения. Табу в вербальном диадическом общении.
Тема 3. Перцептивная сторона общения
Соотношение понятий «социальная перцепция», «межличностная перцепция», «взаимопонимание», «познание другого».
Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия.
Каузальная атрибуция
как феномен «психологии
Понятие фундаментальной ошибки атрибуции.
Эффекты межличностного восприятия: ореола, первичности, новизны, проекции, стереотипизации.
Предрассудки и их психологические источники: ингрупповой фаворитизм, конформизм, потребность в статусе и принадлежности и др.
Проблема восприятия человека человеком (А.А. Бодалев, М.Ротбарт, П. Биррелл). Межличностная аттракция.
Тема 4. Интерактивная сторона общения
Стратегия взаимодействия как способ объединения индивидуальных усилий людей в ходе совместной деятельности. Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция.
Ролевое поведение личности в общении («Я» - образ, реальное «Я», имидж «Я»). Модели личности в общении. Социальная роль как идеальная модель поведения. Гендерные роли.
Общение как интеракция. Трансактный анализ Э. Берна. Типология игр и сценариев трансакций. Виды и области взаимодействий.
Проблема взаимодействия в теории обмена Дж. Хомана, теории символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блумера, теории управления впечатлениями Э. Гофмана.
Тема 5. Невербальная коммуникация
Классификация невербальных средств общения. Мимические коды эмоциональных состояний. Особенности невербального отражения. Социокультурные модели жестикуляций и табуирование жестов.
Кинесические особенности невербального общения (жесты, рукопожатие, позы, мимика).
Проксемические особенности невербального общения. Понятие пространственной зоны человека и психологической дистанции общения.
Особенности визуального контакта в общении.
Психологические и паралингвистические
особенности невербального
Тема 6. Виды и формы делового общения
Формы делового общения: деловая беседа (по телефону и лицом к лицу), деловые переговоры, интервью, деловые совещания и собрания, публичные выступления, прием посетителей и гостей, выставки и конференции, деловая переписка и их характеристики. Условия реализации делового общения: обязательность контактов, предметно-целевое содержание коммуникации, соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, коммуникативный контроль, формальные ограничения. Уровни делового общения: между сотрудниками разных организаций, между сотрудниками внутри организации, между руководителем и подчиненными.
Деловая беседа как специально
организованный предметный разговор.
Классификация деловых бесед. Технология
кадровых бесед. Собеседование при
приеме на работу. Беседа при увольнении
с работы. Проблемные или дисциплинарные
беседы. Деловое совещание: подготовка
и проведение. Публичное выступление
в системе деловых
Пресс-конференция, ее подготовка и проведение. Деловая полемика, правила ее проведения. Культура делового спора.
Тема 7. Психологические аспекты переговорного процесса
Определение понятий «переговоры», «стратегия переговоров», «тактика переговоров», «переговорный стиль», «конструктивные переговоры».
Направления в переговорных
технологиях. Основные стили ведения
переговоров: этический, аналитико-агрессивный,
общительный и гибко-
Типы вопросов собеседников и их характеристики: закрытые, открытые, риторические вопросы, «переломные» вопросы, вопросы для обдумывания.
Техника парирования замечаний собеседников. Психологические приемы влияния на собеседников.
Психологический климат во время переговоров.
Активное слушание как психологический прием. Техника и тактика аргументирования: доказательная аргументация, контраргументация, метод сравнения, метод «бумеранга», метод игнорирования, метод видимой поддержки, техника дискредитации партнера, техника отсрочки и др.
Подведение итогов переговоров: выработка соглашения. Подключение к совместной деятельности как фактор влияния в процессе переговоров. Национальные особенности и школы переговорщиков. Переговоры как средство разрешения конфликтов.
Тема 8. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
Классификация конфликтов: сферы проявления конфликта; степень длительности и напряженности конфликта; субъекты конфликтного взаимодействия; социальные последствия; предмет конфликта.
Общие причины конфликта: социально-политические и экономические; социально-демографические; социально-психологические; индивидуально-психологические. Частные причины конфликта.
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Киллмена. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте. Стратегии поведения в конфликте: принуждение (борьба, соперничество); уход; уступка; компромисс; сотрудничество. Характеристика основных стратегий поведения.
Типы конфликтных личностей. Внутренние ресурсы и их использование в конфликтных ситуациях.
Конфликтные ситуации при работе с клиентами и коллегами.
Понятие технологии эффективного
общения и их основное содержание.
Целевые установки
Технологии рационального поведения в конфликте.
Рекомендуемая литература (основная)
Дополнительная литература
Занятие 1. (Теоретическое)
Тема 1.
Деловое общение как социально-
Информация о работе Факторы успешности обучения студентов в высшей школе