Феномен детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИКДЕТСТВО.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

  В настоящее  время появился тип игрушек,  который качественно отличается  от предыдущих. Это игрушки - блестящие,  мигающие, звучащие - не только ограничивают  фантазию ребенка, они захватывают и изменяют ее. Каким образом? Вопрос следует понимать буквально: игрушка - например, человек-паук - является носителем яркого, энергетизированного образа героя соответствующего фильма, книги, компьютерной игры. Энергетизация происходит через экранизацию. Реализуется принцип "action mаn" - героя действия, этот принцип проявлен в дизайне и конструкции самой игрушки, так и в динамичном сюжете фильма, его визуальном и звуковом оформлении (не говоря о месте продажи, рекламе и пр.).

   Скажем  более: игрушка является носителем не просто образа, а определенной событийной структуры, которая, не будет преувеличением сказать, выражает определенную идеологию. Эта игрушка организует определенным образом психические процессы играющего ребенка: он покупает ее, посмотрев фильм, кадры которого вызвали у него выделение адреналина, потенциал действия. Он встречает картинку с игрушкой в магазине. В детских журналах он "читает" комиксы про новые приключения "героя". Получается, что игрушка "изменяет" не только фантазию - но и социальную реальность, окружающую среду.

   Осталось подождать немного - и в ближайшем будущем мы увидим "искусственно живых" героев фильмов, которые обладают энергетической, эмоциональной и информационной автономией. Их можно будет купить для того, чтобы фильм не кончался и ребенок продолжал жить в этом фильме. Так игрушки изменят реальность. Они будут "общаться" с детьми в соответствие с заложенной программой. Еще немного - и для ребенка они заменят вечно занятых родителей.

  Вспомним эффект запечатления: вылупившийся утенок первый увиденный объект принимает по умолчанию за материнский и следует за ним, повторяя его движения. Мигающий трансформер притягивает внимание и запечатлевается намного сильнее, нежели кусок соломы, обтянутый тканью. Запечатленное сегодня становится нормой завтра: прежде всего антропологической нормой; нормой отношений, событий, ситуаций - к которым готов ребенок и которые он идентифицирует как "нормальные". Стоит задать вопрос: насколько нормальны те образы, которые являют собой современные игрушки?

   Кроме  того, соломой "управлять" намного  легче - она играет роль, заданную  ребенком - "режиссером". С трансформером ребенок играет преимущественно как "зритель" - и обратим на это внимание на это качественно отличие. Раньше ребенок был создателем игрушки и игр с ней. Теперь он пассивный зритель - точнее сказать: исполнитель, который играет по сценарию, заложенным в его голову изготовителем игрушки.

Приведем пример: когда ребенку покупают электрифицированную  железную дорогу - что остается ему делать, кроме как нажимать кнопку, переключающую стрелку и смотреть, как бегает состав. Такие действия складываются в формально-манипулятивную деятельность. У ребенка отобрана необходимость прилагать свои собственные (в том числе физические) усилия для запуска игрушки - как могло бы быть в случае механического завода паровозика. А если нет усилий со стороны ребенка - о каком развитии эмоционально-волевой сферы может идти речь? Налицо дисбаланс: гипертрофированное развитие эмоций и приглушение, подавление волевых функций. В конце концов ребенок принимает эмоции, настроение за волю и начинает на почве этой подмены болеть невротическим самоутверждением. Отсюда внушаемость, непостоянство, импульсивность и поверхностность определенной части подростков.

   Сегодня  мы являемся свидетелями странной  метаморфозы: за относительно  короткое (в историческом масштабе) время: игрушка и ребенок меняются  местами. Возникает вопрос: кто  кем играет? Если ранее игрушка была пассивной, исполняющей волю ребенка, то теперь ребенок становится болванчиком,  действующим по "воле" игрушки. Если раньше ребенок управлял поведением куклы, то теперь кукла программирует поведение ребенка. Современная игрушка потеряла "невинность" и стала средством программирования ("новой нормализации") психики ребенка. К сожалению, приходится признать, что взрослые, которые так далеки от педагогики, психологии и которые часто даже не являются родителями, взяли игрушечного болванчика в свои руки с целями, далекими от понимания ребенка. Игрушка стала товаром, рыночным инструментом, средством двойного применения. Игры с подобными игрушками вряд ли можно назвать чистыми в том плане, что играющий ребенок предоставлен сам себе.

   Постой  болванчик  не притягивает  к себе внимание ребенка. Он  является единым объектом и не является игрушкой на самом деле. Игрушкой его делает сам ребенок, внимание которого находится внутри. Современный трансформер является игрушкой по определению и не просто игрушкой, а искусственной структурой (электронной формой "жизни"), которая создана специально для детей. Робот притягивает внимание ребенка к себе, во внешнюю реальность - за счет обилия точек внимания: блестящие детали, шарниры, кнопки, звуки - не говоря уже об ассоциативном ряде (воспоминания о фильме, как хороший робот победил плохого), потенциале действия (желание потрогать, нажать) и детской гордости от обладания такой  игрушкой (что скажут друзья, когда я им покажу его).

 В этом  отношении пучок соломы был  весьма естественен и экологичен: им нельзя гордиться и он  не изменяет психику ребенка в соответствие с чужой волей.

   К сожалению, общество недооценивает  важности  коммуникативной  роли  игрушек в жизни ребенка. Игрушка является специфическим средством информационного воздействия на детей.

   Психика может привыкнуть к притоку внешних впечатлений, которые идентифицируются как "свои". Эмоциональный и сенсорный заряд (из которых и состоит впечатление) имеют определенную направленность. Попадая во внутренний мир, впечатление по закону ассоциативных рядов связывается с подобными и, тем самым, оказывает влияние на фантазию и мотивы поведения. Существует риск, что ребенок привыкнет к внешней, анонимной мотивации и окажется зависимым от источников впечатлений; его жизнь будет организована не по принципу целесообразности и осознанности, а по принципу яркости и остроты переживаний, получаемых от следования за стимулом - картинкой, музыкой.

   Как сохранить ребенка от передачи такой информации о мире и о детской личности, которая может спровоцировать возникновение неоправданных представлений о себе, и представлений, связанных с зависимостью от внешнего мира; причем зависимостью опасной - ибо она формируется на фоне неумения использовать возможность своей личности, работать, прилагать усилия?

     Информационная защита ребенка начинается с защиты человека-родителя, который ищет систему, которая за него сделает сложную работу по образованию ребенка и возьмет на себя ответственность – от школы до современных средств массовой информации. Возможность оградить детей от пагубного влияния внешнего потока информации кроется во внимании к младшему поколению, к восстановлению непосредственного диалога между родителем и ребенком, учителем и учеником, Взрослым и Детским миром. 

 

   Заключение 

   Проблема взаимоотношений Детства и Взрослых стала одной из наиболее актуальных, однако, к сожалению, она не только недостаточно разработана, но и не является в должной мере предметом специального внимания. «Детства не знают, - писал Ж. Ж. Руссо, - при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются». Так ли далеко продвинулись мы в познании этого феномена?

   Сегодня ребенок, проходя этап социализации, как никогда подвергается серьезным испытаниям, которые готовим ему мы, взрослые. Эффективность современных институтов социализации и конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Отсюда – новые вопросы: какие действия и ориентации лучше всего подготавливают людей к новому, неизвестному будущему? Каким образом люди, научившиеся (или не научившиеся) успешно действовать в одной среде, могут подготовить своих детей успешно жить и работать в другой среде? Осознает ли нынешнее поколение взрослых масштаб происходящих социальных изменений и связанную с этим необходимость готовить своих детей к жизни в мире, существенно отличном от их собственного? Научившись, отдавать отчет своим действиям перед самими собой и, прежде всего, перед нашими детьми, мы сможем обеспечить им счастливое детство. А не это ли главная составляющая счастья взрослых?

      

  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Феномен детства