Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Через овладение знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своего века.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и развития знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Ведение
Глава 1. Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика знаковой функции сознания
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

В развитии рисования (с 4 лет) – от рисования схем к правдоподобным изображениям [5,11].

Теория  функциональной роли знаково-символических  средств в онтогенетическом формировании психики человека [11,12]

1.Механизмы  поддержания всех основных форм жизнедеятельности у животных и у человека определяются, формируются, фиксируются и передаются разными средствами и способами:

А) У животных основные формы определяются в основном генетической программой, которая заложена в организме животного.

У человека основные формы жизнедеятельности определяются знаково-символическими кодами, которые находятся вне человека и которыми человек должен овладеть.

Б) Животные имеют возможность незначительно модифицировать наследственно-генетические заданные формы жизнедеятельности.

У человека генетически фиксированные элементы жизнедеятельности лишь незначительно  могут модифицировать заданные извне формы

Жизнедеятельности [8,11].

В) У животных видов развитие идет по пути дифференцирования генетических программ.

У человечества развитие идет по пути дифференцирования  и формирования знаково-символических  образований и средств.

2. Понятия языка и знака могут иметь три взаимосвязанных значения. Соответственно полезно выделять три типа знаково-символических действий:

А) В широком смысле – вся окружающая человека действительность, реальные акты жизнедеятельности человека, в которых он приобретает механизмы своей собственной индивидуальной жизнедеятельности (другие люди, орудия труда, предметы потребления и т.д.).

Освоение  механизмов знаково-символических  действий первого типа опирается  на жизнедеятельность самого организма – механизмы дыхания, пищеварения и т.д.

Б) В промежуточном смысле – такие свойства других людей и предметов,  которые формируют механизмы анализаторно-ориентационной деятельности человека на основе естественных анатомо-физиологических образований человеческого тела (естественная речь, мимика, жесты, зрительные образы, запахи, эмоциональные переживания и т.д.).

Освоение  механизмов знаково-символических  действий второго типа опирается  на анализаторный (органы чувств) уровень  жизнедеятельности.

В) В узком смысле – специально выделенные внешние по отношению к телу человека предметы (знаково-символические средства), максимально приспособленные к выполнению и повышению эффективности отражательной функции и имеющие лишь одно применение – отражать собой нечто качественно иное (письменность, математические, химические и другие знаково-символические системы) [11,12].

Освоение  механизмов знаково-символических  действий третьего типа основывается на включении человека в активные формы общения и деятельности с другими людьми.

3. Историческое развитие языков и знаков, а также их освоение человеком в онтогенезе идет в направлении от знаков в широком смысле через знаки в промежуточном смысле к знакам в узком смысле.

4. Человек как материальный носитель способов и механизмов человеческой жизнедеятельности является генетически первичным «знаком» для младенца. Во взаимодействии с другими людьми каждый человек реализует четыре основные взаимосвязанные функции, которые могут быть неосознанными и сознаваемыми:

А) быть знаком для другого человека – образцы поведения, саморегуляции, образа жизни;

Б) быть знаком для самого себя – ориентировка в механизмах своего поведения;

В) относится к другому человеку как к знаку – ориентировка в значении и смысле поведения другого человека;

Г) относится к себе самому как к знаку – ориентировка в значении и смысле своего собственного поведения [6,11,13].

5. Познаваемые человеком объекты и знаково-символические средства начинают представлять определенный единый класс объектов: «объект – отражатель». Это и позволяет использовать знаково-символические средства для познания всех других объектов данного класса.

6. В каждый исторический момент за каждым знаковым образованием стоят механизмы наилучших и наиболее эффективных способов деятельности с определенными объектами. Такие способы деятельности могут быть интериоризированы субъектом в разных формах:

А) в формах схем действий с предметами;

Б) в формах схем действий с образами предметов;

В) в формах схем действий с внешними знаковыми образованиями;

Г) в формах схем действий с образами знаковых образований.

Такие схемы могут быть усвоены человеком:

- на  уровне их воспроизведения и  функционирования;

- на  уровне их творческого использования,  развития и совершенствования.

7. Механизм интериоризации включает:

А) переход от коллективных форм деятельности к индивидуальным: формирование устойчивых индивидуальных внутренних механизмов осуществления внешней практической деятельности в процессе реализации такой деятельности с другими людьми;

Б) Переход от материальных форм действий к идеальным: процесс перехода от действий с предметами к действиям с их образами, а также к действиям с заместителями таких действий и образов – знаками и символами [11,13].

Таким образом, развитие речи, игровой и  изобразительной деятельности оказывает  огромное влияние на формирование знаково-символической функции сознания. Владение разнообразными способами использования знаков лежит в основе формирования собственно человеческой психики. Поэтому у детей дошкольного возраста полезно формировать и развивать умения произвольно выполнять различные операции и действия со знаково-символическими средствами.

1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте

Формирование  и развитие у детей дошкольного  возраста умений произвольно выполнять  разнообразные действия с использованием знаков и символов – одно из условий полноценного развития собственно человеческих психических функций. Самой важной и «универсальной» знаковой системой, овладевает человек в процессе индивидуального развития, является родной язык. Навыками языка в речевой деятельности ребенок овладевает неосознанно и стихийно. До сегодняшнего дня во многом остается загадкой то, как человек овладевает структурой и грамматикой родного языка – средствами и правилами понимания и построения высказываний. Мы всегда без труда «конструируем» сложнейшие речевые высказывания, но при этом не осознаем то, как мы это делаем. И только, научившись интуитивно пользоваться языком, человек, опираясь на него в последующем – уже осознанно и произвольно, - овладевает другими знаковыми системами [11,12].

Слово, являясь знаком, замещает какой-либо аспект окружающего мира и характеризуется:

Наличием  знака (обозначающего), который доступен для зрительного или слухового восприятия (в качестве  знаков могут вступать также прикосновения, запахи и вкусы).

Наличием  обозначаемого, которое складывается из двух компонентов:

1) предметной соотнесенностью – это то, что словом обозначается или замещается, будучи доступным непосредственному восприятию в окружающем мире: объекты, явления, события, процессы;

2) значением – системой устойчивых обобщений (представлений и понятий), стоящих за словом и одинаковых для всех людей[11].

Условной  связью между обозначающим и обозначаемым – свойства слова указывать на конкретные предметы, о которых идет речь в данной ситуации, или вызывать представления о таких предметах в сознании говорящих [11,13].

Соотнесенностью с другими знаками  языка – словами, а через них  – с другими  значениями.

Смыслами, которые не однородны, а могут включать несколько плоскостей:

1) ситуативные смыслы – выделение человеком из системы стоящих за словом значений, обобщений только тех, которые имеют отношение к данному контексту и ситуации;

2) личностные смыслы – индивидуальные, субъективные, эмоционально-мотивационные и ценностные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.

И слова, и любые другие знаки повседневно  используются человеком в качестве средства организации своего познавательного  опыта, а также в качестве средства организации общения и совместной деятельности. При этом и слова, и другие знаки часто не замечаются человеком в процессе их использования. Обычно замечается только то содержание, на которое направлена деятельность или общение и которое обозначается словами или знаками [6,7,11].

Наряду  со знаками для фиксирования разнообразных значений, представлений и понятий часто используются символы. Основное различие между ними следующее: если знак обозначает некоторое содержание, отличное от него, - условно фиксирует значение, то символ изображает какое-либо содержание или выражает эмоционально-ценностное отношение к какому-либо содержанию [11,12].

Среди основных функций речи (использования  знаков языка, а также использования  других знаков и символов) чаще всего  указываются:

функции замещения различных предметов, объектов и процессов;

коммуникативные функции: обмен значениями и смыслами, присвоение и выработка новых значений, организация и регуляция поведения других людей и совместной деятельности, эмоциональное воздействие;

познавательные  функции: фиксация значений – сохранение и передача общественно-исторического опыта, средство организации мышления – оперирование представлениями объектов и предметов и их преобразования во внутреннем плане сознания, построение «второй реальности», «образа мира» - системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире;

обеспечение произвольных форм организации  поведения и действий: функции подчинения поведения речевым планам, функции саморегуляции и самоуправления, средство организации рефлексивного контроля за протеканием своих психических процессов [11].

Формирование  внутреннего плана  действий

Овладение умениями использовать в различных  видах деятельности  и общения  язык, а позднее и другие знаково-символические  средства обеспечивает формирование и  развитие у дошкольников внутреннего плана умственных действий. Часто это психическое образование в психологии называют сознанием. В умственном плане человек может выполнять действия над представлениями и понятиями в отсутствии реальных предметов и явлений. При этом внутренний план умственных действий лежит в основе всех умений и способностей человека, которые связаны с абстрактными формами мышления, с произвольными формами регуляции и планирования своего поведения и деятельности, с возможностью приобретения различных знаний на основе речевого общения и т.д. Следует отметить, что умение выполнять простые действия во внутреннем, умственном, плане считается одним из необходимых условий готовности ребенка к учебной деятельности [11,12].

Исходно содержание психических образов, представлений и понятий и их умственные преобразования порождаются в ходе реализации различных видов внешних практических предметных действий, а также действий перцептивных по мере перехода их во внутренний план мышления (сознания). В умственную форму может быть преобразовано как предметное содержание, так и способы действий с ним. Как это происходит?

В многочисленных психологических исследованиях  по формированию зрительных, слуховых, осязательных образов и представлений  убедительно показано, что внешние  практические предметные двигательно-исполнительные действия с опорой на перцептивные действия, которые реализуются органами чувств, как бы «уподобляются» структурным особенностям воспринимаемых предметов и явлений. Далее развернутая во времени последовательность двигательных и перцептивных действий и операций «сворачивается» в одновременно обозреваемую структуру – образ. Вслед за этим такая структура уже в качестве представления начинает выполнять функцию ориентировочной основы для выполнения определенного диапазона действий [9,11,13].

Информация о работе Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте