Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Через овладение знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своего века.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и развития знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.
Ведение
Глава 1. Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика знаковой функции сознания
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста
Заключение
Литература
В развитии рисования (с 4 лет) – от рисования схем к правдоподобным изображениям [5,11].
Теория функциональной роли знаково-символических средств в онтогенетическом формировании психики человека [11,12]
1.Механизмы поддержания всех основных форм жизнедеятельности у животных и у человека определяются, формируются, фиксируются и передаются разными средствами и способами:
А) У животных основные формы определяются в основном генетической программой, которая заложена в организме животного.
У человека основные формы жизнедеятельности определяются знаково-символическими кодами, которые находятся вне человека и которыми человек должен овладеть.
Б) Животные имеют возможность незначительно модифицировать наследственно-генетические заданные формы жизнедеятельности.
У человека
генетически фиксированные
Жизнедеятельности [8,11].
В) У животных видов развитие идет по пути дифференцирования генетических программ.
У человечества развитие идет по пути дифференцирования и формирования знаково-символических образований и средств.
2. Понятия языка и знака могут иметь три взаимосвязанных значения. Соответственно полезно выделять три типа знаково-символических действий:
А) В широком смысле – вся окружающая человека действительность, реальные акты жизнедеятельности человека, в которых он приобретает механизмы своей собственной индивидуальной жизнедеятельности (другие люди, орудия труда, предметы потребления и т.д.).
Освоение механизмов знаково-символических действий первого типа опирается на жизнедеятельность самого организма – механизмы дыхания, пищеварения и т.д.
Б) В промежуточном смысле – такие свойства других людей и предметов, которые формируют механизмы анализаторно-ориентационной деятельности человека на основе естественных анатомо-физиологических образований человеческого тела (естественная речь, мимика, жесты, зрительные образы, запахи, эмоциональные переживания и т.д.).
Освоение механизмов знаково-символических действий второго типа опирается на анализаторный (органы чувств) уровень жизнедеятельности.
В) В узком смысле – специально выделенные внешние по отношению к телу человека предметы (знаково-символические средства), максимально приспособленные к выполнению и повышению эффективности отражательной функции и имеющие лишь одно применение – отражать собой нечто качественно иное (письменность, математические, химические и другие знаково-символические системы) [11,12].
Освоение механизмов знаково-символических действий третьего типа основывается на включении человека в активные формы общения и деятельности с другими людьми.
3. Историческое развитие языков и знаков, а также их освоение человеком в онтогенезе идет в направлении от знаков в широком смысле через знаки в промежуточном смысле к знакам в узком смысле.
4. Человек как материальный носитель способов и механизмов человеческой жизнедеятельности является генетически первичным «знаком» для младенца. Во взаимодействии с другими людьми каждый человек реализует четыре основные взаимосвязанные функции, которые могут быть неосознанными и сознаваемыми:
А) быть знаком для другого человека – образцы поведения, саморегуляции, образа жизни;
Б) быть знаком для самого себя – ориентировка в механизмах своего поведения;
В) относится к другому человеку как к знаку – ориентировка в значении и смысле поведения другого человека;
Г) относится к себе самому как к знаку – ориентировка в значении и смысле своего собственного поведения [6,11,13].
5. Познаваемые человеком объекты и знаково-символические средства начинают представлять определенный единый класс объектов: «объект – отражатель». Это и позволяет использовать знаково-символические средства для познания всех других объектов данного класса.
6. В каждый исторический момент за каждым знаковым образованием стоят механизмы наилучших и наиболее эффективных способов деятельности с определенными объектами. Такие способы деятельности могут быть интериоризированы субъектом в разных формах:
А) в формах схем действий с предметами;
Б) в формах схем действий с образами предметов;
В) в формах схем действий с внешними знаковыми образованиями;
Г) в формах схем действий с образами знаковых образований.
Такие схемы могут быть усвоены человеком:
- на уровне их воспроизведения и функционирования;
- на
уровне их творческого
7. Механизм интериоризации включает:
А) переход от коллективных форм деятельности к индивидуальным: формирование устойчивых индивидуальных внутренних механизмов осуществления внешней практической деятельности в процессе реализации такой деятельности с другими людьми;
Б) Переход от материальных форм действий к идеальным: процесс перехода от действий с предметами к действиям с их образами, а также к действиям с заместителями таких действий и образов – знаками и символами [11,13].
Таким образом, развитие речи, игровой и изобразительной деятельности оказывает огромное влияние на формирование знаково-символической функции сознания. Владение разнообразными способами использования знаков лежит в основе формирования собственно человеческой психики. Поэтому у детей дошкольного возраста полезно формировать и развивать умения произвольно выполнять различные операции и действия со знаково-символическими средствами.
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
Формирование и развитие у детей дошкольного возраста умений произвольно выполнять разнообразные действия с использованием знаков и символов – одно из условий полноценного развития собственно человеческих психических функций. Самой важной и «универсальной» знаковой системой, овладевает человек в процессе индивидуального развития, является родной язык. Навыками языка в речевой деятельности ребенок овладевает неосознанно и стихийно. До сегодняшнего дня во многом остается загадкой то, как человек овладевает структурой и грамматикой родного языка – средствами и правилами понимания и построения высказываний. Мы всегда без труда «конструируем» сложнейшие речевые высказывания, но при этом не осознаем то, как мы это делаем. И только, научившись интуитивно пользоваться языком, человек, опираясь на него в последующем – уже осознанно и произвольно, - овладевает другими знаковыми системами [11,12].
Слово, являясь знаком, замещает какой-либо аспект окружающего мира и характеризуется:
Наличием знака (обозначающего), который доступен для зрительного или слухового восприятия (в качестве знаков могут вступать также прикосновения, запахи и вкусы).
Наличием обозначаемого, которое складывается из двух компонентов:
1) предметной соотнесенностью – это то, что словом обозначается или замещается, будучи доступным непосредственному восприятию в окружающем мире: объекты, явления, события, процессы;
2) значением – системой устойчивых обобщений (представлений и понятий), стоящих за словом и одинаковых для всех людей[11].
Условной связью между обозначающим и обозначаемым – свойства слова указывать на конкретные предметы, о которых идет речь в данной ситуации, или вызывать представления о таких предметах в сознании говорящих [11,13].
Соотнесенностью с другими знаками языка – словами, а через них – с другими значениями.
Смыслами, которые не однородны, а могут включать несколько плоскостей:
1) ситуативные смыслы – выделение человеком из системы стоящих за словом значений, обобщений только тех, которые имеют отношение к данному контексту и ситуации;
2) личностные смыслы – индивидуальные, субъективные, эмоционально-мотивационные и ценностные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
И слова,
и любые другие знаки повседневно
используются человеком в качестве
средства организации своего познавательного
опыта, а также в качестве средства
организации общения и
Наряду со знаками для фиксирования разнообразных значений, представлений и понятий часто используются символы. Основное различие между ними следующее: если знак обозначает некоторое содержание, отличное от него, - условно фиксирует значение, то символ изображает какое-либо содержание или выражает эмоционально-ценностное отношение к какому-либо содержанию [11,12].
Среди основных функций речи (использования знаков языка, а также использования других знаков и символов) чаще всего указываются:
функции замещения различных предметов, объектов и процессов;
коммуникативные функции: обмен значениями и смыслами, присвоение и выработка новых значений, организация и регуляция поведения других людей и совместной деятельности, эмоциональное воздействие;
познавательные функции: фиксация значений – сохранение и передача общественно-исторического опыта, средство организации мышления – оперирование представлениями объектов и предметов и их преобразования во внутреннем плане сознания, построение «второй реальности», «образа мира» - системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире;
обеспечение произвольных форм организации поведения и действий: функции подчинения поведения речевым планам, функции саморегуляции и самоуправления, средство организации рефлексивного контроля за протеканием своих психических процессов [11].
Формирование внутреннего плана действий
Овладение умениями использовать в различных видах деятельности и общения язык, а позднее и другие знаково-символические средства обеспечивает формирование и развитие у дошкольников внутреннего плана умственных действий. Часто это психическое образование в психологии называют сознанием. В умственном плане человек может выполнять действия над представлениями и понятиями в отсутствии реальных предметов и явлений. При этом внутренний план умственных действий лежит в основе всех умений и способностей человека, которые связаны с абстрактными формами мышления, с произвольными формами регуляции и планирования своего поведения и деятельности, с возможностью приобретения различных знаний на основе речевого общения и т.д. Следует отметить, что умение выполнять простые действия во внутреннем, умственном, плане считается одним из необходимых условий готовности ребенка к учебной деятельности [11,12].
Исходно содержание психических образов, представлений и понятий и их умственные преобразования порождаются в ходе реализации различных видов внешних практических предметных действий, а также действий перцептивных по мере перехода их во внутренний план мышления (сознания). В умственную форму может быть преобразовано как предметное содержание, так и способы действий с ним. Как это происходит?
В многочисленных психологических исследованиях по формированию зрительных, слуховых, осязательных образов и представлений убедительно показано, что внешние практические предметные двигательно-исполнительные действия с опорой на перцептивные действия, которые реализуются органами чувств, как бы «уподобляются» структурным особенностям воспринимаемых предметов и явлений. Далее развернутая во времени последовательность двигательных и перцептивных действий и операций «сворачивается» в одновременно обозреваемую структуру – образ. Вслед за этим такая структура уже в качестве представления начинает выполнять функцию ориентировочной основы для выполнения определенного диапазона действий [9,11,13].
Информация о работе Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте