Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.
Через овладение знаками ребенок начинает соответствовать уровню знакового развития цивилизации, становится современником своего века.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей формирования и развития знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста.

Содержание

Ведение
Глава 1. Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика знаковой функции сознания
1.2. Особенности формирования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Цели, задачи исследования знаково-символической функции сознания у детей дошкольного возраста
2.1. Методики, способствующие формированию и развитию знаково-символических умений у детей дошкольного возраста
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Методика 4. Выполнения действий схематизации и моделирования

Цель: развитие у дошкольников умений выполнять простые действия схематизации и моделирования.

Задачи:

1) ознакомление  дошкольников с чертежами, рисунками,  схемами;

2) развитие  навыков аналогичного построения  схем, чертежей, моделей.

Наличие и уровень сформированности умений устанавливается на основе выполнения ребенком ряда заданий:

- придумать  предложение в соответствии с  предложенной знаковой моделью.  Затем по аналогии составить  модель произвольно придуманного  предложения;

- составить  и придумать задачу или рассказ  по определенным знаково-символическим схемам. По аналогии составить схему другой задачи или рассказа;

- умение  построить план (схематическое изображение)  расположения каких-либо предметов  в настольной игре, в комнате,  на определенной местности и т.д. [11,13,14].

Методика 5. Использование речи как средства преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие

Цель: развитие у дошкольников умения использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие.

Задачи:

1) подбор игр, которых дети будут устно излагать свои последующие действия;

2) постепенное  усложнение действий в игре.

Диагностическая процедура устанавливается на основе выполнения ребенком такого задания, о  последовательности и правильности выполнения которого ребенку предлагается рассказать.

Игра  «Научи другого…»: дети в парах строят из кубиков дом, выполняют рисунок  или другой вид деятельности. Один ребенок последовательно и максимально  конкретно говорит, что должен выполнить  другой. При этом второй ребенок  старается точно выполнить все  речевые указания. Затем роли меняются.

Игра  «Расскажи и сделай»: дети по очереди  придумывают и рассказывают последовательность каких-либо действий с игрушками, карандашом и бумагой и т.д., а затем  выполняют указанные действия. Количество и сложность возможных действий постепенно усложняется.

При выполнении самых разнообразных действий детям  предлагается рассказывать педагогу или  партнерам по взаимодействию, как  правильно выполняется то или иное действие [3,7,11,12,13].

 Таким образом, данные методические разработки способствуют улучшению развития речи, игровой и познавательной деятельности дошкольников, тем самым играют роль в формировании знаково-символических умений, таких как:

- замещение  знаками процессы, события;

- абстрагирование  представлений с помощью знаков и символов;

- использование  речи как средства преобразования  ориентировки в умственное действие;

- выполнение  простых действий схематизации  и моделирования. Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Заключение

Дошкольный  возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Крупнейший  ученый А.В. Запорожец в своих  работах пишет, что «целью дошкольного  обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Для умственного  развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего:

1) развитие  образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно – умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений;

2) воображение,  а именно – развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы [7].

Способность к замещению является фундаментальной  способностью человеческого ума. В  развитом виде она обеспечивает возможность  строить, осваивать и употреблять  символы и знаки, без которых были невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. Эта способность начинает складываться, как показал выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже, именно на рубеже трехлетнего возраста.

Но главное  для ребенка – это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающих в виде условных обозначений, чертежей и схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведет к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин «знаковая функция сознания» для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня развития детей.

Связано это название с тем, что для  нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы и цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачи и решить ее на основе данного графического изображения.

Постепенно  такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как  дети, запоминая этот принцип, могут  уже как бы нарисовать данные изображения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая  «знаковая функция сознания». Дети оказываются в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.

 Итак, анализ литературы по проблеме исследования показал, что благодаря развитию речи, игровой и изобразительной деятельности происходит зарождение знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте. Для дальнейшего формирования умений использовать знаково-символические средства в различных действиях и операциях используются специальные методики, с помощью которых у дошкольников развиваются навыки замещения, абстрагирования, схематизации, моделирования и т.д.

Таким образом, цель данной курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии. – М., 1982.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3. Проблемы развития психики. – М., 1983.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.

4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – Москва – Воронеж, 1988.

5. Глотова Г.А. Человек и знак. – Свердловск, 1990.

6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: «Лабиринт», 1988.

7. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М. – Воронеж, 1997.

8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

9. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975.

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.

11. Маланов  С. В. Развитие умений и способностей  у детей дошкольного возраста. – М., 2001.

12. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации и обучения. – М., 1981.

13. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988.

14. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968.

Информация о работе Формирование знаково-символической функции сознания в дошкольном возрасте