Формирование игровой зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:
1. Выяснить, как понятие игровой зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимости и ее причины.
3. Рассмотреть проявление компьютерной зависимости у подростков.
4. Провести исследование среди подростков на предмет игровой зависимости.
5. Проанализировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………7
1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7
1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10
1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12
1.4Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………15
1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления игровой компьютерной зависимости у подростков на примере игры «Worldof WarCraft»…...…………………………………………………...…..21
2.1 Организация и методы исследования……………………………….21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_igrovoy_zavisimosti_podrostkov_i_m.docx

— 65.85 Кб (Скачать файл)

Цели и задачи данной работы определили выбор методов исследования, которые позволили получить информацию о проявлении игровой зависимости  у подростков.

Для исследования игровой зависимости  у подростков, были подобраны две  методики:

1) Методика «Интернет-аддикция» американского психолога К. Янг, выполненный и адаптированные В.А Буровой. Данная методика состоит из 20 вопросов, за ответы на которые начисляется от 1 до 5 баллов, соответственно максимум можно набрать 100 баллов. Начиная с 40 баллов мы имеем возможность констатировать наличие киберзависимого поведения. Вопросы касаются в основном времени, проведенного в игре и нежеланием отвлекаться на внешние стимулы, в угоду виртуального мира.

2) Авторская методика Е.А. Щепилиной «Восприятие виртуальной реальности в компьютерной игре». Таким образом, в ключе опросника мы имеем 8 шкал. Приведем их описание:

1. Принадлежность к игровой субкультуре – знание и умение пользоваться игровым сленгом, отнесение себя в определенную социальную группу, предпочтение в общении людей того же круга.

2. Нецеленаправленность поведения связана с деятельностью в игровом мире. При входе в игру, как правило, не ставится никаких конкретных задач. В процессе игры происходит быстрое переключение внимания и потеря контроля над своими действиями. По окончанию игрового процесса, опрошенные часто не могут вспомнить, где именно они были и что делали.

3. Изменение состояния сознания в результате игровой деятельности - степень интегрированности виртуального мира в реальную жизнь, степень поглощенности деятельностью в игре, общее повышение\понижение эмоционального фона при подключении к игровому серверу.

4. Восприятие мира игры как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, уход в игру - восприятие игры как места, где можно чувствовать себя в безопасности, более комфортно и уверенно, чем в реальной жизни, уход от жизненных проблем посредствам игры.

5. Общение в игре.

6. Время проводимое за компьютерной игрой. Сходство и различие течения времени в игровом пространстве и в реальной жизни.

7. Восприятие игрового мира как проективной реальности. Особенности восприятия пространства игры.

8. Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный.

 

2.2 Анализ результатов экспериментального  исследования

В результате обработки и анализа  данных по тесту «Интернет-аддикция»  американского психолога К. Янг, выполненным и адаптированным В.А  Буровой, было выявлено, что игровая  зависимость имеется у 45% опрошенных, у 35% подростков показатели зависимости  выше среднего, и у 20% опрошенных игровая  зависимость отсутствует и ее предпосылки не были выявлены.

В таблице 1 (приложение 3) приведены данные методики Е.А. Щепилиной «Восприятие виртуальной реальности в компьютерной игре» в процентном соотношении.

Таблица 1 -

Принадлежность к сетевой субкультуре

5%

Нецеленаправленность поведения

0%

Изменение состояния сознания

5%

«Уход»

5%

Общение

5%

Неадекватное восприятие времени  в игре

0%

Восприятие компьютерной игры как  проективной реальности

5%

Стремление перенести нормы  из виртуального мира в реальный

5%


 

В таблице 2 (приложение 4) показано то, как испытуемые оценивают игровое пространство

 

Таблица 2 - оценка опрашиваемым игрового пространства

1-мерное

3-мерное

4-мерное

Вне измерений

Компьютерная игра безгранична

Игра имеет границы

0

20

0

5

45

30


 

На основе данных опросника Е.А  Щепилиной, попытаемся дать краткую  характеристику кибераддикту: это интровертированный, замкнутый человек, воспринимающий игру как единственное место, где  он может отгородиться от всех своих  проблем («Уход») и смочь влиять на происходящие там события («Игра  как проективная реальность»), считающий, что события эти возможно более  важные чем происходящие в реальном мире, и уж точно нравятся ему  куда больше («Стремление перенести  нормы из виртуального мира в реальный»). Он проводит в игре много времени  в игре и разбирается в её особенностях, но обычно его выход в игру является лишь бегством от реальности, поскольку  войдя в нее он зачастую не представляет, чем именно будет заниматься («Нецеленаправленность  поведения»).

Что же касается, высоких показателей  по шкале «Принадлежность к субкультуре», то здесь следует сказать, что  каким бы уровнем зависимости  человек не обладал, невозможно полноценно играть, не разобравшись в основных терминах, понятиях и правилах поведения, на выяснение чего и направлена данная шкала.

 

 

Вывод по 2 главе

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что 45% подростков принявших  участие в опросе страдают игровой  зависимостью, у 35% подростков показатели зависимости выше среднего, и у 20% опрошенных игровая зависимость  отсутствует и ее предпосылки  не были выявлены.

Среди шкал состояний выделенных Е.А. Щепилиной наиболее выраженными (более 50%) оказались:  Принадлежность к  сетевой субкультуре, неадекватное восприятие времени в игре, «уход», изменение состояния сознания.

Полученные в ходе исследования результаты, в целом по совокупности показателей всех представленных шкал, позволяют судить о довольно высоком  проценте игровой зависимости среди  подростков, что подтверждает гипотезу исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игровая зависимость форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Ее наличие или отсутствие у подростков, влияет на степень социальной активности, успеваемость в школе, психическое и физическое здоровье, в один из наиболее значимых периодов становления личности. Подростковый возраст – это период формирования жизненных ценностей, налаживания социальных связей с окружающими людьми. Ребенок, страдающий зависимостью от компьютерных игр, ограничивает свой круг общения только компьютером, нередко замыкается в себе. Поэтому изучение проблемы компьютерной игровой зависимости у подростков в настоящее время очень актуально.

На основе теоритического анализа  было определено, что содержание понятия  «игровая зависимость» представляет собой форму психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми, приводящей к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, в том числе ограничению общения с другими людьми.  Было произведено разделение компьютерных игр на ролевые и неролевые, при этом ролевой вид игр был отнесен к более «опасному» в плане киберзависимости.

Рассматривая особенности подросткового  возраста, было отмечено, что данный возрастной период в силу психологических  особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.

В ходе эмпирического исследования было выявлено, что 45% подростков принявших  участие в опросе страдают игровой  зависимостью, у 35% подростков показатели зависимости выше среднего, и у 20% опрошенных игровая зависимость  отсутствует и ее предпосылки  не были выявлены.

Среди шкал состояний выделенных Е.А. Щепилиной наиболее выраженными (более 50%) оказались:  Принадлежность к  сетевой субкультуре, неадекватное восприятие времени в игре, «уход», изменение состояния сознания.

Полученные в ходе исследования результаты, в целом по совокупности показателей всех представленных шкал, позволяют судить о довольно высоком  проценте игровой зависимости среди  подростков, что подтверждает гипотезу исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Антропов, С.А. Компьютерная зависимость./ С.А. Антропов [Электронные ресурсы] - режим доступа http://www.winzone.ru/articles/315
  2. Байярд Р.Т.  Ваш беспокойный подросток/ Р.Т. Байярд - М.:Семья и школа, - 1995. - 348 c.;
  3. Бурова В.А. Кибераддикт - Человек Играющий?/В.А. Бурова [Электронные ресурсы] - режим доступа http://user.lvs.ru/vita
  1. Глассер Э. Исследование игровой зависимости/ Э. Глассер [Электронные ресурсы] - режим доступа http://mmogame.ru/index/news/1880

  1. Гудимов В.В. Психология киберигр/ В.В Гудимов[Электронные ресурсы] - режим доступа http://www.mytests.ru/articles/381.html
  2. Енцов Я.С., Разина Г.В. Психология ребенка - Я - геймер!/ Я.С. Енцов., Г.В. Разина [Электронные ресурсы] - режим доступаhttp://www.iwoman.ru/Subjects-index-req-viewpage-pageid-5040.html
  3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека/ М.С. Иванов [Электронные ресурсы] - режим доступа http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2.html
  4. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии/Ц.П. Короленко – 1991 -№1.
  1. Котляров А.В. Другие наркотики или HomoAddictus: Человек зависимый/ А.В. Котляров, Изд-во Института Психотерапии, М. 2006с. – 378 с.

  1. Малыгина Ю.А. Причины компьютерной зависимости/Ю.А. Малыгина, М.:Авант-2006 -70 с.

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь/C.И. Ожегов [Электронные ресурсы] - режим доступа http://www.ozhegov.org/alfabet/z4.shtml
  2. Старшенбаум Г.В Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей/Г.В. Старшенбаум, М., -2006 - 367 с.
  3. Хейзинга Й. HOMO LUDENS: Опыт определения игрового элемента культуры/Й. Хейзинга, -1997 - 352 с.
  4. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, -2003 - 608с.
  5. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал. -1999, т.20, №1.
  1. Ягияев И.И. Анализ компьютерных игр и кибераддикции с позиций аналитической психологии. http://psynet.by.ru/texts/game_analit.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

« Тест на игровую компьютерную зависимость»  Кимберли Янг, выполенный и адаптированный В.А.Буровой

 

1. Часто ли Вы замечаете,  что проводите он-лайн больше  времени, чем намеревались?

2. Часто ли Вы пренебрегаете  домашними делами, чтобы провести  больше времени в Компьютерных  играх?

3. Часто ли Вы предпочитаете  пребывание в Виртуальной реальности  интимному общению с партнером?

4. Часто ли Вы заводите  новые знакомства с пользователями  Компьютерных игр, находясь он-лайн?

5. Часто ли окружающие  интересуются количеством времени,  проводимым Вами в Компьютерной  игре?

6. Часто ли страдают  Ваши успехи в учёбе или  работе, так как Вы слишком  много времени проводите за  компьютерной игрой?

7. Часто ли Вы проверяете  электронную почту раньше, чем  сделать что-то другое, более необходимое?

8. Часто ли страдает  Ваша производительность труда  из-за увлечения Компьютерными  играми?

9. Часто ли Вы занимаете  оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы  занимаетесь находясь за ПК?

10. Часто ли Вы блокируете  беспокоящие мысли о Вашей  реальной жизни, утешительными  мыслями о компьютерной игре?

11. Часто ли Вы обнаруживаете  себя предвкушающим, как вновь  окажетесь в Компьютерной игре?

12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Игры скучна, пуста и безрадостна?

13. Часто ли Вы ругаетесь,  кричите или иным образом выражаете  свою досаду, когда кто-то пытается  отвлечь Вас от пребывания  в Компьютерной игре?

14. Часто ли Вы пренебрегаете  сном, засиживаясь за игрой допоздна?

15. Часто ли Вы предвкушаете, в какую игру будете играть, или фантазируете о пребывании  в ней?

16. Часто ли Вы говорите  себе «последняя миссия», находясь  в игре?

17. Часто ли терпите  поражение в попытках сократить  время, проводимое за компьютерной  игрой?

18. Часто ли Вы пытаетесь  скрыть количество времени, проводимое  Вами за компьютерной игрой?

19. Часто ли Вы выбираете  провести время за компьютерной  игрой, вместо того, чтобы выбраться  куда-либо с друзьями?

Информация о работе Формирование игровой зависимости у подростков