Формирование и развитие воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что воображение выполняет ряд определенных функций в жизни человека. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Содержание

Введение
Сущность и виды воображения…………..………..…………………….4
Функции воображения…………………………………………….……...9
Формирование, развитие, методики воображения……………………..13
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач общая психология.docx

— 128.58 Кб (Скачать файл)

      Воображение  выступает как своеобразное отражение  свойств личности, психологического  состояния или настроя человека. Возникновении образов фантазии – это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.

      Физиологическую  основу памяти составляет замыкание  временных нервных связей и  их последующая актуализация (возобновление,  растормаживание). Если в процессе  памяти замкнувшаяся связь в  дальнейшем возобновляется, то в  процессе воображения образовавшиеся  в течении жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы.

Воображение является функцией коры головного больших полушарий. Вместе с тем сложность структуры воображения и его связь с эмоциями даёт основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамолимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушарии головного мозга).

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование, развитие, методики воображения.

Воображение ребенка проявляется  и формируется, когда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует  Разнообразны виды деятельности, формирующие  творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в  этом процессе. Являясь ведущей деятельностью  ребенка, она в наибольшей степени  способствует формированию новообразований  ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

 Важную роль в развитии  воображения играют взрослые, организующие  и направляющие деятельность  ребенка. Поскольку образы воображения  возникают на основе уже имеющегося  у человека опыта, представлений,  особое значение имеет деятельность  воспитателя, направленная на  расширение, уточнение, обогащение  опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

Важным условием формирования творческого воображения детей  является воспитание педагогом своей  креативности. Он должен стремиться к  тому, чтобы работа его носила исследовательский  характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные  пути к развитию творческих потенциалов  своих воспитанников. Итак, появление  зачатков воображения, связанное с  зарождением знаковой функции сознания, относится к концу раннего  детства. В преддетском периоде воображение имеет пассивный, воссоздающий непроизвольный характер, развито слабо.

 Существенные изменения  в развитии воображения ребенка  происходят в дошкольном и  младшем школьном возрасте. Они  не ограничиваются дальнейшим  совершенствованием непроизвольного  воображения. В числе важных  психологических новообразований  дошкольного и младшего школьного  детства: появление качественно  новых типов воображения —  произвольного и творческого.  Возникновение и дальнейшее развитие  этих видов воображения связано  с зарождением новых для ребенка  сложных видов деятельности. Возникая  первоначально под влиянием словесных  воздействий взрослых в сюжетно-ролевой  игре, в дальнейшем произвольное  воображение ребенка проявляется и в других видах деятельности, осуществление которых невозможно без предварительного планирования (изобразительная, трудовая, музыкальная, бытовая, учебная).

 На протяжении детского  возраста активно развивается  творческое воображение ребенка.  Он создает образы воображения  путем комбинирования и преобразования  имеющихся представлений доступными  ему способами. Образы воображения  ребенка отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

 Воображение ребенка  проявляется и формируется в  процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности — игра, рисование, лепка и др. Воображение является важным средством познания детьми окружающего мира. Более того, оно в значительной степени определяет развитие личности в целом.

 Важную роль в формировании  воображения ребенка играет взрослый  — его педагогическая позиция,  креативность, личность его в  целом. Педагог должен не только  создать условия для проявления  воображения детей. В процессе  организации и руководства их  деятельностью следует активно  воздействовать на развитие данного  процесса, обогащать представления  детей, обучать их эффективным  приемам манипулирования образами  воображения, использовать специальные  упражнения, стимулирующие детское воображение, и т. д.

 С целью развития  детского воображения следует  использовать разнообразные виды  деятельности ребенка, особенно  широко — специфически дошкольные. Успех в развитии воображения  ребенка тесно связан с креативностью  самого педагога, его творчеством. Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

Воображение у людей развито  по-разному, и оно по-разному проявляется  в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности  воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения  характеризуется яркостью образов  и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения  легко оценивается, когда продуктом  воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у  авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в  низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой  затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая  и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости  образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая  шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые  переживаются ими как видение, а  на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения  мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между  людьми выявляются в отношении характера  доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием  зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое  развитие всех или большинства типов  воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или  иному типу воображения очень  существенно отражается на индивидуально-психологических  особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного  типа очень часто драматизируют  ситуацию в своих размышлениях, представляя  себе несуществующего оппонента.

Человек не рождается с  развитым воображением. Развитие воображения  осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в  дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Оно развивается в тесной связи  с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также  в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка – в автомашину. Следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность – игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение  не только конкретные образы, но и более  отвлеченные представления и  понятия. Более того, речь позволяет  ребенку перейти от выражения  образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью  сопровождается увеличением практического  опыта и развитием внимания, что  позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые  он воспринимает уже как самостоятельные  и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Объект игры ребенка часто существует только в воображении, равно как и для взрослых, элемент воображения является важным переходом из мира работы в мир игры и отдыха. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения.

Другой важнейший сдвиг  в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания  учебного материала обуславливает  активизацию процесса воссоздающего  воображения. Для того чтобы усвоить  знания, которые даются в школе, ребенок  активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов  восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного  развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления  об объектах и явлениях реального  мира. Эти представления служат необходимой  основой для воображения и  стимулируют творческую деятельность школьника.

Можно сделать вывод, что  основное значение воображения состоит  в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного  результата и промежуточных результатов. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью.

Воображение ребенка связано  в своих истоках с зарождающейся  к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемые, строить из материала накопленных представлений новые образы.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно не отделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

Создание образов воображения  связано с применением ряда приемов.

Одним из таких приемов  является комбинирование элементов  в целостный новый образ. Комбинирование – это не простая сумма уже известных элементов, а творческий синтез, где элементы преобразуются, изменяются, выступают в новых соотношениях. Так, образ Наташи Ростовой был создан Л.Н. Толстым на основе глубокого анализа особенностей характеров двух близких ему людей – жены Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны. Менее сложным, но тоже весьма продуктивным приемом формирования нового образа является агглютинация (от лат. agglluninary – приклеивать) – соединение несоединимых в реальной жизни свойств, качеств, частей различных предметов (русалка, сфинкс, кентавр, Пегас, избушка на курьих ножках). В технике при помощи этого приема созданы аккордеон, троллейбус, танк-амфибия, гидросамолет и т. п.

      Своеобразным  способом создания образов воображения  является акцентирование – заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета. Этот прием часто используется в карикатурах, шаржах. Одной из форм акцентирования является гиперболизация – прием уменьшения (увеличения) самого предмета (великан, богатыри, Дюймовочка, гномы, эльфы) или изменение количества и качества его частей (дракон о семи головах, Калимата – многорукая индийская богиня).

      Распространенным  приемом создания творческих  образов является типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. Например, Печорин – это «...портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Тип – это индивидуальный образ, в котором объединены в одно целое наиболее характерные признаки людей класса, нации или группы.

      К приемам  создания новых образов относятся  также схематизация и конкретизация. Схематизация заключается в сглаживании различий предметов и выявлении черт сходства между ними. Примером может служить создание орнамента из элементов растительного мира.

В настоящее время, согласно результатам исследования, существует несколько видов методов исследования и диагностики детского воображения:

Информация о работе Формирование и развитие воображения