Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
Предметом исследования является влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы воспитания культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
- Выявить особенности воспитания культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить систему работы, определить степень эффективности использованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
2. Расширяется круг
культурно-гигиенических
Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе.
3. Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества.
Методы диагностики культурно - гигиенических навыков просты. Главным методом является наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, надо провести предварительную работу, составить таблицу «Освоение детьми от одного до семи лет культурно - гигиенических навыков», а затем проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса:
1. Эмоциональное отношение ребенка к бытовому процессу…
2. Что важнее для ребёнка процесс или результат…
3.Отношение к используемым предметам...
4. Проявление самостоятельности ребёнка....
-как реагирует на столкновение с трудностями
-необходим ли контроль
взрослого при выполнении
- умеет ли малыш
самостоятельно оценить достигн
5. Взаимоотношения со сверстниками;
6. Взаимоотношения со взрослым;
Цель такой диагностики
изучения ребенка, обусловлена требованиями
педагогического процесса, а результаты
диагностики обеспечат
Для того, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой опыт и специальные знания о ребенке.
В книге «Педагогическая
практика в детском саду», авторы
В.П. Дуброва и Е.П. Милашевич в
изучении сформированности культурно
– гигиенических навыков опираю
Выводы
В результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.
Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.
Чаще всего дети учатся
культурно-гигиеническим
Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах “Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла к выводу, что его по данной теме не достаточно.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Список литературы
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
2. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.
4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.
9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998.
10. Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.
11. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
13. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
14. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990.
15. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005/
16. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
17. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. – (Программа развития).
18. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
19. Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1980.
20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
22. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
23. Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
24. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.: Мозайка – Синтез, 2007.
25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
27. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
28. Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.
29. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11.
Тема: «Воспитание культурно-
Преподаватель:
Дата представления:
Дата рецензирования:
Черняховск, 2010.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что самые прочные привычки,
как полезные, так и вредные, формируются
в детстве. Вот почему так важно с самого
раннего возраста воспитывать у ребенка
полезные для здоровья навыки, закреплять
их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое
воспитание - основа санитарной культуры,
необходимое условие формирования у детей
установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной
гигиены играет важнейшую роль в охране
их здоровья, способствует правильному
поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения
детьми необходимых гигиенических правил
и норм поведения зависит не только их
здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых. В процессе повседневной работы
с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы выполнение правил личной гигиены
стало для них естественным, а гигиенические
навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно-
гигиенических навыков детей дошкольного
возраста всегда будет стоять на одном
из первых мест в проблеме воспитания
дошкольников.
1.Культурно-гигиенические
навыки.
Культурно-гигиенические навыки – важная
составная часть культуры поведения. Необходимость
опрятности, содержание в чистоте лица,
тела, прически, одежды, обуви, продиктована
не только требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений. Дети должны понимать,
что в соблюдении этих правил проявляется
уважение к окружающим, что любому человеку
неприятно касаться грязной руки или смотреть
на неопрятную одежду. Неряшливый человек,
не умеющий следить за собой, своей внешностью,
поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
имеет значение не только для успешности
социализации детей, но и для их здоровья.
С первых дней жизни при формировании
культурно-гигиенических навыков идёт
не просто усвоение правил и норм поведения,
а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя
этот процесс оставлять на потом - пусть
пока ребёнок останется ребёнком, а приучить
его к правилам можно и позже. Это неверное
мнение! Психическое развитие - процесс
неравномерный, его линии идут не одновременно,
есть периоды наиболее быстрого развития
тех или иных функций, психических качеств.
Эти периоды называются сензитивными,
и период раннего и дошкольного детства
наиболее благоприятный для формирования
культурно-гигиенических навыков. Затем
на их основе строится развитие других
функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают
с такой линией психического развития,
какразвитие воли. Малыш ещё
ничего не умеет делать, поэтому всякое
действие даётся с большим трудом. И не
всегда хочется доводить начатое дело
до конца, особенно если ничего не получается.
Пусть мама или воспитательница покормит,
вымоет руки, ведь так трудно удержать
скользкое мыло, когда оно выскакивает
из рук и не слушается. Очень тяжело встать
рано утром, да ещё и самому одеться: надо
помнить всю последовательность одевания,
уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки:
мама это сделает лучше, да и быстрее. И
если взрослые спешат прийти на помощь
ребёнку при малейшем затруднении, освободить
его от необходимости прилагать усилия,
то очень быстро у него сформируется пассивная
позиция: "Застегните", "Завяжите",
"Оденьте".
Для того чтобы завершить действие, получить
качественный результат, сделать всё в
правильной последовательности, красиво
и аккуратно, нужно приложить волевые
усилия.
Так для ребёнка важным становится качество
выполнения действия, он учится доводить
начатое дело до конца, удерживать цель
деятельности, не отвлекаться. И теперь
уже не взрослый напоминает ему о необходимости
того или иного действия, а сам он по своей
инициативе его сам совершает, контролирует
его ход. При этом формируются такие волевые
качества личности, как целеустремлённость,
организованность, дисциплинированность,
выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков
создает условия для формирования основ
эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться
к себе, сравнивать, насколько она изменилась,
когда её причесали, завязали бантики.
Важно, чтобы взрослый при совершении
бытовых процессов ненавязчиво обращал
внимание ребёнка на изменения в его внешнем
виде. Смотря в зеркало, малыш не только
открывает себя, но и оценивает свой внешний
вид, соотносит его с представлением об
эталоне, устраняет неряшливость в своей
одежде и внешности. Таким образом, складывается
критическое отношение к своему облику,
рождается правильная самооценка. Ребёнок
постепенно переходит к контролю над своим
внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков
связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может
дать моральную оценку действиям человека
или героя сказки. Пока она ещё основана
на переносе общего эмоционального отношения
ребёнка к человеку или персонажу: нравится-
значит хороший, не нравится- значит плохой.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться
моральные понятия "хорошо", "плохо".
Дети относят к ним поступки других людей
и на этом основании оценивают поведение.
Надо помнить, что ребёнку трудно оценить
сложные поступки, гораздо легче бытовое
поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических
навыков складываются и развиваютсянравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие
от того, что они сначала выполняют действия
сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
В четыре года удовольствие ребёнку доставляет
правильность выполнения действия, что
подтверждается соответствующей оценкой
взрослого. Стремление заслужить одобрение,
похвалу является стимулом, побуждающим
малыша к выполнению действия. И только
потом, когда он поймёт, что за каждым действием
стоит правило, усвоит нравственную норму,
соотнесёт её с действием, он начинает
испытывать удовольствие от того, что
поступает в соответствии с нравственной
нормой. Теперь он радуется не тому, что
он вымыл руки, а тому, что он аккуратный:
"Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
2. Объем и содержание культурно-
гигиенических навыков в разных возрастных
группах.
Врачами и педагогами разработаны содержание
и методика гигиенического обучения детей,
которая строго дифференцируется в зависимости
от возраста ребенка. По мере роста и развития
детей самостоятельность и активность
их увеличивается. Это, естественно, учитывается
в педагогических приемах. Так, в младшем
дошкольном возрасте обучение строится
на совместных действиях взрослого и ребенка,
показе, объяснении. В старшем дошкольном
возрасте важно обоснование требований,
контроль и самоконтроль за их выполнением.
Это можно продемонстрировать на примере
освоения детьми навыка мытья рук (методика
Л.Г. Нисканен).
Ребенка начинают приучать мыть руки с
раннего возраста. Так, в ясельной группе
(1-2 года) руки ребенку моет няня или воспитатель.
В первой младшей группе (2-3 года) ребенок
пытается мыть руки сам, взрослый помогает
ему и постоянно напоминает, что это надо
делать перед едой и после загрязнения.
Во второй младшей группе (3-4 года) воспитатель
учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок
должен засучить рукава, смочить руки
водой и намылить так, чтобы образовалась
пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть
руки полотенцем. Попутно воспитатель
поясняет, что мыльная пена хорошо удаляет
грязь. В следующей возрастной группе
(4-5 лет) этот навык закрепляется. Воспитатель
должен следить, чтобы при мытье рук ребенок
выполнял все элементы, из которых этот
навык складывается. К 5 годам ребенок
должен научиться тщательно мыть руки.
К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники
не только усвоили правильные приемы мытья
рук, но и осознавали необходимость выполнения
этой гигиенической процедуры, как перед
едой, так и после посещения туалета, игр
с животными.
Воспитатель в беседе объясняет детям,
что во время мытья удаляется не только
грязь, но и микробы, которые могут вызвать
различные заболевания. Однако и здесь
воспитатель должен контролировать последовательность
и качество выполнения всех элементов
навыка.
Программой детского сада предусмотрено
формирование различных культурно-гигиенических
навыков, которыми должны овладеть дети
каждой возрастной группы к концу учебного
года (табл.).
Перечень культурно- гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста.
|
| ||
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников