Формирование профессиональных способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;

2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;

3.Исследовать профессиональные способности студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

вся.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)
 

     В таблице 3.3. мы видим, что у женщин оценочный коэффициент выше, чем  у мужчин, можно сделать вывод, что женщина наиболее общительней, и она обладает более эффективными организаторскими способностями.

     Таким образом, студенты третьего курса имеют  наибольший результат в коммуникативных  и организаторских способностях, чем студенты первого курса. Так как для исследования мы брали студентов не одних и тех же, то есть сначала изучили их на первом курсе, а затем их же на третьем, мы исследовали студентов одной специальности. Предполагая, что большинство первокурсников имеют коммуникативные и организаторские способности на одном уровне, а к третьему курсу данные способности развиваются в одном темпе, можно сделать вывод, что студенты, учась в университете, с каждым годом развивают свои способности и умения, и к окончанию пятого курса они могут стать профессионалами в общении и в организации кого или чего- либо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данной курсовой работе было рассмотрено формирование профессиональных способностей личности. Личностное развитие человека и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются важными в совершенствовании как работы.

     Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

     Говоря  о способностях, необходимо иметь  в виду следующее:

     -это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей считается индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности;

-способности служат успешному выполнению деятельности;

-на  основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности.

     Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в  деятельности.

     Способности бывают учебными, творческими, умственными, специальными, математическими, музыкальные, литературные и т.д. У одного человека могут быть развито несколько способностей.

     Можно выделить стадии развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант и гениальность. Если какую-либо стадию не развивать, то последующей стадии не будет.

     В данной работе были рассмотрены межполовые различия способностей людей, таких различий множество, например: женщины используют больше мозга, чем мужчины, женский мозг интенсивнее реагирует на эмоции, у женщин острее память и т.д. Так можно сделать вывод, что женщины действительно наиболее приспособлены к жизни, чем мужчины.

     Анализируя формирование готовности у будущих менеджеров, можно сказать, что это представляет собой сложный процесс, который предполагает учет воздействующих на его эффективность факторов, а также построение деятельности в соответствии с его структурой. Процесс формирования готовности будущих менеджеров состоит из трех этапов: информационно-ориентировочного, рефлексивно-оценочного и самореализующего.

     Исследовав  коммуникативные и организаторские  способности студентов первого и третьего курсов, выяснила, что в период обучения у студентов происходит более адекватное формирование профессиональных способностей. У них создается образ специалиста, обладающего определенным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, четче осознаются трудности профессии, связанные с процессом профессиональной подготовки, приобретением определенных знаний, умений, навыков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Ананьев Б. Индивидуально-психологические особенности профессионального становления студентов-психологов[Текст] / Б.Ананьев - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С.97-98.
  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.,2005, 168 с.
  3. Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. — 2003. - Т. 6.-№ 2. - С. 103-106.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2004 – 511 с – (Современное образование).
  5. Венда В. Ф. Перспективы развития психологической теории обучения // Психологический журнал. — 2002. - Т. 1. - № 4.
  6. Гегель. Энциклопедия философских наук. Научная логика. М.,2005. 574 с.
  7. Гоноболин Ф.Н. Психология – М: Просвещение, 2003. – С 139–140
  8. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2003. 31 с.
  9. Данилова М.М. Исследование эффективности формирования профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии  // Проблемы современной экономики. - № 1-2.  - 2006.
  10. Данилова М. М., Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
  11. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 2007.с.96
  12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во Моск. Ун-та. – 2004.
  13. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 2005. № 2. с.67 – 69.
  14. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. – М., 2006.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583с. – (серия «Учебник нового века»)
  16. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639с. – (Основы наук)
  17. Нуркова В.В., Брезанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.
  18. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 2003.
  19. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж: НПО Модэк, 2005.
  20. Розин В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. – М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. – 544с.
  21. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2004. 424 с.
  22. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 592с.
  23. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе  профессионализации//Вопросы психологии.2004.№6.с.72 -83.
  24. Шадриков В Д. Деятельность и способности. М., 2004.
  25. Шарухин А. П. Психология менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005.
  26. Юнг К. Г. Психологические типы. «Университетская книга» [Текст] / К. Г Юнг -АСТ. - М., 2006 -280с
  27. Якунин В.А Педагогическая психология.: Учеб. пособие - 2-е изд. [Текст] / В.А Якунин – СПб.: Изд-во , 2004.-329 с
  28. Ярошевский М.Г Психология. Словарь [Текст] / М.Г. Ярошевского- М: Политиздат .2007.- 494 с
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика  по определению коммуникативных  и организаторских склонностей (КОС-2)

1. Есть  ли у Вас стремление к изучению  людей и установлению знакомств  с различными людьми?

2. Нравится  ли Вам заниматься общественной  работой? 

3. Долго  ли Вас беспокоит чувство обиды,  причиненной Вам кем-либо из  Ваших товарищей? 

4. Всегда  ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много  ли у Вас друзей, с которыми  Вы постоянно общаетесь? 

6. Часто  ли Вам удается склонить большинство  своих товарищей к принятию  ими Вашего мнения?

7. Верно  ли, что Вам приятнее и проще  проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если  возникли некоторые помехи в  осуществлении Ваших намерений,  то легко ли Вам отказаться  от своих намерений? 

9. Легко  ли Вы устанавливаете контакты  с людьми, которые значительно  старше Вас по возрасту?

10. Любите  ли Вы придумывать или организовывать  со своими товарищами различные  игры и развлечения? 

11. Трудно  ли Вам включаться в новые  для Вас компании (коллективы)?

12. Часто  ли Вы откладываете на другие  дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко  ли Вам удается устанавливать  контакты и общаться с незнакомыми  людьми?

14. Стремитесь  ли Вы добиться, чтобы Ваши  товарищи действовали в соответствии  с Вашим мнением? 

15. Трудно  ли Вы осваиваетесь в новом  коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь  ли Вы при удобном случае  познакомиться и побеседовать  с новым человеком? 

18. Часто  ли в решении важных дел  Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают  ли Вас окружающие люди, и хочется  ли Вам побыть одному?

20. Правда  ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится  ли Вам постоянно находиться  среди людей? 

22. Возникает  ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете  ли Вы затруднения, если приходится  проявлять инициативу, чтобы познакомиться  с новым человеком? 

24. Правда  ли, что Вы утомляетесь от частого  общения с товарищами?

25. Любите  ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто  ли Вы проявляете инициативу  при решении вопросов, затрагивающих  интересы Ваших товарищей? 

27. Правда  ли, что Вы чувствуете себя  неуверенно среди незнакомых  людей? 

28. Верно  ли, что Вы редко стремитесь  к доказательству своей правоты?

29. Полагаете  ли, что Вам не представляет  особого труда внести оживление  в малознакомую группу?

30. Принимаете  ли Вы участие в общественной  работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь  ли Вы ограничить круг своих  знакомых?

32. Верно  ли, что Вы не стремитесь отстаивать  свое мнение или решение, если  оно не было сразу принято  товарищами?

33. Чувствуете  ли Вы себя непринужденно, попав  в незнакомый коллектив? 

34. Охотно  ли Вы приступаете к организации  различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда  ли, что Вы не чувствуете себя  достаточно уверенным и спокойным,  когда приходится говорить что-либо  большой группе людей? 

36. Часто  ли Вы опаздываете на деловые  встречи, свидания?

37. Верно  ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто  ли Вы смущаетесь, чувствуете  неловкость при общении с малознакомыми  людьми?

40. Правда  ли, что Вы не очень уверенно  чувствуете себя в окружении  большой группы своих товарищей? 

Бланк ответов

№ вопроса Ответ

«+»или «-»

№ вопроса Ответ

«+»или «-»

№ вопроса Ответ

«+»или «-»

№ вопроса Ответ

«+»или «-»

1   11   21   31  
2   12   22   32  
3   13   23   33  
4   14   24   34  
5   15   25   35  
6   16   26   36  
7   17   27   37  
8   18   28   38  
9   19   29   39  
10   20   30   40  

Информация о работе Формирование профессиональных способностей личности