Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, курсовая работа
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
38
ВВЕДЕНИЕ
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных подростков. Неизбежна переоценка ценностей в условии изменений сложившихся устоев
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.
Современное подрастающее поколение поставлено в экспериментальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
Исследованием формирования ценностных ориентаций подростков занимались Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М. Рокич, А.А. Радугин, и др. В Беларуси изучению иерархии ценностей подростков посвятили работы Е.М. Бабасов, С.Е. Бабасов, Г.М. Грибов, Л.С. Титаренко, а проблемы формирования культурных ценностей в процессе досуговой деятельности рассматривали Я.Д. Григорович, И.А. Малахов, А.А. Гримоть, Л.И. Козловская, Т.Н. Родевич. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие.
Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики формирования ценностных ориентаций подростков. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остается в стадии изучения. Анализ данной области показал, что актуальным представляется поиск ответа на вопрос о том, каковы условия формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности. В связи с этим были определены:
Цель исследования: определить условия формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности.
Объект исследования: подростки;
Предмет исследования: процесс формирования ценностные ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности.
Гипотеза исследования представляла собой предположение о том, что для устойчивого формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности необходимы следующие условиях:
1.
2.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования ценностных ориентации подростков в процессе досуговой деятельности;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности социализации подростков;
3. Определить сущностные характеристики процесса формирования ценностные ориентации подростков в процессе досуговой деятельности;
4. Определить роль досуговой деятельности в формировании ценностных ориентаций подростков;
5. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов по работе с подростками.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, методика « Ценностные ориентации» М. Рокича, анкета, направленная на выявления спектра интересов подростков в свободное время.
База исследования: СШ № 22, г. Минск, ул. Грицевца, 9
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности
1.1 Ценностные ориентации как понятие социальной педагогики
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1, с. 23]. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее – индивидуальное", либо по параметру "реально действующее – рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [1, с. 35].
По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов [29, с. 732].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. С.Л. Рубинштейн утверждал, что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных ориентиром потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого [22, с. 365]. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
С. Немов под "личностью" понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [18, с. 109]. В.А. Петровский говорил, что быть личностью – значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром [21, с. 78]. В.С. Мухина говорила, что личность – это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества [17, с. 17]. Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свете современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной [16, с. 20].
Немов Р.С. рассматривает ценностные ориентации как-то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [18, с. 76]. Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [9, с. 122].
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А.Рубинштейном [22, c. 130-160].
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для личности некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. [31, с.37]. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих [11, с. 78].
Гаврилюк В.В. и Трикоз Н.А., в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: «смысложизненную систему», объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; витальную систему – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; интеракционистскую систему – это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь; социализационную систему – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот [12, c. 96].
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру [30, с. 110].
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [7, с. 28].
Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [19, с. 51].
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно, когда мы говорим о ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание [2, с. 35].
Члены семьи, как и педагоги, представители человеческой культуры, направляют подростков на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок «делает свое черное дело» и втягивает подростков и поток лжеценностей.
Так как ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к себе самой, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.
Персональная иерархия ценностей строго индивидуальна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Ценности – основа и цель воспитания, начиная с семьи, детских садов, школ и других социальных институтов. У подростков ценностные ориентации в основном находятся на стадии формирования. В связи с особенностями подросткового возраста, личностной нестабильностью, выбор приоритетов часто меняется.
Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности