Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у подростков в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Колодинской Н.М. 332 группа.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для того, что бы сформировать ценностные ориентации  подростков в процессе досуговой деятельности, необходимо соблюдение следующих условий:

1.                                       Организация целенаправленной деятельности социальных институтов по формированию ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности;

2.                                       Проведение досуговых мероприятий, направленных на формирование ценностных ориентаций подростков;

 

2.2 Методические рекомендации для социальных педагогов по формированию ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности

Учитывая все вышесказанное, дадим ряд рекомендаций, позволяющих усилить и оптимизировать содержание программ по формированию ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности.

Во-первых, необходим постоянный контроль за проведением всевозможных мероприятий, их содержанием, участием в них всех подростков, педагогов, необходимых специалистов. Следует усилить информационную базу, то есть повышать уровень информированности подростков о ценностных ориентациях различными способами.

Во-вторых, культурно-досуговую внеурочную деятельность насыщать мероприятиями, которые бы заинтересовывали подростков, соответствовали их возрасту и уровню развития. Необходимо организовывать кружки и центры творчества. Пропаганда активной досуговой деятельности должна сопровождаться конкретными спортивными мероприятиями, викторинами, соревнованиями с вручением призов (например, поход в театр, цирк и т.д.).

В-третьих, подобные программы на базе образовательных учреждений должны включать в себя различные направления.

Первое направление – разработка образовательных программ, ориентированных на формирование ценностных ориентаций в процессе досуговой деятельности.

В настоящее время необходимо методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания найти достойное место в общеобразовательных программах основам активного досуга и формированию  ценностей.

Формирование ценностных ориентаций в процессе досуговой деятельности, несомненно, должно идти не через нравоучения, а через организацию насыщенной положительными эмоциями физической двигательной активности, спортивных занятий, через практикум коммуникативных навыков, чтобы создавать поддержку в среде сверстников.

Образовательные программы по формированию ценностных ориентаций посредствам досуговой деятельности должны быть основаны на дифференцированном подходе к детям с точки зрения их возраста (средний и старший школьный возраст).

К этому направлению следует отнести образовательные программы, ориентированные на формирование у подростков, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и активной досуговой деятельности. Такие программы относятся к уровню первичной профилактической работы и осуществляются путем "обучения через предмет". Это аксиология, воспитание ценностей и навыков активной жизни через развитие физической культуры школьников.

В-четвертых, чтобы обеспечить развитие в образовательном учреждении всех направлений первичной профилактической работы, необходимо в каждой территории для методического обеспечения первичной профилактической помощи на постоянной основе организовать межшкольные обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников детства по методам и формам активной профилактической работы в образовательной среде, а также путям обмена новым опытом в этой работе.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что только последовательное, этапное и комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных "ключевых" проблем, сделает работу по формированию ценностных ориентаций в процессе досуговой деятельности системной, конструктивной и позволит преодолеть негативные тенденции.

Отдельно взятая школа не может в глобальном масштабе решить проблему низкого уровня сформированности представлений подростков о ценностях и активном досуге. Активное участие должны принимать общественные организации, социальные педагоги, психологи. Только в комплексе с данной проблемой можно справиться и воспитать более здоровое в физическом и психологическом отношении поколение, от которого зависит будущее всего нашего общества.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций – это результат свободного, личностно осмысленного выбора. Приобщая подростков к различным видам социальной и культурной активности, сфера досуга способствует проявлению творческого потенциала, обогащению подростков общечеловеческими и культурными ценностями.

Именно поэтому основным путем формирования и корректировки ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности должны стать целенаправленная, планомерная и систематическая организация досуга и перевод его на более высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Содержательная досуговая деятельность в целом присуща не­значительной массе подростков. У подавляющего большинства культура досуга невысока. Отсутствие в обществе педагогической системы, которая оказывает влияние на подростковый досуг и обес­печивает его материальную базу, ориентирует подростка только на развлечения. Немаловажную роль в этом играет подражательность взрослым.

Однако вместе с общественными ценностями в сфере досуга существуют ценности индивидуальные, часто не совпадающие с общественными. Возникает противоречие. С одной стороны, че­ловек со своей частной личностной позицией по отношению к досугу, а, с другой, — общество, стремящееся побудить его к со­держательной, социально полезной досуговой деятельности. Со­циальный педагог оказывается в центре этого противоречия, в цен­тре проблемы, которая с каждым днем приобретает большую ост­роту.

По результатам  исследования можно сделать вывод о том, что такой важный элемент личностной структуры, как ценностные ориентации, сформирован не полностью. У некоторых подростков ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения подростков. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. Несформированность основного механизма выделения ценностей – препятствует учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу.

Так же в ходе исследования нами было установлено следующее: наиболее значимыми терминальными ценностями для подростков является любовь, активная деятельная жизнь (15%), здоровье, наличие хороших верных друзей (12%), интересная работа (10%), материальная обеспеченность (8%), жизненная мудрость (6%), свобода (6%), уверенность в себе, счастье других, развитие (4%), творчество, познание (2%). Менее значимыми терминальными ценностями являются: красота природы и искусства (14%), материально-обеспеченная жизнь, развлечения (12%), продуктивная жизнь, творчество (10%), общественное признание и жизненная мудрость (6%), наличие хороших верных друзей, познание, развитие (4%), уверенность в себе и активная деятельность (2%). Наиболее значимые инструментальные ценности: жизнерадостность, аккуратность (12%), твердая воля, образованность (9%), смелость, исполнительность, честность (7%), независимость, ответственность, широта взглядов, воспитанность (5%), рационализм, высокие запросы, чуткость (3%), непримиримость, эффективность в делах, терпимость, самоконтроль (2%). Наименее значимые инструментальные ценности: исполнительность (20%), непримиримость (14%), высокие запросы (10%), образованность, терпимость (8%), аккуратность, эффективность в делах (6%), широта взгляда, твердая воля, ответственность, воспитанность, независимость (4%), чуткость, рационализм, смелость, жизнерадостность (2%).

У подростков достаточно свободного времени, они довольны организацией своего досуга, так как организовывают его сами в соответствии со своими возрастными особенностями и интересами. Им не интересно заниматься в кружках так как, за то,  что им интересно приходится дорого платить, оснащения помещения слишком старое и некачественное, поэтому они реализуют себя в компании друзей,  с которыми предпочитают общаться, ходить в кино, слушать музыку,  заниматься спортом, танцевать и петь.

При проведении нашего исследования трудностью для подростков оказалось определение того, насколько выражена та или иная ценность и другие вопросы, что свидетельствует о несформированность абстрактного мышления, об отсутствии представления о некоторых понятиях, относящихся к социальной жизни человека, о незначительном жизненном опыте подростков. Это отражает специфику возраста, характеризующегося динамикой, в том числе и жизненных ценностей. Из положительных наблюдений было отмечено, что работа с методикой «Ценностных ориентаций» активизировала внутреннюю духовную и мыслительную деятельность, позволила задуматься над смыслом жизни, над своей направленностью, побудила к пересмотру и определению некоторых ценностей и своих целей.

        Судя по конкретным результатам исследования, проведенного среди подростков СШ №22 г. Минска, наша первоначальная гипотеза о том, что для устойчивого формирования ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности необходимы следующие условиях:

1.                                       Организация целенаправленной деятельности социальных институтов по формированию ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности;

2.                                       Проведение досуговых мероприятий, направленных на формирование ценностных ориентаций подростков, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. – Москва,  1989. – 340 с.

2.      Антоненко, С. Поколение, застигнутое сумерками / С. Антоненко // Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176-185.

3.      Арсеньев,  А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» / А.С. Арсеньев // Вопросы философии. – 1993. –  №5. – C. 130-160.

4.      Артюхова,  Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика. –  1999. –  №4. –  С. 117-121.

5.      Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. В.Г. Асеев. –  М.: Мысль, 1986. – 432 с.

6.      Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере. –  М.: Апрель Пресс, 1999. – 512 с.

7.      Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики / Б.А. Барабанщиков // Психологический журнал. – 2003. – №1. – С. 28-38.

8.      Бутенко, А. Идеология для России / А. Бутенко // Высшее образование в России. – 1997. – № 4. –  С. 52-70.

9.      Волков, Б.С. Психология юности и молодости : учебник для пед. вузов / Б.С. Волков. – М.: Трикста, 2006. – 256с.

10. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М.: Флинта; Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. – 456 с.

11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. –  М.: Педагогика-Пресс, 1996. –  536 с.

12. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации  / В.В. Гаврилюк,  Н.А. Трикоз //    Социологическое исследование. – 2002.  – №1. – С. 96-105.

13. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб // Сацыяльна-педагагичная работа. – 2009. – № 4. – С. 53-57.

14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. –  М.: Просвещение. – 1989. – 635 с.

15. Лапин, Н.И. Пути России: социокультурные трансформации / И.Н. Лапин. – Москва, 2000. – 194 с.

16. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев //  Психологическое обозрение. 1998. – № 1. – С. 13-25.

17. Мухина, В.С. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / В.С. Мухина //  МГПИ. – М., 1985.  –С. 14-20.

18. Немов,  Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1998. – 436 с.

19. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – №3. – С. 34-37.

20. Психология: учебник / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005. –752с.

21. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. И.В. Дубравной. –  М. 1986. – 476 с.

22. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М., 1996. – 670 с.

23. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: 2001. – 460 с.

24. Севковская, З.А.: Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / З.А. Севковская. – Мн.: Принткорп, 2002. – 128 с.

25. Сергейчик, С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи / С.И. Сергейчик //  Социологическое исследование. – 2002. – №5. – С. 107-111.

Информация о работе Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе досуговой деятельности