Формирование ценностных ориентаций школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Объектом исследования являются особенности ценностных ориентаций современных подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Подобрать и проанализировать специальную психологическую литературу, посвященную проблемам исследования ценностных ориентаций, особенностей подросткового возраста, структуры ценностей старшеклассников.
Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций у старшеклассников.
Провести исследование ценностных ориентаций подростков.
Провести сравнительный анализ полученных данных и выявить различия у испытуемых.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

В реальности у мальчиков  на первом месте ценность «Сделать из себя настоящего человека», у девочек же на первом месте – «Любимый человек»; на втором месте у юношей – «Верный, надежный и преданный друг», тогда как у девочек – это «Авторитет и уважение товарищей». Третье место у юношей занимает ценность «Любимая и интересная работа», а у девушек – ценность «Сделать из себя настоящего человека».

В мечтах у юношей выходит  на первое место ценность «Любимая и интересная работа», хотя в реальности она занимала последнее место. На втором месте у юношей по-прежнему остается «Верный, надежный и преданный друг». У девушек эта ценность в мечтах стоит на первом месте, а второе место девушки отдали «Любимому человеку». На третьем месте у девушек и у юношей расположилась ценность «Сделать из себя настоящего человека». Ценности, выбранные и юношами и девушками, носят похожий характер, однако места занимают разные.

Существенные изменения  в предпочитаемых ценностях мы можем  проследить в графе «Необходимо  для будущей жизни».

Юноши неизменно ставят на первое место «Любимую и интересную работу», а девушки – ценность остается «Верный, надежный и преданный друг». «Любимая и интересная работа» занимает у девушек второе место. Юноши же на второе место ставят «Дело, которое будет самым важным в жизни». И, наконец, на третьем месте «Иметь средства для развлечения» - у юношей и «Авторитет, и уважение товарищей» - у девушек.

Анализируя и сравнивая  ценности в графах «Реальность» и  «Необходимо для будущей жизни», можно увидеть, что они заметно  изменяются. То, что есть сейчас, в  реальности не соответствует или  частично соответствует тому, что нужно для будущей жизни. Это прослеживается как у юношей, так и у девушек.

Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых, респондентами двух групп показывает, что можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как: «Любимая и интересная работа», «Сделать из себя настоящего человека», «Верный, надежный и преданный друг». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.

В работе были использованы следующие типы ценностей:

1. ценности индивидуального взаимопонимания;

2. ценности индивидуальной самореализации;

3. общечеловеческие ценности личного счастья;

4. ценности социальной успешности.

 

Таким образом, из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для юношей наиболее важными и регулирующими являются ценности социальной успешности – это "любимая и интересная работа", "дело, которое будет самым важным в жизни", "иметь средства для развлечений", а для девушек – ценности социального взаимодействия, такие как "верный и преданный друг", "авторитет и уважение товарищей", "сделать из себя настоящего человека". Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старшеклассников, регулирует их поведение. В соответствии с принятыми подростками ценностями выстраивается их поведение, строятся их взаимоотношения с окружающим миром.

Результаты нашего исследования имели ярко выраженную практическую и теоретическую значимость, так как они были использованы в консультативной, профилактической работах с учащимися. Полученные данные помогли учителям составить конкретную программу воспитательной работы с данными классами и группой психологов разработать комплекс мероприятий с конкретными учениками. Через консультацию было указано, на какие ценности необходимо обратить особое внимание. С учетом полученных данных будут сформированы не только ближайшие, но и отдаленные временные перспективы обучающихся, так как без дальнейшей временной перспективы человек больше подвержен влиянию случайных факторов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ценности – это  духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные  ценности в настоящее время складываются  в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Человек не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе своего социального опыта. В детском и юношеском возрасте у человека формируется определенная система ценностных ориентаций, которая имеет более или менее развитую структуру. Будучи итогом социального развития личности, ценностные ориентации не сразу становятся системой с развитой структурой. При неблагоприятных условиях система ценностных ориентаций личности может не развиться в должной мере.

Система ценностных ориентаций личности формируется среди ценностей  общества, имеющих значение образов, однако личность не пассивна в этом процессе. Как отмечал еще С.Л. Рубинштейн, любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Процесс формирования ценностных ориентаций всегда протекает совершенно индивидуально и неповторимо, в зависимости от конкретных условий, от принадлежности личности к той или иной среде, ее индивидуальных особенностей.

Важным является утверждение  А.Н. Леонтьева, что ценности, сложившиеся  в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда обретут для него личностный смысл. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора. Такой выбор предполагает активную творческую деятельность, общение, а также поиск собственного "Я"(12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Москва, 1979.

2. Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. Ленинград, 1968.

3. Бовкун В.В. Образ  жизни советской молодежи. Москва. Высшая школа, 1988.

4. Волков Е.С. Зависимость  ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. Москва, 1981.

5. К проблеме формирования  ценностных ориентаций и социальной  активности личности. Под ред.  В.С. Мухиной. Москва, Мысль 1989.

6. Кон И.С. Психология  ранней юности. Москва, Просвещение  1989.

7. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. Москва, 1983.

8. Леонтьев Д.А. Методика  изучения ценностных ориентаций. Москва, Смысл 1992.

9. Лисовский В.Г. Советское  студенчество. Москва. Высшая школа  1990.

10. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Москва, Владос 1998.

11. Психологические механизмы  регуляции поведения. Москва, Наука  1979.

12. Трофимова Н.М., Поленякина  Е.В. Учебно-методическое пособие.  Формирование ценностных ориентаций  учащихся начальных классов в условиях школьной жизни.  Воронеж 2001. 

13. Трофимова Н.Б. Учебно-методическое  пособие. Психологические основы  изучения личности старшеклассника.  Воронеж 2001. 




Информация о работе Формирование ценностных ориентаций школьников