Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:16, реферат
При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх); в свободе движения (гнев); в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.
Введение
1.Особенности эмоциональной сферы дошкольника
1.1. Содержание и формы проявления эмоций
1.2. Типы восприятия детьми дошкольного возраста
эмоционального состояния человека
2. Анализ методов и приемов, направленных
на формирование эмоциональной сферы дошкольника в условиях УДО
Заключение
Список литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждения образования
«Белорусский государственный педагогический университет М.Танка»
Факультет дошкольного образования
Реферат на тему:
«Формирование эмоциональной сферы дошкольников»
Выполнила:
Минск 2013
Введение
1.Особенности
эмоциональной сферы
1.1. Содержание и формы проявления эмоций
1.2. Типы восприятия детьми дошкольного возраста
эмоционального состояния человека
2. Анализ методов и приемов, направленных
на формирование
эмоциональной сферы
Заключение
Список литературы
Введение
Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.
При рассмотрении эмоциональных
реакций в качестве сигналов удовлетворения
тех или иных потребностей ребенка
можно заключить, что врожденной
эмоциональной обусловленностью обладают
следующие потребности: самосохранения
(страх); в свободе движения (гнев);
в получении специфических
С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.
Общую тенденцию развития
эмоциональной сферы точно
удовлетворения и
Уровень сформированности эмоциональной сферы человека существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, сформированность механизма эмоционального предвосхищения являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению.
На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.
1.Особенности
эмоциональной сферы
1.1. Содержание и формы проявления эмоций
Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форм проявления эмоций.
При переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит изменение содержания эмоций. Возрастная динамика содержания эмоций у ребенка заключается в том, что «одни значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание» (П.М.Якобсон, 1966).
По мнению А. В. Запорожца, возникновение новых эмоций, прежде всего, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте в
контексте различных
Занятия и дидактические
игры развивают
Группа интеллектуальных
эмоций способствует овладению ребенком
познавательной деятельностью, ее способов
и приемов. «Нравственные эмоции
развиваются у ребенка в
Группа нравственных эмоций играет важную роль в становлении личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции».
Таким образом, основную роль в развитии сложных чувств и эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.
Отечественная психология рассматривает преимущественно социальное направление развития содержания эмоций.
В основе отечественного подхода лежит положение о том, что развитие социальных эмоций в онтогенезе проходит несколько этапов.
Первоначально социализацию
эмоциональной сферы ребенка
определяет появление
Эмоциональная синтония как
эмоциональное заражение
Так, в младенческом возрасте ребенок не различает, кто испытывает эмоциональное переживание — он или некто другой. Поэтому его поведение свидетельствует о реальном эмоциональном переживании.
С 6 мес. ребенок "начинает отделять себя от окружающих его людей и сопереживать их эмоциональным переживаниям (эмоциональный отклик ребенка на неблагополучие матери).
К концу 1-го года жизни синтония оформляется как «заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии» (Г. М. Бреслав, 1990).
В дошкольном детстве синтония теряет свое значение, так как ребенок уже достаточно независим от непосредственного влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не «заражает» его. Состояние другого человека затрагивает ребенка лишь при условии его активного включения в ситуацию возникновения этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого состояния. То есть у ребенка появляется способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачи как свои.
А. В. Запорожец так описывает
данное новообразование: «Формирующаяся
у ребенка под влиянием опыта
общения и коллективной деятельности
способность сочувствовать
Децентрация рассматривается отечественными исследователями как механизм преодоления эгоцентризма личности. Он заключается в изменении позиции субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной.
На протяжении развития ребенка появляются новые сложные формы социальных переживаний — сопереживание, сочувствие, содействие другому лицу, необходимые для совместной деятельности и общения.
В отечественной психологии данные формы социальных переживаний трактуются в следующих значениях.
Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие — переживание
собственных эмоциональных
Содействие — комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.
В итоге тенденции развития эмпатии на протяжении дошкольного детства можно обозначить следующим образом.
1.Эмпатийные реакции младенца
проявляются в форме
2. Раннее детство
В 2 года ребенок может эмоционально откликнуться на переживания своего сверстника, но в основе данного проявления эмпатии лежит отождествление себя с другим, собственных чувств с чувствами ближнего. Только к 3 годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего к дошкольному возрасту остается идентификация.
3. В младшем и среднем
дошкольном возрасте сущность
эмпатических переживаний
4. Старший дошкольный
возраст характеризуется
Это связано с преобразованием эмоциональной сферы ребенка от непосредственного эмоционального реагирования к опосредованной нравственными критериями и отношениями форме эмпатийного переживания.
С точки зрения отечественных
исследователей возрастная динамика эмоциональной
регуляции поведения
Кроме того, становление эмоциональной сферы и ее регуляции не может рассматриваться в отрыве от развития личности (Г. М. Бреслав, 1990).
Обращаясь к проблеме нормативности
развития личности, Г. М. Бреслав констатирует
связь отклонений в формировании
личности с эмоциональным нарушением
— эмоциональной
Для гармонического развития ребенок должен пройти стабильные и динамические (кризисные) стадии аффективной адаптации в процессе формирования эмоциональной регуляции (В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др., 1990).
Вступая в дошкольный период, ребенок уже обладает способностью к внеситуативной саморегуляции речью, осознанием себя как субъекта деятельности и «полимотивированностью».
На 4-м году жизни появляется
более сложный механизм эмоциональной
регуляции — эмоциональное
В качестве специфического
феномена эмоциональной регуляции
в дошкольном возрасте выступает
переживание будущего и прошлого
как актуального с
Характер социальной ситуации
развития дошкольника, его стремление
к воспроизведению и усвоению
социальных норм и правил поведения
определяют и акценты эмоциональной
регуляции. Объектом и целью эмоции
все чаще выступает другой человек
как носитель определенных норм, полномочий
и социального статуса. Последнее
является для ребенка обоснованием
для принятия активной или пассивной
позиции во взаимодействии. Так дошкольник
отвечает агрессией на агрессивные
действия сверстника, но спокойно допускает
агрессию со стороны более младшего
ребенка. Такая дифференциация поведения
в старшем дошкольном возрасте обосновывается
переходом эмоциональных
Выделенное для рассмотрения
следующее новообразование —
произвольность эмоциональных процессов
(способность подчинять свои непосредственные
желания сознательно
В конце дошкольного возраста
данное новообразование появляется
на уровне регуляции поведения, что
указывает на взаимосвязь эмоционального
и реактивного компонентов
1.2. Типы восприятия
детьми дошкольного возраста
эмоционального состояния
Информация о работе Формирование эмоциональной сферы дошкольников