Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа
Проблема эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ в настоящее время приобретает особое значение. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Первое - возрастанием объема эмоциогенных факторов на человека в военной деятельности. Второе – глубоким влиянием социальных кризисных явлений, на личность военнослужащего. Третье – настоятельным требованием времени к изменению подхода к военнослужащим с технократического на гуманитарный.
Введение 3
Глава 1. Эмоционально-волевые процессы личности военнослужащих ВВ МВД РФ 6
Глава 2. Особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 12
Глава 3. Психологическая подготовка как один из факторов эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 21
Заключение 28
Литература 30
Профессиональная
деятельность военнослужащих ВВ МВД
РФ характеризуется рядом
В военной педагогике эмоционально-волевая устойчивость военнослужащего определяется как способность противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в боевой обстановке. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент представления о сущности, структуре, путях формирования эмоционально-волевой устойчивости у военнослужащих имеют очень широкий диапазон и, в ряде случаев, противоречивы.7
Эмоционально-волевая
устойчивость может рассматриваться
как один из важнейших показателей
психологической
-
отсутствии у сотрудника в
экстремальных ситуациях
- натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;
-
умении сохранять
-
неподатливости к
-
умении вести напряженную
- умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.
В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.
Сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.
Не
вызывает сомнения, что умение путем
саморегуляции снять
Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни, ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел.
Формирование и развитие эмоционально-волевой устойчивости есть формирование и развитие состояний психической готовности к перенесению всех тягот служебно-боевой деятельности, отрицательных воздействий экстремальных факторов, опасность для здоровья и жизни. Психологическим аспектом проблемы является изыскание путей и средств формирования психической готовности и эмоционально-волевой устойчивости в процессе обучения и воспитании.
Психологическая подготовка, в отличие от других способов педагогического воздействия, максимально должна учитывать индивидуальные особенности военнослужащего, а также закономерности возникновения и течения психических процессов, характерных для конкретной деятельности. Средствами психологии и педагогики можно изменить течение психических процессов в нужном направлении, поддержать то или иное позитивное психическое состояние обеспечивающее устойчивую профессиональную работоспособность. Методы же, которые используются при этом, могут быть самыми различными. Их применение зависит от многих причин, в том числе и от индивидуальных особенностей личности военнослужащего ВВ МВД РФ, и от располагаемых средств.
При
помощи специальных методических приемов
можно избирательно совершенствовать
психические функции
В
настоящее время вопросы
Это обстоятельство определяет особую роль и особые возможности в решении задач психологической подготовки сотрудников и требует создания или моделирования на занятиях элементов экстремальных ситуаций, в которых каждому сотруднику предстоит действовать, что непосредственно подготавливает их к действиям в сходных служебно-боевых условиях. Именно обстановка с наличием физической и психологической напряженности позволяет формировать и развивать эмоционально-волевую устойчивость.
В динамике развития эмоционально-волевой устойчивости в процессе обучения можно выделить некоторые характерные особенности.8
Первый этап обучения характеризуется резкой активизацией обучаемых и повышением показателей всех их психических качеств. Продуктивность психической деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении запоминаемого материала и продуктивности умственной деятельности.
Второй
этап отличается плавным улучшением
характеристик всех психических
качеств с незначительными
К
концу обучения уровень развития
психических качеств у
Результаты исследований подтверждают, что характер психологической подготовки оказывает положительное воздействие на развитие исследуемых психических процессов и качеств личности, причем наиболее важными из них являются:
Проблема повышения эмоционально-волевой устойчивости, как основе психологической подготовки, привлекает пристальное внимание многих исследователей.9
Ее актуальность в условиях военно-профессиональной деятельности определяется с одной стороны, непрерывным повышением эмоциогенности служебно-боевой подготовки, с другой - задачами подготовки и воспитания личности со стойким и мужественным характером, способной успешно действовать в трудных условиях служебно-боевой обстановки.
С этой целью методика проведения занятий по развитию эмоционально-волевой устойчивости должна иметь тренировочную направленность с созданием определенного эмоционального тонуса и строиться по принципу «напряженности», что достигается:
При
этом должен широко применяться повторно-
На втором этапе необходимо осуществлять дальнейшее усложнение обстановки при организации тренировочных занятий. На этом этапе должен реализовываться принцип «внезапности», который обеспечивается:
На
последующем этапе
Результаты исследований показывают, что в процессе занятий военнослужащие испытывают большие физические нагрузки и психические напряжения, в результате которых наблюдаются заметные сдвиги показателей многих психических качеств в сторону улучшения.
Опытный курс занятий с военнослужащими по такой программе психологической подготовки, которая отличается некоторыми изменениями в организации и методике проведения занятий, с целенаправленным этапным применением методических приемов психологического воздействия позволил показать лучшие результаты эмоционально-волевой устойчивости, профессиональной обученности по сравнению с военнослужащими, которые занимались по существующим методикам. Военнослужащие данной группы проявили более высокую устойчивость при выполнении сложных учебно-тренировочных действий в условиях, требующих высоких нервно-психологических напряжений.
Информация о работе Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ