Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ в настоящее время приобретает особое значение. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Первое - возрастанием объема эмоциогенных факторов на человека в военной деятельности. Второе – глубоким влиянием социальных кризисных явлений, на личность военнослужащего. Третье – настоятельным требованием времени к изменению подхода к военнослужащим с технократического на гуманитарный.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эмоционально-волевые процессы личности военнослужащих ВВ МВД РФ 6
Глава 2. Особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 12
Глава 3. Психологическая подготовка как один из факторов эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 21
Заключение 28
Литература 30

Вложенные файлы: 1 файл

трафарет.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

      Проводимые исследования процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих показали, что их психологическая подготовка должна стать неотъемлемой частью всего процесса служебно-боевой подготовки к действиям в особых условиях и основываться на индивидуальных особенностях психофизиологических реакций человека при воздействии на него неблагоприятных факторов.

      С ростом профессионального мастерства военнослужащих улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность.

      Содержание  занятий, специальный набор соответствующих  средств имеют существенное значение в решении поставленных задач. Наиболее благоприятные возможности для  воспитания  создаются при обучении и последующей тренировки такими упражнениями и действиями, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения и т.п.

      Основной  путь воспитания психологической устойчивости военнослужащих заключается в постановке перед ними систематически усложняемых задач и обеспечении руководства в их выполнении. Но вместе с этим необходимо иногда подвергать занимающихся неожиданным сильным воздействием.11

      Воспитание  психологической устойчивости необходимо осуществлять поэтапно путем специальных целенаправленных приемов, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения.

      Таким образом, систематичность и последовательность применения усложняющихся приемов в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями - основной путь формирования и развития эмоционально-волевой устойчивости. 

 

      

Глава 3. Психологическая подготовка как один из факторов эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ

 
 
 

      В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (то же мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др. 

      Очень четко важно различать содержание общей, специальной и целевой психологической подготовки. Так, в ходе общей психологической подготовки, которая осуществляется в процессе обучения и воспитания, формируются необходимые для боя профессионально важные качества (мужество, героизм, храбрость и др.), которые должны соответствовать общим целевым установкам и требованиям, предъявляемым к личному составу. 12

      Специальная психологическая подготовка менее связана с обучением и воспитанием и более приближена к самостоятельной психологической подготовке к выполнению поставленной задачи. Ей в большей мере присущи специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение основных признаков целей и др.). В ходе специальной психологической подготовки решаются вопросы по осознанию боевой задачи, убеждению воинов в необходимости беспрекословного ее выполнения, активизации в этих целях готовности и других специфических профессионально важных качеств. Именно в ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества необходимые именно для выполнения данной задачи. 

     Неумение  военнослужащего регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.

     На  военнослужащих ежедневно оказывают воздействие различные факторы (зачастую имеющие стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

     В процессе профессиональной деятельности военнослужащие ВВ МВД РФ очень часто возникают такие ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки бывают слишком велики, а сотрудник плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести ее к дезорганизации, к существенным ошибкам и промахам в работе. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии.13 Проводимые исследования показывают, что среди опрошенных военнослужащих 30% предъявляют жалобы на нарушение сна, более 80% опрошенных отмечают у себя один или несколько симптомов проявления невротических состояний, которые проявляются к концу рабочего дня: усталость (70%), снижение внимания (30%), раздражительность (20%), головные боли и головокружения (10%), сонливость и слабость (10%) и т.д.

     В этой связи, овладение военнослужащими приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции является весьма актуальной задачей современного дня. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою волевую активность.

     Основной  целью эмоционально-волевой саморегуляции  является формирование особых психических  состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию военнослужащим своих внутренних возможностей, раскрытию его творческого потенциала, более широкого и эффективного проявления его профессиональных качеств и способностей. Это достигается за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрировано и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач. Для военнослужащего это, в конечном счете, достижение успеха в раскрытии и расследовании преступления, одержание превосходства в противоборстве с врагом и т.п.

     Таким образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном  организме, и управлять ими имеет  важное значение. Путем саморегуляции  можно на короткое время применительно  к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности. Например, военнослужащий в бою может подавить возникающее чувство страха, неуверенности, поднять свой боевой дух, мобилизоваться и т.д. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися ощущениями монотонности и сильным утомлением). Это важно для развития боеспособности и твердости духа в деятельности военнослужаих, когда нельзя ожидать немедленного достижения результата (иногда раскрытие и расследование преступления может затягиваться на недели, месяцы, а то и годы), в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при мобилизации работоспособности в экстремальных условиях деятельности.

     Принципиально психическая саморегуляция имеет  две целевые установки: с одной  стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой - облегчение перехода к отдыху. При этом следует различать применение простых психорегуляторных приемов, найденных самим сотрудником в результате большого опыта ("наивная" психорегуляция), и овладение научно обоснованными тренировочными методами. Под овладением психорегуляторными тренировочными методами подразумевается, как правило, целенаправленное изменение автономных процессов, т.е. произвольно не управляемых обычными средствами. Желательный эффект достигается только путем планомерно повторяемой тренировки.

     Сущность  психической саморегуляции состоит  в том, что чувства, накапливаемые  в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).

     В принципе, каждый здоровый, работоспособный  сотрудник располагает предпосылками  к овладению методами саморегуляции. Но при этом необходимо учитывать, что  существует ряд факторов, которые могут снижать эффективность и результативность использования приемов эмоционально-волевой саморегуляции. Среди них можно выделить следующие:

      - отношение военнослужащего к выполнению данных упражнений (его внутренний настрой). Достижению успеха не способствует чрезмерная самоуверенность. Эффекта нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужна систематическая работа, терпение, волевые усилия;

      - успех, достигнутый на ранней  стадии тренировки, который может  дезориентировать тренирующегося в его отношении к занятиям, обусловить излишнюю веру в себя и неумение преодолевать трудности;

      - плохие условия самотренировки. Надо создавать спокойную обстановку, исключающую внешние помехи, способствующую  расслаблению. По мере овладения  методами психорегуляции можно переходить к тренировке в реальных условиях служебной деятельности;

      - неправильный выбор метода саморегуляции,  не соответствующий индивидуальной  предпочтительности сотрудника, поэтому  выбор психорегулирующих средств  должен производиться с большой осторожностью при постоянном контроле их эффективности;

      - особенность проявления таких  личных качеств, как внушаемость  и способность к воображению.

     Процесс эмоционально-волевой саморегуляции  строится на трех основополагающих принципах:

     - релаксации;

     - визуализации;

     - самовнушения.

     Сущность  принципа релаксации заключается в  подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно услышать свой внутренний голос  и почувствовать связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, она оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Это взаимно-обратный процесс: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело.14

     Второй  принцип - визуализация. Интуитивное  мышление использует различные пути проникновения в сознание. Основным является путь рисования картин, или  визуализация образов в вашем мозгу. Это называется созданием внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов.

     Сущность  принципа самовнушения заключается  в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в  слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Такое внутреннее эхо может быть сформулировано как отношение, намерение и установка, выраженная словами: "Я могу это сделать". Самовнушение - это ясное утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что человек в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели. Самовнушение - это активная установка, позволяющая облечь образы в словесную оболочку. 

Информация о работе Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ