Формування конкурентоздібної команди в організації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
- рассмотреть феномен «команда» и конкурентоспосбность» ,
- ознакомить с технологиями формирования и управления конкурентоспособной командой
- выработать свою концепцию управления персоналом с помощью деловых игр, тестов и практических упражнений.
- провести тренинговую программу по формированию конкурентоспособной команды в организации
Задачи:
1. Провести теоретический анализа литературы на данню тему.
2.Изучить феномен «команда», «конкуренция» и «конкурентоспособная команда».
3.С помощью подобранных методик провести экспериментальное исследование .
4. Разработать и провести тренинговую программу.
5. Провести повторное тестирование и сравнить полученные данные.

Содержание

Вступление
Раздел 1 Теоретический подход к психологическому анализу содержания и существенных характеристик конкурентоспособной команды
Блок 1 Информационно - смысловой
Общая характеристика феномена «команда» и «командная работа»
Основная характеристика понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»
Мини - лекция
Раздел 2 «Диагностика конкурентоспособности и командной сплоченности в организации»
Блок 2 Диагностический
2.1 Организация исследования
2.2 Методики диагностики
Раздел 3 Система тренинговых занятий для формирования конкурентоспособной команды
Блок 3 Коррекционно – развивающий
3.1 Организационно-направляющие интерактивные техники
3.2 День 1 «Тренинг формирования психологической готовности персонала организаций к работе в команде»
3.3 День 2 «Тренинг навыков партнерского взаимодействия персонала организаций в команде»
3.4 День 3 «Тренинг развития конкурентоспособности команды»
3.5 День 4 «Итоговый. Освобождение и релаксация»
Раздел 4 Результаты тестирования, методик, тренинговой программы
4.1 Методики и тестирования
4.2. Тренинг
4.3. Рекомендации психолога
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ.docx

— 102.95 Кб (Скачать файл)

В настоящее время одной  из важных условий эффективной деятельности команды является достижение ею конкурентоспособности. Ведь как показывает анализ социального  и профессионального опыта, конкуренция  сейчас пронизывает все сферы  жизни[25].

С целью анализа специфики  конкурентоспособности команды  целесообразно рассмотрение и изучение вопросов относительно:

• конкуренции;

• конкурентоспособности;

• конкурентоспособной личности;

• конкурентоспособной команды.

Прежде всего следует отметить, что понятие «конкуренция» (от лат. concurrcnting - соревнование, соперничество) - соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной мсти, каждому для себя.

В литературе существуют различные  подходы к пониманию сущности «конкуренции»:

• конкуренция - это борьба между людьми (индивидуальное или  командное) за достижение лучших результатов  в любой деятельности с целью  получения вознаграждения (дополнительной выгоды, преимуществ, привилегий);

• движущая сила развития субъектов  и объектов управления, общества в  целом ;

• двигатель прогресса  и гарант существования бизнеса.

Стоит заметить, что конкуренция  должна две стороны одной медали: с одной стороны-это попытки  победить, а с другой - возможность  для людей и организаций меняться, то есть это так называемый стимул , что станет возможным тогда, когда надо отказаться от первой позиции. Конкурентов необходимо сделать соратниками, они нужны обществу, потому что они являются сотрудниками[26].

Анализируя проблемы конкуренции  и конкурентоспособности как  движущей силы развития общества, собственно конкуренцию следует понимать как  процесс, благодаря которому люди получают и передают знания; как соперничество  старого с новым, с инновациями. И хотя «конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ведь они мешают нам спокойно жить», надеемся, что  позитивное восприятие самого содержания «конкуренция» поможет формированию потребности оставаться или становиться  конкурентоспособной личностью  и способствовать тому, чтобы организация, в которой эта личность учится, работает или будет работать, была, конкурентоспособной, то есть лучшей среди лучших.

Итак, конкуренцию не обязательно  понимают как агрессивную борьбу. Авторы считают, что конкуренция - это  цивилизованная взаимодействие личностей (групп, организаций), которым не нужно  искать соперников для того, чтобы  быть первыми. Конкурент - это самодостаточный  человек (группа, организация), которая  просто на высшем уровне профессионализма делает свое дело, или пытается этот уровень постоянно повышать, и  ей не нужно кого «побеждать», унижать или «обходить», чтобы доказывать свое первенство.

Конкуренция должна быть закономерным итогом постоянных и грамотных усилий. Достижения победы зависит от «конкурентоспособности»  товаров и услуг и от того, насколько  они лучше аналогичную продукцию  и услуги других производителей и  предприятийх[27].

Западные специалисты  считают, что конкурентоспособность - это способность предвидеть, обновляться  и использовать все возможности  для развития. Кроме товаров и  услуг, можно говорить о конкурентоспособную  экономику, науку, культуру и личность.

Что же касается использования  дефиниции «конкурентоспособность», отметим, что в отечественной  языковой практике чаще используется понятие «конкурентоспособность».

Так, «конкурентоспособность»  относительно товара или услуги означает их способность выдержать конкуренцию, то есть быть выгодно реализованными наряду с другими аналогичными товарами или услугами или вместо них. В  отношении предприятия понятие  «конкурентоспособность» можно  определить как возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в  условиях рынка. А показатель конкурентоспособности  любого предприятия - это своеобразное зеркало, в котором отражаются результаты работы практически всех его подразделений  и служб, а также его реакция  на изменения внешних факторов. Особенно важной является способность предприятия  оперативно и адекватно реагировать  на изменения в ее поведении покупателей, их вкусах и потребностях.

По мнению специалистов, введение и применение понятия «конкурентноспособность» относительно живого субъекта приемлемое именно через то, что составляющая «способность» есть более психологическим термином, а «способность» воспринимается как экономический, так в дальнейшем применяется только «конкурентноспособность».

Следует заметить, что с  целью определения сущности и  признаков конкурентоспособной  личности авторами было проведено специальное  исследование. В результате выявлены качестве конкурентоспособной личности.

На основе результатов  опроса руководителей организаций  и практических психологов, которые  принимали участие в тренингах, а также из собственного теоретического анализа проблемы можно сделать  вывод, что конкурентоспособная  личность - где личность, которая:

• стремится постоянно  развиваться;

• имеет собственное профессиональное лицо;

• легко адаптируется;

• умеет себя презентовать; энергична;

• является толерантной;

• является творческой.

Кроме того, выделены другие важные качества:

• высокий уровень настойчивости;

• порядочность;

• конструктивный склад  ума.

Конкурентоспособную команду  следует понимать как высший уровень ее развития ее членами являются конкурентоспособные личности. Необходимость становления именно таких команд обусловлена достаточно выраженной конкуренцией, которая через некоторые социально-экономические и социально-психологические причины наблюдается сегодня во всех типах организаций.

По мнению авторов, существенными  характеристиками конкурентоспособной  команды являются:

• такие, что каждый член команды - это конкурентоспособная  личность (ей присущи все выше названные  черты);

• такие, что каждый член команды воспринимает конкуренцию  как импульс для своего самосовершенствования (конкурировать нужно с самим  собой, со своим предыдущим уровнем  развития, а не искать соперника  для соревнования за право быть лучшим);

• быстрая адаптация к  изменениям в окружающем мире;

• неравнодушие всех членов команды - единомышленников к своему делу;

• ставка на постоянное профессиональное совершенствование (даже если минуту назад  тебе казалось, что ты лучший, помни  о том, что за эту минуту кто  в мире или открыл нечто новое, или нечто усовершенствовал);

• поддержка высокого творческого  потенциала (постоянное генерирование  новых, оригинальных идей);

• способность идентифицировать и реализовать новые направления  в социальном и профессиональном развитии, привлекать и вести за собой людей и др.

Анализируя связь между  конкурентоспособной личностью  и командой, можно отметить, что  признаки личности определенным образом  трансформируются в признаки конкурентоспособной  команды, но имеют значительно более  широкий ракурс.

Анализ деятельности современных  украинских организаций свидетельствует  о том, что уровень ориентации их руководителей и персонала на работу в команде не достаточно выражен. Это подтверждено, в частности, результатами проведенного специального исследования в организациях двух социальных сфер:

• в сфере образования (были опрошены руководители и психологи  общеобразовательных учебно-воспитательных заведений и методисты районных (городских) отделов (управлений) образования);

• в сфере государственной  службы (были опрошены начальники и  сотрудники отделов управлений госадминистраций)[28].

1.6 Мини-лекция «Что такое команда и как стоит понимать ее конкурентоспособность»

Определение команды. Команду можно охарактеризовать как определенного рода группу. Однако не любая группа является настоящей командой. Семейные группы или группы друзей, собравшиеся вместе в результате сходства интересов или принадлежности к одному социальному сообществу или для удовлетворения широкого круга потребностей, связанных с взаимной привязанностью, безопасностью, поддержкой, отданием почестей, группы типа комитетов, члены которых выражают интересы различных групп и собираются для обсуждения своих перспектив или иных интересующих их вопросов, нельзя назвать командами.

Команда — это группа людей, объединенных достижением общей  цели, во многом соответствующей личным целям каждого.

Признаки команды. Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие:

● команда состоит из двух человек или более;

● члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют  в меру своей компетентности в  совместном достижении поставленных целей;

● команда имеет свою индивидуальность, свое лицо, не совпадающее  с индивидуальными качествами ее членов;

● для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее — с  другими командами и группами;

● команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную  структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;

● команда периодически оценивает свою эффективность.

Большинство исследователей отмечают три ключевых признака команды: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность  за всю работу в целом и ее анализ.

Обычно цели, стоящие перед  командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу существующих ограничений по времени и ресурсам, а также из-за невозможности овладеть одному члену команды всеми необходимыми знаниями и умениями. Данное положение  наглядно подтверждают примеры спортивных команд и оркестров. Можно утверждать, что выполнять проекты, требующие  глубоких знаний, компетентности, предпочтительнее командой, что, кроме того, позволяет  распределить задачи между ее членами, а следовательно, решить задачу в установленные жесткие сроки.

Различие между командой и группой. Командная работа наиболее полезна при освоении новых видов деятельности, как в оплачиваемой, так и неоплачиваемой сферах; при решении незнакомых, неопределенных проблем, когда возникают элементы риска вследствие выбора и предпочтений тех, кто принимает решение. Так, создаются команды менеджеров для урегулирования последствий просчетов, допущенных в управлении и при приобретении новых компаний. В общественных организациях, где деятельность не оплачивается и где деньги не могут быть стимулом, привлекательность работы в команде состоит в возможности личных контактов и взаимного обучения; кроме того, люди обычно привязываются к тому, что сами создают.

Члены группы, напротив, в  гораздо меньшей степени ориентированы  на внешние задачи. Зачастую рост и  развитие группы — ее самоцель, процесс  оказывается важнее результата. Многие группы имеют достаточно подвижную, менее формализованную, чем у команд, структуру, а достаточной основой для эффективной кооперации и установления нормальных взаимоотношений является получение определенного и согласованного результата.

Очевидно, что команды  и группы — частично совпадающие  социальные образования и между  ними нет непреодолимой разницы. И команда, и группа могут заниматься развитием своих членов или организации, управлять процессами изменений. Но в одних случаях целесообразно  уделять более пристальное внимание процессам строительства команды, а в других ограничиваться привычной  работой в группах или, что  еще проще, работой «одиночек».

Анализируя проблемы конкуренции  и конкурентоспособности как  движущей силы развития общества, собственно конкуренцию следует понимать как  процесс, благодаря которому люди получают и передают знания; как соперничество  старого с новым, с инновациями. И хотя «конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ведь они мешают нам спокойно жить», надеемся, что  позитивное восприятие самого содержания «конкуренция» поможет формированию потребности оставаться или становиться  конкурентоспособной личностью  и способствовать тому, чтобы организация, в которой эта личность учится, работает или будет работать, была, конкурентоспособной, то есть лучшей среди лучших.

Следует заметить, что с  целью определения сущности и  признаков конкурентоспособной  личности авторами было проведено специальное  исследование. В результате выявлены качестве конкурентоспособной личности.

На основе результатов  опроса руководителей организаций  и практических психологов, которые  принимали участие в тренингах, а также из собственного теоретического анализа проблемы можно сделать  вывод, что конкурентоспособная  личность - где личность, которая:

• стремится постоянно  развиваться;

• имеет собственное профессиональное лицо;

• легко адаптируется;

• умеет себя презентовать; энергична;

• является толерантной;

• является творческой.

Кроме того, выделены другие важные качества:

• высокий уровень настойчивости;

• порядочность;

• конструктивный склад  ума.

Конкурентоспособную команду  следует понимать как высший уровень ее развития ее членами являются конкурентоспособные личности. Необходимость становления именно таких команд обусловлена достаточно выраженной конкуренцией, которая через некоторые социально-экономические и социально-психологические причины наблюдается сегодня во всех типах организаций.

Информация о работе Формування конкурентоздібної команди в організації