Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 14:11, контрольная работа
Краткое описание
Эмоции - не только действующее лицо больших драм; они - повседневный спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его дела и мысли.Но, несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их «нравы» и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно.
Содержание
Введение 1. Общее понятие эмоций. Виды эмоций 1.1 Классификация эмоций 1.2 Значение эмоций и чувств в жизни человека 2. Функции эмоций 2.1 Роль эмоций 2.2 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций 2.3 Управление эмоциями Заключение Список литературы
Функция следообразования.
Эмоция часто возникает уже после того,
как то или иное событие завершилось, т.е.
тогда, когда действовать уже поздно. По
этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В
результате аффекта, характеризующегося
ситуацией, из которой, в сущности, уже
поздно искать выход, создается своеобразное
настораживание по отношению к возбуждающей
аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят
данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».
По мнению П. К. Анохина, эмоции
сформировались в эволюционном процессе
как факторы, поддерживающие адаптивное
поведение. Образование ассоциативной
связи между отрицательной эмоцией и определенным
типом ситуации удерживает от повторения
ошибок в будущем, а положительные эмоции,
наоборот, закрепляют приемлемые формы
поведения. Особенно важна данная функция
в том случае, когда адаптивный результат
поведения отсрочен. Таким образом, эмоция
приобретает автономную роль в побуждении
поведения живого существа (есть - потому
что вкусно, а не от голода).
Поскольку суть следообразующей
функции эмоций заключается в предвосхищении
событий, которые произойдут в будущем,
некоторые авторы склонны говорить об
эвристической (от греч. heurisko - нахожу)
или предвосхищающей функции эмоций. Функция
побуждения и поддержания деятельности.
Как уже было упомянуто, регуляция нашей
деятельности осуществляется не только
на основе знаний о мире, но и ориентируясь
на эмоции. Согласно формулировке С.Л.
Рубинштейна, «эмоции являются субъективной
формой существования потребностей».
Современный человек весьма изощрен по
части мотивировок своего поведения, однако
именно эмоции открывают ему (и окружающим)
истинные мотивы. Во время осуществления
деятельности динамика эмоций сигнализирует
об ее успешности или препятствиях. Например,
при интеллектуальной деятельности эмоциональная
реакция предвосхищает еще не осознанное
субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного
дефицита. Описанная выше оценочная функция
эмоций особенно полезна в том случае,
когда нам не хватает информации для рационального
принятия решения. Эмоции обладают совершенно
экстраординарным значением в функционировании
живых организмов и вовсе не заслуживают
того, чтобы их противопоставляли «интеллекту».
Эмоции, скорее всего, сами представляют
высший порядок интеллекта. Другими словами,
эмоция является своеобразным «запасным»
ресурсом для решения задач. Возникновение
эмоций как механизма, компенсирующего
дефицит информации, объясняет гипотеза
П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных
при обследовании космонавтов, П. В. Симонов
предположил, что мера переживания эмоции
зависит от двух факторов: 1) значимости
потребности (П) и 2) разности между информацией,
необходимой для ее удовлетворения (Ин),
и доступной в данный момент информацией
(Ид). Указанная разность отражает, по мнению
автора, субъективную вероятность достижения
цели. Причем в том случае, если Ин < Ид,
наблюдается возникновение отрицательных
эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение),
а если Ин > Ид - то положительных (радость,
интерес). Возникновение положительных
эмоций усиливает потребности, а отрицательных
- снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается
в ситуации информационного дефицита
и не в состоянии сделать какой-либо прогноз,
он может «опереться» на эмоцию - получить
«эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный
(выразительный) компонент эмоций делает
их «прозрачными» для социального окружения.
Выражение некоторых эмоций, например
боли, вызывает пробуждение альтруистической
мотивации у других людей. Например, матери
легко отличают плач детей, вызванный
болью, от плача по другим причинам и быстрее
спешат на помощь. Известно, что эмоции
обладают «заразительностью». «Заражение»
эмоциональным состоянием происходит
именно потому, что люди могут понять и
примерить на себя переживания другого
человека.
Такое явление часто наблюдается
во время смеха: один из членов группы
начинает смеяться по вполне определенному
поводу, а другие просто подхватывают
смех. Особенно важна коммуникативная
функция эмоций для маленьких детей, которые
еще не располагают речевыми средствами
общения. Можно сказать, что для них эмоциональная
коммуникация - это единственный способ
поддержания и развития связей с внешним
миром. На эмоциональном уровне мы «общаемся»
с природой, произведениями искусства,
животными и растениями.
Для того чтобы содержание эмоции
было верно истолковано окружающими, эмоции
должны выражаться в конвенциональной
(т.е. понятной всем членам общества) форме.
Отчасти это достигается врожденными
механизмами реализации базовых эмоций.
В значительной степени значение мимики
и особенно пантомимики (экспрессия тела)
постигается в ходе социализации. При
этом одни и те же позы и жесты в разных
культурах могут отражать различные эмоции.
Функция дезорганизации. Интенсивные
эмоции способны нарушить эффективное
протекание деятельности. Даже аффект
оказывается полезен, когда человеку необходимо
полностью мобилизовать свои физические
силы. Однако длительное действие интенсивной
эмоции обусловливает развитие состояния
дистресса, который, в свою очередь, действительно
приводит к расстройству поведения и здоровья.
эмоция
2.1 Роль эмоций
Роль эмоций для животных и
человека может быть положительной и отрицательной.
Функция эмоций, исходя из их целесообразности,
предопределена природой быть только
положительной. Можно возразить, что эмоции
могут оказывать на организм и разрушительное
воздействие. Но это связано с чрезмерно
выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими
изменениями в организме, связанными не
с качеством регулирования (эмоциональным),
а с его интенсивностью. Это роль эмоций,
а не их функция. Витамины и соль полезны
для организма, но их избыточный прием
может привести к заболеванию или отравлению.
Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические
функции, эмоции «не спрашивают» человека,
полезно ему это или вредно с его точки
зрения. Роль же эмоций оценивается именно
с личностных позиций: мещает возникшая
эмоция или ее отсутствие достижению цели,
нарушает или нет здоровье человека и
т. д.
О роли эмоций спорили еще стоики
и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности
или вредности. Спор этот продолжается
и в наше время, так как имеются данные
как за, так и против каждой точки зрения.
2.2 Роль «положительных»
и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, по
мнению Б. И. Додонова, играют более важную
биологическую роль по сравнению с «положительными»
эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных»
эмоций функционирует у ребенка с первых
дней появления его на свет, а «положительные»
эмоции появляются значительно позднее.
«Отрицательная» эмоция -- это сигнал тревоги,
опасности для организма. «Положительная»
эмоция -- это сигнал возвращенного благополучия.
Ясно, что последнему сигналу нет необходимости
звучать долго, поэтому эмоциональная
адаптация к хорошему наступает быстро.
Сигнал же тревоги должен подаваться до
тех пор, пока опасность не устранена.
Вследствие этого застойными могут оказаться
только «отрицательные» эмоции. При этих
условиях здоровье человека действительно
страдает. «Отрицательные» эмоции вредны
лишь в избытке, как вредно все, что превышает.
Имеется и книжное понимание функции как
роли, значения, однако, в отличие от книжного
понимания, мы будем различать понятия
«функция» и «роль».
Различия между функцией и ролью
отчетливо можно проиллюстрировать на
двигательном аппарате, функцией которого
является перемещение человека и животных
в пространстве, а роль этого перемещения
определяется познанием окружения, приближением
к источнику питания и овладением им и
т. д., т. е. тем, что человек или животное
приобретает в процессе выполнения двигательным
аппаратом своей функции, норму (в том
числе и положительные аффекты). Страх,
гнев, ярость повышают интенсивность обменных
процессов, приводят к лучшему питанию
мозга, усиливают сопротивляемость организма
перегрузкам, инфекциям и т. д.
О полезности «отрицательных»
эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют
опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом:
из трех групп подопытных крыс дольше
всего жили те, которых систематически
подвергали стрессовым воздействиям средней
силы -- пугали, брали в руки и т. д.
Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу
говорили, что «для организма важно не
сохранение однообразно положительных
эмоциональных состояний, а постоянный
их динамизм в рамках определенной, оптимальной
для данного индивида интенсивности».
В то же время имеются данные,
что уровень развития интеллекта выше
у дошкольников с преобладанием «положительных»
эмоций и ниже -- с преобладанием «отрицательных».
Правда преобладание «отрицательных»
эмоций и средний уровень интеллекта по
тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными
нарушениями. Как обстоит дело у детей
с нормальным развитием эмоциональной
сферы, остается неясным.
С точки зрения П. В. Симонова,
нервные механизмы положительных эмоциональных
реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных.
Он считает, что «положительные» эмоции
имеют самостоятельное приспособительное
значение, т. е. роль «положительных» эмоций
отлична от роли «отрицательных» эмоций:
«положительные» эмоции побуждают живые
системы активно нарушать достигнутое
«уравновешивание» с окружающей средой:
«Важнейшая роль положительных эмоций
-- активное нарушение покоя, комфорта,
знаменитого “уравновешивания организма
с внешней средой”»
«Отрицательные эмоции, -- пишет
Симонов, -- как правило, обеспечивают сохранение
того, что уже достигнуто эволюцией или
индивидуальным развитием субъекта. Положительные
эмоции революционизируют поведение,
побуждая искать новые, еще не удовлетворенные
потребности, без которых немыслимо наслаждение.
Это не свидетельствует об абсолютной
ценности положительных эмоций. Они могут
быть обусловлены примитивными, эгоистическими,
социально неприемлемыми потребностями.
В подобных случаях мы несомненно отдадим
предпочтение таким отрицательным эмоциям,
как тревога за судьбу другого человека,
сострадание к попавшим в беду, возмущение
несправедливостью. Социальную ценность
эмоций всегда определяет мотив, вызвавший
ее к жизни»
Без «положительных» эмоций,
отмечает Симонов, трудно себе представить
те формы освоения действительности, которые
не продиктованы непосредственным утилитарным
эффектом: игру, художественное творчество
и восприятие произведений искусства,
теоретическое познание. Он полагает,
что в этих областях деятельности человека
побуждающее влияние «отрицательных»
эмоций ничтожно, если оно вообще имеется.
Следует учитывать, что положительная
роль эмоций не связывается прямо с «положительными»
эмоциями, а отрицательная роль -- с «отрицательными».
Последние могут служить стимулом для
самосовершенствования человека, а первые
-- явиться поводом для благодушия. Многое
зависит от целеустремленности человека
и условий его воспитания. Мнения ученых
о значении эмоций и выполняемых ими функциях
расходятся. Однако несомненна главная
функция эмоций -- их участие в управлении
поведением человека и животных.
2.3 Управление эмоциями
Что помогает людям управлять
своими эмоциями и всем ли это легко дается?
Наблюдения показывают, что
в зависимости от индивидуальных особенностей
человека, как подъем, так и спад чувств
может привести к разным результатам.
У одних людей от неудачи или
утраты опускаются руки, у других же неудача
стимулирует волю к победе и мобилизует
физические и духовные силы для достижения
поставленной цели. У одних людей от успехов
может закружиться голова, и под влиянием
удач они перестают, как следует трудиться
и критически относиться к своему труду.
У других же, напротив, удача, дающая настроение
уверенности и бодрости, вызывает желание
работать еще лучше.
Как и все психические процессы,
эмоции контролируются сознанием. В переживании
каждого чувства присутствует сознание,
которое дает оценку происходящему и влияет
на протекание самого чувства. Оно может
подавить проявление чувств, если диктуется
необходимостью, или же, напротив, дать
полный простор для их выражения, иначе
говоря, управлять ими.
Только при некоторых патологических
состояниях, когда ослабевает тормозная
функция коры, аффекты, как чрезмерное
проявление наших эмоций, выходят из-под
контроля сознания. Таковы, например, истерические
реакции - чередования смеха с бурным плачем
и припадками.
Нормальный же человек не остается
во власти своих чувств и настроений, а
стремится управлять им, не кичится победами
и не падает духом при неудачах, а старается
сохранять ровное настроение и трезвое
отношение к действительности.
Снятию эмоционального напряжения
способствуют:
- сосредоточение внимания
на технических деталях задания,
тактических приемах, а не на
значимости результата;
- снижение значимости
предстоящей деятельности, придание
событию меньшей ценности или
вообще переоценка значимости
ситуации по типу «не очень-то
и хотелось»;
- получение дополнительной
информации, снимающей неопределенность
ситуации;
- разработка запасной
отступной стратегии достижения
цели на случай неудачи (например,
«если не поступлю в этот
институт, то пойду в другой»);
- откладывание на время
достижения цели в случае осознания
невозможности сделать это при
наличных знаниях, средствах и
т. п.;
- физическая разрядка (как
говорил И. П. Павлов, нужно «страсть
вогнать в мыш-цы»); для этого нужно
совершить длительную прогулку, заняться
какой-нибудь по-лезной физической работой
и т. д. Иногда такая разрядка происходит
у человека как бы сама собой: при крайнем
возбуждении он мечется по комнате, перебирает
вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное
сокращение мышц лица), возникающий у многих
в момент волнения, тоже является рефлекторной
формой моторной разрядки эмоционального
напряжения;