Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель исследования:
Роль эмоций в познавательной деятельности.
Взаимодействие эмоции и деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть функции эмоций в жизни человека. Изучить эмоции как особый класс психических процессов в теории общей психологии.
2.Сравнить различные подходы, особенности изучения разных исследователей в области эмоциональных процессов влияющих на деятельность человека.
Роль эмоций в жизни человека огромна. С помощью эмоций мы можем показать свое настроение, состояние души. Ведь эмоции это порождение нашего подсознания. Все переживания находящиеся в нашем подсознании проявляются в эмоциях.
Эмоции
не подвластны нашему сознанию .Человек
не может силой собственного сознания
поменять свое эмоциональное состояние
с позитивного на негативное и наоборот,
в зависимости от ситуации.
Эмоциональные переживания занимают очень большое место в деятельности человека. Между мотивом и реализацией этого мотива в деятельность всегда возникает какое-то эмоциональное переживание. Эмоции следуют за актуальностью мотивов.
Эмоции влияют на ход деятельности. Они являются побуждением к деятельности. Отечественные психологи такие как: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, вывели ряд особенно важных моментов в отношении зависимости эмоций от характера деятельности человека, о роли эмоций в деятельности.
А.Н. Леонтьев указывал на связь эмоций с мотивами деятельности. Он подчеркнул, что эмоции не только соответствуют той или иной деятельности в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности , ее мотивам.
С.Л. Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации потребностей: «Выступая в качестве проявления потребности, - в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности... Возникая в деятельности индивида потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждением к деятельности».
Противоречия, связанные с исследованиями эмоциональных процессов возникают до сих пор. Отечественные и зарубежные психологи задавались множеством вопросов, какие психические явления можно отнести к эмоциональным, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности и др.
Эмоции не просто осознаются, осмысливаются, но и переживаются человеком. Они определяются субъективным отношением человека к окружающему миру. Так можно ли вообще методом систематических исследований обнаружить объективную закономерность, постоянство. Лабораторные изучения не решают проблем связанных с межличностными отношениями, развитием личности , практической деятельности человека. Поэтому единого и точного определения эмоции нет.
Объект исследования: Функции эмоций. Эмоции как психический процесс.
Предмет исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Цель исследования:
Роль эмоций в познавательной деятельности.
Взаимодействие эмоции и деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть функции эмоций в жизни человека. Изучить эмоции как особый класс психических процессов в теории общей психологии.
2.Сравнить различные подходы, особенности изучения разных исследователей в области эмоциональных процессов влияющих на деятельность человека.
Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследований, согласно целям и поставленным задачам.
Жизнь без эмоций
так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как средство,
при помощи которого живые существа
устанавливают значимость тех или иных
условий для удовлетворения актуальных
для них потребностей.
Организующая функция. Организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта). Отрицательные эмоции дезорганизуют ту деятельность, которая приводит к их возникновению, но способны организовывать действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.
Оценочная функция. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент. Регуляторная функция. Способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили. Биологическая теория П.К. Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.
Итак, суть биологической теории состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов совершенного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, эмоция удовлетворения закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству и поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими, социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура
Предвосхищающая функция. Прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий. Предвосхищения: сигналы боли, сильной и продолжительной депривации, вызывающие страх, сигналы возможного неудовлетворения потребности, вызывающие гнев; сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие надежду; сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающие любопытство. Один и тот же сигнал может вызывать различные эмоциональные реакции в зависимости от того, с какой потребностью он связан, и от возможностей адекватного реагирования человека.
Экспрессивно-коммуникативная функция. Способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей. Благодаря эмоциям мы можем лучше понимать друг друга, можем, не используя речь, сигнализировать об опасностях, сообщать друг другу о своих состояниях (при помощи мимики и жестов). Об этом свидетельствует, то, что люди, относящиеся к разным культурам, способны практически безошибочно по выражению лица понять и оценить состояние друг друга, какую эмоцию он в данный момент испытывает: гнев, радость, отвращение или страх. Это помогает взаимопониманию при общении двух индивидов. Эмоции также являются дополнительным средством коммуникации. Это видно из того, что когда человек, к примеру, не может убедить своего собеседника логическими доводами, он повышает голос, то есть усиливает экспрессивное воздействие. Бесспорно, повышение голоса увеличивает воздействие на человека, однако, надо учитывать и то, что это может являться своеобразным способом разрядки, снятие эмоционального напряжения, которое может быть следствием досады, злости, раздражения человека. Именно мимические и пантомимические движения являются средством передачи информации об отношении к явлениям окружающей действительности. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%) . Если сравнить у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определённую схожесть, в то время как другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается, прежде всего, в преобладающем настроении. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним, у одних людей преобладает повышенное, бодрое, весёлое настроение, а у других – пониженное, подавленное, грустное. У третьих же – капризное, раздражительное. Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди, попав в ту или иную жизненную ситуацию, не столько чувствуют, сколько осознают её умом. Несмотря на эволюционное появление речи, коммуникативная функция эмоции не потеряла своей актуальности и значимости. Эмоциональная экспрессия остается одним из главных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию. Важность этой функции эмоции видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта, а повышают в должности, опираясь на эмоциональный коэффициент, характеризующий способность человека к эмоциональному общению .