Цвет как психологическое и психофизиологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.

Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.

Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.

Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.

Содержание

Введение...............................................................................................

Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................

1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................

1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................





Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................

2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему

и его использование в психодиагностике...................................................

2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........

2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................

Выводы...................................................................................

Заключение...................................................

Библиографический список.........................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 Точно так  же, начиная рисовать, ребенок вовсе не учитывает цвет изображаемых предметов. Он может использовать любую попавшуюся краску, или только свою любимую; а чаще всего в этом возрасте цвет используется ребенком в его выразительной функции. В этом случае красивое изображается яркими, чистыми цветами; преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой краскам. Соответственно, рисуя некрасивое, ребенок выбирает темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-синий, т.е. он использует «неподражательный» цвет [25].

 Исследования  показывают, что ребенок третьего  года жизни вполне может усвоить  представления о восьми цветах: красном, оранжевом, желтом, зеленом,  синем, фиолетовом, белом, черном.

 В дошкольном  возрасте происходит усвоение  сенсорных эталонов, под которыми подразумеваются выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. В четыре-пять лет ребенок овладевает сравнительно полным набором эталонов цвета, в пять-шесть лет происходит усвоение связей и отношений между цветами, совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета делятся на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

 Возвращаясь  к художественной деятельности, в четыре-пять лет изображение  красивого и некрасивого начинает  идти двумя противоположными  путями. Один из них - это продолжение  использования «неподражательного»  цвета. Вторая тенденция заключается в том, что ребенок начинает рисовать краской, соответствующей цвету реального предмета; так появляется «подражательный» цвет: более того, дети рисуют так тщательно, что трава у них бывает гораздо зеленее, чем на самом деле. Поэтому на всех рисунках люди одеты ярко и пестро и почти все автопортреты выдают желание ребенка иметь бант, платье или кофточку яркого цвета. Применение «неподражательного» цвета закономерно, в то время как выбор «подражательного» цвета появляется в результате приобретения с помощью взрослых знаний о цвете предметов [25].

 В младшем  школьном возрасте он не только  различает цвета, но может их  правильно назвать. Он может  также изобразить простейшие  формы и раскрасить их в  заданный цвет. Он соотносит воспринимаемое  качество с эталоном.

 В отрочестве  происходит преодоление дифференцированных  сенсорных эталонов, подросток убеждается  в многоцветии окружающего мира.

 Все сказанное  позволяет сделать вывод, что  до двух лет у ребенка существуют  только цветовые предпочтения, а  сами сенсорные эталоны цвета формируются только к трем годам. Еще позже ребенок получает представление о соотношении цветов, знает их названия и характеристики. В дальнейшем развитие восприятия цвета идет в направлении освобождения от стереотипов, появляется субъективное их видение.

 Обратимся  теперь к цветовым ассоциациям,  которые могут значительно различаться  у разных людей благодаря тому, что они формируются в процессе  онтогенеза.

Цветовые ассоциации. Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно  зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом [24]. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

1) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);

2) температурные  (горячие, теплые, холодные, пламенеющие,  леденящие);

3) осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);

4) пространственные (выступающие, отступающие, близкие,  далекие);

5) акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные,  свистящие, лающие);

6) вкусовые (сладкие,  вкусные, горькие, сухие, слащавые);

7) возрастные (детские, молодежные, стариковские);

8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);

9) этические  (мужественные, сентиментальные, смелые);

10) эмоциональные  (веселые, грустные, скучные, спокойные,  драматические, трагические);

11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

 Этот список  можно продолжить. Нетрудно увидеть,  что почти любое прилагательное  нашей речи может характеризовать  цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. Например, один только красный цвет имеет множество оттенков на основе ассоциаций: свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый, цвет углей под ветром и т.д. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно, а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом [24]. . Интересное явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями: например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения. Многие деятели искусств ощущали такие цвето-музыкальные ассоциации. Среди них — композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, художники Д.Уистлер, А.Лентулов, В.Кандинский, поэты и писатели В. Набоков, В.Хлебников и многие другие. Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»: «Оранжевое подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному. <...>Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот <...> Ярко-желтый звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар <...>Абсолютно-зеленое мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.» [15, с.24]. . Подведя итог, нужно отметить, что в ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых. 

Глава 2. Прикладное значение цвета 

2.1. Влияние цвета  на центральную нервную систему

 и вегетативную  нервную систему 

 и его использование  в психодиагностике 

 Влияние цвета  на вегетативную нервную систему  (ВНС). Свет и цвет оказывают  мощное воздействие на формирование  психофизиологического статуса  организма человека. Это влияние,  в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС. Наш современник П.В.Яньшин утверждает: «...цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы...» [32, с. 14]. .

 Особые заслуги  в данном направлении принадлежат  С.В. Кравкову. Результаты его  экспериментальных работ (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение [20]. .

 Симпатикотропные  раздражители повышают чувствительность  к сине-зеленой части спектра,  а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.

 Подобный  характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой. .

 Так синий,  и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы. .

 Характер  взаимосвязи белого и черного  с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию. .

 Цветовое  воздействие может усиливать  вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту. Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту. И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета снижала тошноту при кинетозе [16]. .

Влияние цвета  на центральную нервную систему (ЦНС). То, что цвет оказывает воздействие  на деятельность ЦНС, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от ВНС, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире. .

 Благодаря  определенным отделам ЦНС, у  человека формируются цветовые  ощущения, а интегративная деятельность  ЦНС обеспечивает функционирование  цветового восприятия и более  сложные формы обработки информации. Специфические поражения ЦНС  могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, так называемой цветовой агнозии. .

 Цвет необходим  для поддержания тонуса ЦНС.  Известны случаи так называемого  «цветового голодания», когда при  цветовой бедности окружающего  пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития [8]. Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Но, если проанализировать эти исследования [5, 18, 12, 32], то можно вывести следующие психофизические и психофизиологические характеристики некоторых цветов.

 Красный цвет  всегда обладает возбуждающим, согревающим эффектом, он активизирует все функции организма, используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; он на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. . Зеленый уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и т.д. . Синий цвет замедляет сердечную активность, действует успокаивающе и может перейти в тормозящее влияние, вызвать депрессию. Синие лучи используют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине. . Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. . Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. . Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться. . Основываясь на этих фундаментальных свойствах цвета создавалась цветовая психодиагностика. Ее историю следует начинать не со знаменитых тестов Роршаха и Люшера, а с трудов Роже де Пиля и И.В.Гете. В трудах этих мыслителей, особенно в монографии Гете «Трактат о цвете» [7], достаточно четко обнаруживаются ряд основ цветовой психодиагностики, на которых базируются и упомянутые цветовые тесты:

Цвета имеют  устойчивые значения, общие для всех людей. 

2. Определенные  цвета оказывают определенное  «нравственное» (психологическое) воздействие  на человека.

3. Люди по-разному относятся к цветам, что объясняется их индивидуальными различиями как на биологическом (пол, возраст), так и на социально-психологическом уровне (принадлежность к определенной нации, различия в темпераментах т.д.).

 После Гете, вплоть до конца XIX века цветовая психодиагностика практически не развивается, пока В.Вундт не рассматривает взаимосвязь цвета и эмоций. Экспериментальные доказательства воздействия света и цвета на психику были приведены в работах многих российских ученых: Н.Е.Введенского, И.В.Годнева, П.П.Лазарева и других.

 Возвращаясь  к теме, первым методом собственно  цветовой психодиагностики явился  «Тест чернильный пятен» Г.Роршаха.  Интересно, что сам он не  создал научной теории для  своего теста, а опирался на  принципы аналогии и здравого смысла [3].

 Самая известная  и популярная на сегодняшний  день цветодиагностическая методика  – Цветовой тест М.Люшера (ЦТЛ). Суть процедуры теста представляет  собой ранжирование цветов испытуемым  по степени их субъективной  приятности. Испытуемого просят  отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения [22].

 С момента  появления ЦТЛ прошло почти  полвека. За всю свою историю  тест получал самые разные  оценки. В настоящее время преобладает осторожное отношение к нему. Основным объектом критики является теоретическая часть методики: не достает «строгой научности». В ряде работ, наоборот, указывается на то, что с помощью Цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы. Большинство замечаний в адрес цветового теста Люшера со стороны практических психодиагностов связаны с тем, что он «слабо коррелирует» с имеющими «стойкую репутацию» методами. Но дело в том, что он создан на основе других теоретических позиций. Кроме того, любой тест ими изначально ограничен и глобальная экстраполяция получаемых результатов на смежные области ничего, кроме недоразумений и снижения эффективности психодиагностики, не приносит. В основном, с теоретическими основами ЦТЛ не согласны представители ортодоксального бихевиоризма, ставящие во главу своих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главное положение Люшера о независимости психологического значения цвета от научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретические положения. Более объективной критикой может быть то, что «цветовая типология» личностей нуждается в дополнительной проверке через полевые наблюдения, экспертную оценку, самоотчеты испытуемых. Таким образом, при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека [1].

Информация о работе Цвет как психологическое и психофизиологическое явление