Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:40, курсовая работа
Таким образом, основная задача состоит в своевременном распознавании тревожности, установлении её причин и разработке комплекса мер по борьбе с тревожностью.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – наличие тревожности у детей среднего школьного возраста.
Задача исследования – установления уровня тревожности у детей среднего школьного возраста.
Введение 3
Психолого-педагогическая характеристика тревожности. 4
Определение понятия «тревожность» 4
Классификация основных видов тревожности. 4
Причины появления и развития тревожности. 5
Особенности поведения тревожных детей. 6
Методы диагностики тревожности. 8
Экспериментальное исследование тревожности. 9
Определение вида исследуемой тревожности. 9
Методы диагностики школьной тревожности. 11
Выбор метода диагностики школьной тревожности. 15
Ход проведения диагностики школьной
тревожности по методике Б.Филлипса. 17
Результаты диагностики школьной тревожности. 20
Факторы, способствующие появлению и
развитию школьной тревожности. 29
Рекомендации по работе с тревожными детьми. 29
Заключение 31
Список литературы 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования ШГПУ
Курсовая работа
По дисциплине «Психодиагностика» на тему:
«Школьная тревожность»
Работу выполнила:
Студент 3 курса заочной формы обучения
факультета «Педагогика и психология»
Руководитель: Шуранова И.Ю.
Шуя 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
тревожности по методике Б.Филлипса. 17
развитию школьной тревожности. 29
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 33
ВВЕДЕНИЕ
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
Симптомы тревожности проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Жить человеку в таком состоянии нелегко. Оно изматывает, подтачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к совершению нелогичных, необдуманных поступков. Тревожность — это обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенности и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толкают на необдуманные действия.
Таким образом, основная задача состоит в своевременном распознавании тревожности, установлении её причин и разработке комплекса мер по борьбе с тревожностью.
Цель исследования – изучение проблемы тревожности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – наличие тревожности у детей среднего школьного возраста.
Задача исследования – установления уровня тревожности у детей среднего школьного возраста.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ.
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТРЕВОЖНОСТЬ»
Существует несколько определение понятия «тревожность».
В психологическом словаре дается следующее определение: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности Немов Р.С. считает, что «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Кроме этого, необходимо различать тревогу и тревожность. Тревога — ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. В отличие от нее тревожность считается эмоциональным состоянием, особенностью характера или чертой личности. Тревожный человек постоянно неуверен в себе, своих решениях и действиях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив.
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
1.3. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ.
На возникновение и развитие тревожности влияет большое количество факторов: семья, условия жизни, методы воспитания, личностные особенности.
Ниже перечислены основные причины появления тревожности в детском возрасте:
— конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);
— неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, невозможность удовлетворения потребности в любви, ласке, защите;
— невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;
— следствие перенесенных заболеваний;
— результат запугивания ребенка взрослыми;
— плод чрезмерного детского воображения;
— естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных;
— проявление инстинкта самосохранения;
— результат «запрещающего» воспитания;
— завышенные требования, чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;
— следствие депривации — чувства обездоленности, недоступности.
1.4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. В каждом возрастном периоде определенные объекты действительности вызывают повышенную тревогу у большинства детей независимо от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Эти возрастные показатели тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей: например, у детей младшего подросткового возраста тревожность возникает в общении со взрослыми, в ранней юности ее вызывают мысли о будущем и проблемы, связанные с отношениями полов.
У тревожных детей повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Типичная причина этих проявлений - завышенные требования к ребенку со стороны родителей и особенно их склонность к наказаниям и унижению его достоинства.
Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены; речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам. И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».
Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ.
В настоящее время существует значительное количество методик, применяемых для определения наличия и уровня тревожности. Большинство из них позволяет оценивать только либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо еще более специфические реакции. Кроме того, немалая часть методик ориентирована на определенную возрастную группу людей. Ниже приведены одни из самых известных методик диагностики тревожности.
1. Методики для диагностики тревоги и тревожности у дошкольников:
2. Методики для диагностики тревоги и тревожности у школьников:
3. Методики для диагностики тревоги и тревожности у взрослых:
3. ЭКСПЕРИМЕТНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ.