Школьные неврозы: динамика и коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Фрейд предположил, что невроз – это болезнь не нервов, а психики, т.е. источником неврозов являются не повреждения или функциональные разлады нервной системы, а мучительные впечатления и переживания. Поэтому исцеление может быть достигнуто посредством коррекции сознания и психики пациента, а не лекарствами, массажем и т.п. Придя к такой мысли, Фрейд стал разрабатывать новую теорию строения и функционирования психики, опираясь при этом на свой психотерапевтический опыт1.

Содержание

Введение 3
1. Особенности возникновения невроза: его виды и генезис. 6
1.1. Невроз и его основные формы: анализ основных видов неврозов. 6
1.2. Страх и тревога в генезе неврозов. 10
1.3. Возникновение школьных неврозов. 12
2. Профилактика и коррекция школьных неврозов. 16
2.1. Обследование школьников с неврозами. 16
2.2. Диагностика адаптации учащихся в школе по методике
«Школа зверей» 17
2.3. Рекомендации по профилактике и коррекции школьных неврозов. 24
Заключение 24
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа школьные неврозы.docx

— 120.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

Институт психологии

Факультет практической психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

По дисциплине: Педагогическая психология

                       На тему: Школьные неврозы: динамика и коррекция

 

 

 

Работу выполнила студентка

Васюхнова Л.В.

9курс, СДО

Научный руководитель

Старший преподаватель Вишнякова Е.Г.

 

 

 

г. Москва 2014

 

 

 

ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ:ДИНАМИКА И КОРРЕКЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                      3

1. Особенности возникновения  невроза: его виды и генезис.                   6

1.1. Невроз и его основные  формы: анализ основных видов  неврозов.   6

1.2. Страх и тревога  в генезе неврозов.                                                       10

1.3. Возникновение школьных  неврозов.                                                    12

2. Профилактика и коррекция  школьных неврозов.                                  16

2.1. Обследование школьников  с неврозами.                                             16

2.2. Диагностика адаптации  учащихся в школе по методике

«Школа зверей»                                                                                              17

2.3. Рекомендации по профилактике  и коррекции школьных неврозов. 24

Заключение                                                                                                     24

Список использованной литературы                                                           26

Введение

Развитию невроза способствуют биологические, филогенетические и психологические факторы. Человек рождается биологически несовершенным и проходит длительный период беспомощности и зависимости. Эта беспомощность создает начальную ситуацию опасности и соответствующего страха утраты объекта, что в свою очередь порождает потребность человека быть любимым, которая никогда не проходит.

Фрейд предположил, что невроз – это болезнь не нервов, а психики, т.е. источником неврозов являются не повреждения или функциональные разлады нервной системы, а мучительные впечатления и переживания. Поэтому исцеление может быть достигнуто посредством коррекции сознания и психики пациента, а не лекарствами, массажем и т.п. Придя к такой мысли, Фрейд стал разрабатывать новую теорию строения и функционирования психики, опираясь при этом на свой психотерапевтический опыт1.

 

  Неврозы у детей  и подростков - самый распространенный  вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания  формирующейся личности, неврозы  в аффективно-заостренной форме  отражают многие проблемы человеческих  отношений, прежде всего понимания  и общения между людьми, поиска  своего «Я», оптимальных путей  самовыражения, самоутверждения, признания  и любви.

 Неврозы - это своеобразный  клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера

Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у детей, которые и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.

Целью данного исследования является изучение школьных неврозов и их коррекция.

Объектом исследования являются дети с неврозами в возрасте от 7-15 лет. Базой нашего исследования явилась школа № 125 г. Москвы.

Предметом исследования выступают особенности возникновения школьных неврозов.

Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

Гипотеза нашего исследования: возникновение невроза может быть связано со школьной неуспеваемостью ребенка, обладающего невысокими интеллектуальными способностями, при предъявлении к нему родителями и учителями повышенных требований.

Диагностика невроза сложна и часто требует тщательного изучения особенностей возникновения и динамики заболевания.

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:

1. изучить особенности  возникновения невроза, его основные  формы;

2. рассмотреть страх и  тревогу в генезе неврозов;

3. проанализировать возникновение  школьных неврозов;

4. обследовать школьников  с неврозами;

5. провести диагностику  адаптации учащихся в школе  по методике «Школа зверей»;

5. дать рекомендации по  профилактике и коррекции школьных  неврозов.

Методы исследования:

  1. изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

  1. анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, психоанализу, педагогике и др.;

  1. интервью, беседа;

  1. использована проективная методика «Школа зверей», которая дает возможность выявить школьные неврозы на начальном этапе развития, выяснить причины и способы коррекции.

 В первой главе мы  рассмотрим особенности возникновения  невроза, как трактуют понятие  невроза зарубежные и отечественные  ученые, изучим основные формы  неврозов: неврастению, истерический  невроз и невроз навязчивых  состояний, депрессивный невроз, ипохондрический  невроз. Большое значение при  лечении неврозов имеют разные  методы психотерапии. Также мы рассмотрим понятие страха, его классификацию, значение, возрастные страхи, специфику возрастных страхов, тревогу, ее виды. Проанализированы причины возникновения школьных неврозов, мнения ученых о детях, предрасположенных к неврозу.

Вторая глава курсовой работы предусматривает экспериментальное исследование. Нами были использованы беседа и интервью с детьми со школьными неврозами. Была проведена также диагностика адаптации учащихся в школе по методике «Школа зверей». Данная методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выявить причины и способы их коррекции. Эта проективная методика «Школа зверей» помогает выявить трудности, возникшие у детей на раннем этапе обучения, и вовремя устранить их. Нами также даны рекомендации по профилактике и коррекции неврозов у детей.

 

1. Особенности  возникновения невроза: его виды  и генезис.

1.1. Невроз  и его основные формы: анализ основных видов неврозов.

Неврозы – группа заболеваний, возникающих вследствие воздействия психической травмы и сопровождающихся нарушением общего самочувствия, неустойчивостью настроения и сомато-вегетативными проявлениями.

Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В.Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Неврозы - это функциональные расстройства, т.е. обратимые (исчезают сами спустя некоторое время после действия психической травмы или поддаются полному излечению). Больные осознают факт психического расстройства и критически оценивают свое состояние. 

Отечественные психиатры выделяют обычно три основные формы неврозов: неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. По Международной классификации рассматривают отдельно невротическую депрессию, фобический и ипохондрический неврозы, невроз страха и др. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся клинические формы неврозов. 

Неврастения - состояние раздражительной слабости, т.е. сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрой утомляемостью и истощаемостью. На начальном этапе болезни преобладают явления раздражительности, плохой переносимости эмоциональных и физических нагрузок, внешних раздражителей. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. У них легко возникают различные вегетативные реакции: сердцебиение, потливость, похолодание конечностей. Нарушается засыпание, сон поверхностный. Больные часто жалуются на головную боль, пульсацию или шум в голове, что затрудняет умственную деятельность. Постепенно реакции раздражительности замещаются быстрой истощаемостью, сильной слабостью, утомляемостью. работы. Появляется недовольство собой, обидчивость и плаксивость. 

Истерический невроз - заболевание с полиморфной симптоматикой, проявляющейся функциональными соматическими, неврологическими и психическими нарушениями. Эти разнообразные расстройства возникают в связи с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью больного. Поэтому симптомы истерии могут напоминать проявления самых различных болезней, за что ее и назвали великой симулянткой». Истерический невроз чаще возникает у лиц с истерическим характером.  Из симптомов заболевания наиболее яркими являются истерические судорожные припадки, которые в настоящее время встречаются довольно редко. Возникает припадок обычно при наличии зрителей и в таком месте, где больной не может нанести себе повреждение. Сознание не выключается, а как бы сужается. Больной не падает, где попало, а выбирает предварительно место, чтобы не удариться (прежде, чем упасть, «соломки подстилает»). Судорожные проявления не постоянны и разнообразны. Движения размашисты и хаотичны.

Невроз навязчивых состояний - это заболевание, при котором непроизвольно возникают навязчивые мысли, страхи, движения, воспринимаемые больными как болезненные, с которыми они борются, но избавиться от них не могут. Наиболее часто встречаются навязчивые страхи (фобии), поэтому и выделяется фобический невроз. Под влиянием психической травмы возникает сначала вегетативная реакция в виде неприятных ощущений в сердце, животе, сопровождающаяся тревогой.  

Страхи могут касаться не только болезней - высоты, темноты, закрытых и открытых пространств, страх переходить улицу («вдруг попаду под машину»), боязнь эскалатора, острых предметов («вдруг ударю ножом»).  

Довольно часто возникают навязчивые контрастные влечения, т.е. желание сделать недозволенное, противоречащее воспитанию и установкам самого больного. Например, непреодолимое желание выругаться громко на площади, оскорбить вслух случайного человека. Отмечаются также и различные навязчивые движения рук, головы, подергивания, моргания и т.д. Больные могут на некоторое время сдержать подобные движения, однако, это требует большого напряжения. Невроз навязчивых состояний характеризуется обычно затяжным течением (в отличие от других неврозов), особенно у лиц, склонных к тревожности, мнительности, нерешительности. 

Депрессивный невроз (невротическая депрессия) - психогенно возникающее депрессивное состояние, при котором сниженное настроение сочетается с функциональными соматическими нарушениями (вегето-сосудистая дистония). Невротическая депрессия чаще возникает у лиц с чертами прямолинейности, бескомпромиссности, с заостренным чувством долга и справедливости. Психическая травма обычно усугубляется или даже создается самим больным в силу особенностей характера. Подавленное настроение сопровождается плаксивостью. По утрам больные просыпаются с трудом, в состоянии вялости и разбитости. Однако, у них отсутствуют как ретроспективный анализ прошлого с идеями самообвинения, так и мысли о безысходности и бесперспективности будущего, влекущие за собой мысли о самоубийстве. Наоборот, больные скорее оптимистичны в отношении будущего. В отличие от других вариантов депрессии, подавленное настроение не влечет за собой полное снижение активности и инициативы, отмечается даже «бегство в работу». 

Информация о работе Школьные неврозы: динамика и коррекция