Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

40.Вклад Ивана Михайловича Сеченова в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

Основателем отечественной  научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" главные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них таковая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, длятся центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью. Сеченов данной трактовкой сделал попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Но при этом была недооценена специфика психической действительности в сравнении с физиологической ее основой. Была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

И. М. Сеченов не соглашался с мнением собственного учителя, известного германского физиолога  Карла Людвига (1816--1895), считавшего, что  учить мозг методом его раздражения (стимуляции) -- все равно, что учить механизм часов, стреляя в них из ружья, отважился на такую “стрельбу” и открыл в одном из отделов головного мозга (таламусе) центры, которые способны задерживать реакции мускул на внешние стимулы. Скоро германские физиологи узнали, что, раздражая электрическим током отдельные участки коры головного мозга собаки, можно следить непроизвольное движение её конечностей.

Следует направить внимание на принципиальное различие меж этими  двумя рядами фактов. Российский физиолог и его германские коллеги исходили из различных посылок. Германским физиологам принципиально было выяснить, имеются ли в мозгу отдельные участки, которые “заведуют” переменами в теле. За исходное они воспринимали прямое раздражение высших нервных центров, а за конечный эффект этого раздражения -- двигательную реакцию. Связь, которую они изучили, можно выразить отношением “мозг-- реакция мышц”. Такое отношение вправду существует и, на первый взор, конкретно его изучал Сеченов. Но он включил указанное отношение в широкий контекст, а конкретно в целостное отношение “организм -- среда”, изменив тем самым и всю перспективу исследования. Исходным пунктом оказывался не мозг, а внешняя среда, объекты которой посредством органов чувств действуют на мозг. Конечным же пунктом стали не сами по себе сокращения мускул, а их направленность на среду с целью приспособления к ней всего организма, решающего жизненные задачки.

Благодаря этому физиология выходила за пределы привычной области: ей приходилось сообразовываться со качествами не лишь живого тела, но и с условиями его настоящей деятельности во внешнем мире. А это безизбежно побуждало ученых присоединить к физиологическому объяснению психологическое -- в особенности, когда предметом этого объяснения становился организм человека и его жизнедеятельность. Конкретно на этот путь вышел, в различие от собственных западных коллег, Сеченов. Он опирался на прежние заслуги в научном (причинной, детерминистском) объяснении поведения, в частности, на восходящее к Декарту понятие о рефлексе.

Ценность понятия о рефлексе определялась тем, что юно базировалось на принципе детерминизма, на серьезной причинной зависимости работы живого тела от его устройства и внешних стимулов. Правда, с этим смешивалось представление о том, что присущее человеку сознание не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая присуща телесному миру. Чтоб справиться с дуализмом рефлекса и сознания, но не на пути понимания человека как машины (в чем его сходу же обвинили противники), а сохраняя за человеком и его психическим миром качественное своеобразие, Сеченов радикально преобразовал понятие о рефлексе. Это в свою очередь предполагало радикально новый взор на делему детерминизма, на предпосылки, которые способны объяснить развитие психики.

Напомним, что рефлекс--это целостный акт, включающий: а) восприятие внешнего действия, б) его переработку в головном мозгу и в) ответную реакцию организма в виде работы исполнительных органов (в частности--мышечной системы). До Сеченова числилось, что по закону рефлекса работает лишь спинной мозг. Сеченов не лишь доказал, что все поведение целиком рефлекторно, но и коренным образом изменил прежнюю схему “рефлекторной дуги”, “замкнув” её в “кольцо” (см. Выше) и предложив формулу: “мысль это две трети рефлекса”.

Многие выводы Сеченова получили неверное толкование; в частности, его винили в отрицании связи меж мыслью и настоящим действием, в том, что мысль у него начинается там, где действие обрывается. Меж тем Сеченов полагал, что задержанное благодаря торможению действие не исчезает, а как бы “уходит вовнутрь мозга”, запечатлеваясь и сохраняясь в нервных клеточках. В то же время, до этого чем “уйти вовнутрь”, реальное действие организма становится “умным”. Эта “мысль в действии” выражена в том, что, общаясь посредством мышечной работы с наружной средой, организм приобретает знание об её объектах.

Хорошей иллюстрацией может  служить деятельность глаз, снабженных мышечными придатками. Мускулы глаза  все время незримо работают, постоянно  “бегают” по” предметам, определяют расстояние меж ними, сравнивают их меж собой, отделяют один от другого (анализ), объединяют в группу (синтез). А ведь, как понятно, сравнение, анализ и синтез -- это главные умственные операции, на которых базирована человеческая мысль.

Таковым образом, за фактом сеченовского торможения стояла мысль, имевшая, как он сам подчеркивал, прямое отношение к двум главным проблемам, которыми веками занималась психология--проблемам сознания и воли. Лишь прежняя психология воспринимала сознание и волю за первичные процессы, которые совершаются внутри субъекта, и соотносила их с нервными действиями, которые совершаются в организме; Сеченов же перенес научное объяснение в новенькую, необычную для прежней психологии плоскость, приняв за исходное не сознание субъекта и не мозг сам по себе, а общение организма со средой. Мозг и сознание включены в этот процесс, служат непременными посредниками меж жизнью целостного организма и внешним миром.

Итак, Сеченов стал пионером в разработке учения о поведении. Понятие поведения не было ни только физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ни чисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе). Оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в нескольких больших научных школах, которые сложились на российской почве. Любая из школ базировалась на собственном особом учении, хотя общим для всех стержнем оставалась категория рефлекса.

Так, общий план «Рефлексов головного мозга» И.М. Сеченова сводился отнюдь не к тому, чтоб повредить  систему представлений о душе и таковым образом полностью высвободить человека от ответственности за свои поступки. Напротив, И.М. Сеченов видел мишень объективной науки в том, чтоб научиться сформировывать таковых людей, которые «в собственных действиях управляются лишь высокими нравственными мотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям и остаются верными своим убеждениям, наперекор требованиям всех естественных инстинктов» (Человек, 1998, №2, с. 47). Для И.М. Сеченова научное исследование и наука были отнюдь не самоцелью, а лишь средствами решения заморочек отдельного человека и человечества: «Только при развитом мною воззрении на деяния человека в последнем возможна последняя из добродетелей человеческих - всепрощающая любовь, т.Е. Полное снисхождение к своему ближнему» (там же).

Концепция психических  действий И. М. Сеченова.

Большущим вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических действий. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению - нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения главных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических действий. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, обязана быть удержана как основная, во-первых, потому, что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всех проявлений психической деятельности - предел, в сфере которого мысли соответствует еще настоящая сторона дела; во-вторых, на том основании, что и в данной общей форме она все-таки представляет удачный и легкий критерий для проверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что данной мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психических реальностях... [Эта мысль]... обязана быть принята за начальную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи" (Сеченов, 1952)

41.Вклад Ивана Петровича Павлова в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

Иван  Петрович Павлов (26.09.1849 - 27.02.1936) выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основоположник наикрупнейшей русской физиологической школы; преобразователь способов исследования функций организма на базе разработанных им способов хирургической физиологии, позволивших вести долгие хронические опыты на фактически здоровом животном.

Научное творчество И.П.Павлова оказало большущее влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к исследованию высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к исследованию высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.

В процессе многолетних  исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал главные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такового принципиального явления как торможение нервных действий, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.Е. Сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых действий нервной системы дозволили И.П.Павлову внести значимый вклад в разработку таковой значимой трудности как механизмы сна, его отдельные фазы, предпосылки нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах  нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности действий возбуждения  и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре главных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические базы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе огромных полушарий головного мозга. Эти исследования дозволили И.П.Павлову сконструировать важнейшую отличительную изюминка в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не лишь первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы - базы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.

В 1925 г. Академик И.П.Павлов организовал  и возглавил Физиологический  институт академии наук. Основная задачка Института состояла в исследовании физиологии огромных полушарий головного мозга по способу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных мортышках и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках дозволили И.П.Павлову в эти годы сконструировать новейшие принципиальные закономерности работы коры головного мозга - принцип структурности, принципы взаимодействия действий возбуждения и торможения в нервной системе, главные типы нервной системы и зависимость условнорефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, создать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов. Эти результаты дали массивный импульс углубленным исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.

Научное наследие И.П.Павлова в значимой мере определило вид физиологии ХХ века и направление  её развития, способствовало бурному  развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.

42.Вклад Владимира Михайловича Бехтерева в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908)- первый в мире центр по комплексному изучению человека. Опираясь на выдвинутую Иваном Михайловичем Сеченовым рефлекторную концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения. Возникшая в оппозиции к традиционной интроспективной психологии сознания, теория В.М. Бехтерева первоначально получила название объективной психологии (1904), затем психорефлексологии (1910) и, наконец, рефлексологии (1917). В.М. Бехтерев внес крупный вклад в развитие отечественной экспериментальной психологии («Общие основы рефлексологии человека», 1917).

Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857г. в селе Сорали Елабужского  уезда Вятской губернии в семье  мелкого государственного служащего. В августе 1867г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873г. он поступил в Медико-хирургическую академию.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"