Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 02:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История психологии" .

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ (История психологии).doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

В 1878г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И. П. Мержеевского. В 1879г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.

4 апреля 1881г. Бехтерев  успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента. В 1884г. Бехтерев отправился в командировку за границу, где занимался у таких известных европейских психологов, как Дюбуа-Реймон, Вундт, Флексиг и Шарко.

После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных  болезней студентам пятого курса  Казанского университета. Будучи с 1884г. профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.

В 1883г. Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских  врачей за статью «О вынужденных и  насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы». В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы. В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров.

Наиболее известная  его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892г. Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» (сейчас более известна как болезнь Бехтерева, анкилозирующий спондилоартрит, ревматоидный спондилит), то есть системное воспалительное заболевание соединительной ткани с поражением суставно-связочного аппарата позвоночника, а также периферических суставов, крестцовоподвздошного сочленения, тазобедренных и плечевых суставов и вовлечением в процесс внутренних органов. Бехтерев также выделил такие заболевания, как хореическая падучая, сифилитический множественный склероз, острая мозжечковая атаксия алкоголиков. Эти, а также другие впервые выявленные ученым неврологические симптомы и ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани.

С 1893г. Казанское неврологическое  общество стало регулярно издавать свой печатный орган — журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918г. под редакцией Владимира Михайловича Бехтерева. Весной 1893г. Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную.

В лабораториях клиники  Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло  ему пополнить материалы по нейроморфологии  и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».

В 1894г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда  же членом совета дома призрения душевнобольных.

В ноябре 1900г. двухтомник «Проводящие пути спинного и головного  мозга» был выдвинут Российской академией  наук на премию имени академика К. М. Бэра. В 1902г. он опубликовал книгу  «Психика и жизнь». К тому времени  Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга. Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру. По мнению Бехтерева, эта энергия как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».

Вообще, работы Бехтерева  по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной  психологии Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно  функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомофизиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева стали привлекать проблемы психологии. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологии: он выделял субъективную психологию, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективную. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы.

Исходя из того, что  психическая деятельность возникает  в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

В 1907—1910гг Бехтерев опубликовал  три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические  процессы сопровождаются рефлекторными  двигательными и вегетативными  реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Для описания сложных  форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс» Также он описал целый ряд  физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя—Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева—Якобсона) отражают поражение пирамидных путей. Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, анги-отрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д.

Для оценки симптомов  Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно  измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции  в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком  с ходатайством об организации Института  по изучению мозга и психической  деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты  мысленного внушения дрессированным собакам  заранее задуманных действий. Аналогичные  опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.

Уже к началу 1921г. в  лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев  исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том  числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля  науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.

43.Вклад Льва Семеновича Выготского в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

1896 – 1934 гг. Род-ся  под Гомелем, в еврейской семье,  достаточно обеспеченной. С больш.  трудом поступил в Моск. универ, т.к. была «квота для евреев»  - МГУ. «Пед. психология» - книгу  написал в Гомеле. Основы психологии  и возможности ее прилож-я в  пед. деят. Затем в Москву. Там уже орг-л пед. кабинет, вел иссл-ю деят. «Психология искусства» - показал, что сущ-т психологическая форма реагирования на окружение – есть логика с противоречиями и психология с противочувствием. В этой работе анализ Гамлета. Переехал в М. благодаря Лурии. Его доклад привлек внимание Корнилова. Жил в библиотеке в инст. психологии – хронич. туберкулез. Пишет о «Смысле психологического кризиса» - пытается осмыслить, что происх. в психологии после развала Вундтовской школы на 3 напр. – гештальт, бихевиоризм, … (кризис психологии) – выход за пределы лабораторного эксперимента. Ввел детерминацию психич. яв-й – соц. и культурную. Работал с детьми с умств. и физич. дефектами – с его подачи орг-я института дефектологии. Писал предисловия к работам зарубежных авторов. Разработка схемы «стимул – знак – реакция!» Знак – опосредует отношения ст. и реакции. Это речь и любой предмет нашего мира. С помощью знака мы овладеваем своей психикой – из первичн. природн. формы – переходит в культурн., историч. Узелок на память = знак (это было хорошо написано у А. Н. Леонтьева). Вводит понятие «интериоризация» - переход внеш. действ. во внутр., психическое. Понятие «зона ближайшего развития» - детск. разв. сначала во взаимодействии со взрослым – затем самост. действ. – затем внутрь (автомат.) – напр. есть ложкой. «Мышление и речь» - иссл-т знак как средство мышления. В особ-ти изучение значения знака. Выступил как основоположник развития сов. психологии.

44.Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

Деятельностный подход – знамя сов. психологии. Деят. с  т. зр. марксистского подхода. Рубинштейн – из семьи сельск. адвоката, 4й  в семье, гимназии – классич. восп. в семье. Еврей – не смог поступить  – поехал в Германию учиться, после смерти отца вернулся содержать семью. – Дир. Одесской библ. – универ – зав. кафедрой – Москва – зам. дир. библ. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. 1й применил марксизм к психологии – статья «К. Маркс и совр. психология». «Проблемы психологии в трудах Маркса» 34. «Основы психологии» для учителей – популярная. Понимает необх. разработки методологич. основ психологии – «Основы общ. психологии» - серьезный методологич. труд. «Единство сознания и деят.» - бессознат. нет, есть сознание и деят. (этот  принцип действовал против бихевиоризма). Форм-ет принцип развития, а затем принцип детерминизма (внеш. причины действуют только через внутр. условия).  Рубинштейн пережил драматич. жизнь – война, борьба с космополитизмом. «Принципы и пути разв. психологии» 59. «Чел. и мир». Умер в 60е гг. в 71 год. Крупнейший наш теоретик!

45.Вклад Алексея Николаевича Леонтьева в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

1903 – 1979 гг. Проблемы развития психики – происхождении психики и т.д. Теор. деят. – предметн. Психологические теории деят. разрабатывал в своих иссл. Начал деят. в Харькове (там был Гальперин) – Москва. «Развитие психики» = диссертация – пытался выявить генезис психического. В онтогенетич. (как чувствительность может быть развита у чел., даже если ее не было – опыты с воспр. света) и филогенетич. планах (как зарожд. и развив. психика в живом сущ-ве). За «проблемы разв. психики» получил Ленинскую премию, что позволило сделать неск. резких высказ. в адрес Выготского. «Деят. Сознание. Личность» - соц. план. разв. Основа его теории и взглядов – предметн. деят. – это процесс, осущ-й жизнь субъекта. Его цель – удовлетвор. предметн. потребностей субъекта. Предмет. потр. опр-ся как внутр. сост. организма. Деят. порождает психич-ю жизнь. Неск. стадий разв. психики (в онто- и филогенезе): 1. Элементарная сенсорная психика (ощущения). 2. Перцептивная (форм-ся образы). 3. Стадия интеллекта (обеспеч-ся адаптация в среде, образ, позволяющий ориентироваться в среде). Весь чел. опыт можно разделить на 3 вида: индивидуальный, видовой (родовой), соц-й – они есть у кажд. чел.

46.Вклад Александра Романовича Лурии в развитие отечественной психологии. Обзор любой работы на выбор.

Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"