Шпаргалка по "История психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка

Краткое описание

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.

Вложенные файлы: 1 файл

История психологии ВЕСНА РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы к зачету

по Истории  психологии 2 курс

Преподаватель: О.Е.Игнацкая

  1. Предмет и задачи истории психологии.
  2. Периодизация истории психологии.
  3. Закономерности историко-психологического процесса.
  4. Принципы историко-психологического анализа.
  5. Методы истории психологии.
  6. Материалистическое учение о душе в античной психологии.
  7. Идеалистическое учение Сократа и Платона.
  8. Учение о душе Аристотеля.
  9. Учение античных врачей.
  10. Особенности развития психологии в средние века.
  11. Фома Аквинский и его учение о душе.
  12. Развитие психологии в арабском мире.
  13. Развитие психологии в эпоху Возрождения.
  14. Ф. Бэкон и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе.
  15. Учение Р. Декарта - переход от исследования души к сознанию.
  16. Развитие психологических знаний Р. Декартом.
  17. Понятие рефлекса у Р. Декарта.
  18. Философские взгляды Б. Спинозы.
  19. Д. Гартли как создатель первой системы ассоциативной психологии.
  20. Понятие ассоциации у Дж. Беркли и Д. Юма.
  21. Развитие ассоциативной психологии в XIX в.
  22. Г. Спенсера об ассоциативной психологии.
  23. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в.
  24. И. Мюллер и его доктрина специфической энергии органов чувств.
  25. Исследования Э. Вебера в области физиологии органов чувств.
  26. Работы Г. Гельмгольца по измерению скорости нервного возбуждения.
  27. Работы Ф. Галля в области френологии.
  28. Теория эволюции Ч. Дарвина.
  29. Появление психофизики, психометрии и их влияние на развитие психологии как самостоятельной науки.
  30. Программа  В. Вундта по развитию психологии как самостоятельной науки.
  31. Вторая программа И.М. Сеченова по развитию психологии как самостоятельной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет и задачи истории психологии.

Предмет истории  психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно  говорить в двух смыслах. История - это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах. Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии яв-ся одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и х-ра, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – д-ть людей, занятых познанием психического мира. Эта д-ть совершается в системе 3 главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная д-ть в качестве целостной системы трехаспектна (душа, сознание, поведение). Психология как наука о душе объясняла ее как причину всего, т.е. душа определялась как объяснительный принцип. Сознание как предмет истории психологии имело двойную ф-цию: оно являлось и объектом изучения, и объяснительным принципом. С появлением нового предмета изучения - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновение самого объекта изучения - психики и сознания. На современном этапе развития науки возникает тесная связь между сознанием и поведением, или д-тью.

Основные задачи предмета истории психологии:

1. Анализ возникновения  и дальнейшего развития научных  знаний о психике с точки  зрения научного, а не житейского  или религиозного подхода в  изучении эволюции представлений  о психике ч-ка.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и др.науками, раскрытие тех взаимосвязей, от к-ых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости  зарождения и восприятия знаний  от социальных, культурных и идеологических  влияний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в  становлении самой науки.

 

 

2. Периодизация  истории психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и ф-ций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный  период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью  периодизации развития психологии возникают нек-ые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Т.О., правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии. Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная ф-ция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его форм-я. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее ф-ций. Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе к-го и выстраивал свою модель психологии В.Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности ч-ка. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в.

Во второй половине XX в. возникают новые школы и  направления - гуманистическая психология, генетическая психология, а также когнитивная психология, к-ая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в XX в. психологическая школа. Т.О., можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для к-го характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

 

 

 

 

 3. Закономерности историко-психологического процесса.

Общей и основной закономерностью  развития психологических научных  знаний яв-ся борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.

Материалистический подход направлен на причинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последующие времена представления об обусловленности психических явлений материальными процессами мозга. Развитие материалистических представлений тесно связано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на философии диалектического и исторического материализма.

В различных формах идеализма  психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособлялись от него, превращались в особую - духовную - субстанцию, к-ая и по своему происхождению, и по своим свойствам, и по методам познания противопоставлялись материальному миру и практике. В идеализме психика предстает как особая духовная д-ть, отрешенная от всяких материальных связей, изучаемая абстрактно.

Разделение психологии на материалистическую и идеалистическую  проходит через всю историю развития психологии вплоть до настоящего времени. При этом каждое из направлений вносит свой вклад в познание психического. Так, идеалистические концепции заостряют внимание на проблеме качественного своеобразия психики в отличие от материальных процессов, проводят идею активной деятельной природы духа. Внимание к этим сторонам психической реальности - факт прогрессивный. Поэтому изучение идеалистических психологических концепций, хотя в них и не открываются реальные пути познания выявляемых закономерностей, составляет неотъемлемую часть курса истории психологии. Важной закономерностью развития психологической науки яв-ся ее направленность на выработку единое теории. Особенно остро эта тенденция выступила в период открытого кризиса в психологии в начале XX в. когда «психология осознала, что для нее вопрос жизни и смерти найти общий объяснительный принцип…». Возникшие тогда новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.) претендовали именно на такую теорию.

Предпринимаются попытки  применить к истории психологии концепцию развития науки Т.Куна, использовать другие достижения в области философии науки.

История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с др.науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В.Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных (и частично ч-ка) Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни.

 

 

4. Принципы  историко-психологического анализа.

Важнейшим яв-ся принцип историзма. В историческом исследовании этот принцип становится основополагающим. В соответствии с принципом историзма производится и оценка прошлого. Одновременно должна быть раскрыта неизбежная ограниченность любого этапа в развитии знания в сравнении с более поздними его этапами. Именно так оценивали своих предшественников выдающиеся представители науки. Нарушением принципа историзма в понимании прошлого яв-ся презентизм и антикваризм. Презентизм ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам. Презентизм приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма. Противоречит ему и антикваризм - такой подход, к-ый рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последовательности и не вписывается в практику современного научного исследования.

В становлении научной  картины психической жизни ключевая роль принадлежит принципу детерминизма. Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами (у всего есть причины и следствия).

Принципы историко-психологического исследования, в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии.

Ещё выделяют:

принцип системности;

Информация о работе Шпаргалка по "История психологии"