Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 11:46, шпаргалка
История психологии: ее предмет и задачи.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры.
Вопросы к экзамену по Истории психологии ВО
История психологии изучает
закономерности формирования и развития
взглядов на психику на основе анализа
различных подходов к пониманию ее природы,
функций и генезиса. Как известно, психология связана
чрезвычайно многообразными узами с различными
областями науки и культуры. С самого своего
возникновения она была ориентирована
на философию и на протяжении нескольких
столетий фактически была одним из разделов
этой науки. Связь с философией не прерывалась
на протяжении всего периода существования
психологии как науки, то ослабляясь (как
в начале XIX в.), то опять усиливаясь (как
в середине XX в.).
Не меньшее влияние на психологию оказывало
и оказывает развитие естествознания
и медицины. В то же время в работах многих
психологов четко просматривается связь
с этнографией, социологией, теорией культуры,
искусствоведением, математикой, логикой,
языкознанием. Поэтому в истории психологии
анализируются ее связи с другими науками,
их влияние друг на друга, которое изменялось
в процессе развития психологической
науки, хотя приоритетное значение философии
и естествознания оставалось неизменным.
Естественно, что изменялись и взгляды
на предмет психологии, на методы изучения
психики, ее содержание. Анализ этих изменений
также является предметом исследования
истории психологии.
Предмет - представления о психической реальности на разных этапах развития науки. Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
Методы, используемые в историко-психологических
исследованиях, конечно, отличаются от
методов общей психологии. В истории психологии
нельзя воспользоваться практически ни
одним из основных методов психологической
науки - ни наблюдением, ни тестированием,
ни экспериментом. Область применения
этих методов ограничивается только узким
кругом современных (для историка психологии)
ученых и настоящим состоянием актуальных
для этого времени проблем, в то время
как возраст психологической науки измеряется
веками.
Поэтому ученые, занимающиеся историей
психологии, разрабатывают собственные
методы исследования или заимствуют их
из смежных дисциплин - науковедения, истории,
социологии. Эти методы адекватны задаче
не только воссоздания истории развития
отдельного психологического направления,
но и включения его в общий контекст психологической
науки, исторической ситуации и культуры.
Так, в истории психологии используются
историко-генетический метод, согласно
которому изучение идей прошлого невозможно
без учета общей логики развития науки
в определенный исторический период, и
историко-функциональный метод, благодаря
которому анализируется преемственность
высказываемых идей. Большое значение
имеют биографический метод, позволяющий
выявить возможные причины и условия формирования
научных взглядов ученого, а также метод
систематизации психологических высказываний.
В последние десятилетия все большее применение
находят методы категориального анализа,
введенные известным историком науки
М. Блоком. В нашей стране этот подход разрабатывался
в рамках исторической психологии науки
М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических
условий, определивших появление и развитие
данной научной школы, а также изучение
идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного
круга, социальной перцепции и других
детерминант, обусловивших появление
значимых для психологии идей.
Источниками для истории психологии служат
прежде всего труды ученых, архивные материалы,
воспоминания об их жизни и деятельности,
а также анализ историко-социологических
материалов и даже художественной литературы,
помогающей воссоздать дух определенного
времени.
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Первых философов называли натурфилософами, так как их в первую очередь интересовала природа, природные явления, космические процессы смена дня и ночи, движение звезд. Они считали, что в природе должно существовать некое исходное вещество – первоначало – нечто, из чего берет начало и во что превращается всё на свете.
Гераклит (VI-V вв. до н.
э.).
Жил в Эфесе (Малой Азии). Происходил
из аристократии, но жил одиноко и бедно.
Гераклит считал, что становление и развитие
мира, природы и человека осуществляется
по непреложным законам, которые никто,
ни люди, ни боги, не может изменить. Этот
закон - Логос, выражающийся прежде всего
в слове, и есть та сила, которую человек
называет судьбой. Первоосновой всего
сущего является огонь, который посредством
сгущения превращается в воздух, воду
и землю. Логос определяет направление
и время этих превращений, которые и составляют
основу мирового года (по аналогии с временами
года). Поэтому как зима сменяется весной,
а лето - осенью, так и расцвет общества
сменяется его упадком и появлением нового
общества. Эта теория мирового года Гераклита
приобретала особую популярность в моменты
общественных кризисов, которые, например,
римские историки объясняли исходя из
этой теории.
Точно так же изменяются человек
и его душа. Поэтому, по мнению Гераклита,
можно исследовать закономерности жизни
души, ее развития и угасания. Наряду с
теорией детерминизма Анаксагора идея
Логоса, высказанная Гераклитом, открывала
новые возможности перед научным изучением
психики.
Большое значение имеет и тот факт, что
Гераклит внес в психологию идею постоянного
развития и изменения. Его знаменитое
изречение «все течет» стало впоследствии
одним из самых важных положений не только
для философской диалектики, но и для теорий
сознания, например для теории потока сознания Джемса. Гераклит также считал,
что все движется и изменяется и не существует
однозначной оценки для окружающих вещей,
для мира в целом. Так, золото, очень важное
для человека, не имеет никакой цены для
осла, который предпочтет ему сено. Эта
идея субъективности оценки впоследствии
стала одной из причин отрицания возможности
познания мира последующими психологами,
например Демокритом. Гераклит же считал
такой субъективизм и изменчивость совершенно
естественными и вытекающими из Логоса,
из законов природы и не противопоставлял
их возможности понять мир.
Он также впервые высказал предположение
о том, что существуют два этапа переработки
знаний - ощущения и разум. При этом разум
способен постигать более общие и не видимые
глазом вещи, например Логос, суть вещей.
Поэтому разум выше, чем ощущения.
Свое понимание развития мира он перенес и на развитие души. Он считал, что и душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя сравнение между душой и огнем (первоосновой мира), Гераклит измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее огненности. Так, душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к четкому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Демокрит (470-370 гг. до н.э.).
Он родился в городе Абдеры, на севере Греции, в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему лучшее образование, однако сам Демокрит счел необходимым предпринять несколько длительных путешествий для того, чтобы получить знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда вернулся на родину, его сограждане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание, на котором Демокрит должен был оправдать свое поведение либо навсегда покинуть родной дом. Доказывая пользу полученных им знаний, Демокрит прочитал народному собранию основные положения своей книги «Большой мирострой», которая, по мнению многих современников, была его лучшим произведением. Сила убеждения Демокрита и понимание важности науки были настолько велики, что сограждане признали его правоту и посчитали, что деньги были им потрачены с пользой. Его не только оправдали, но и наградили 500 таланами (очень большой суммой денег в то время), а также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем свидетельствуют о его глубокой житейской мудрости, наблюдательности и обширных знаниях, недаром сограждане обращались к нему за советами в сложных ситуациях. Путешествия не только дали Демокриту возможность получить разнообразные знания, но и показали их относительность и субъективность. Возможно, благодаря этому он и стал первым автором теории о первичных и вторичных качествах вещей, которая, как будет показано ниже, доказывает субъективность и неполноту наших знаний о мире. Целеустремленность и погруженность в научные изыскания помогли Демокриту создать одну из первых комплексных психологических теорий, в которой были впервые проанализированы все важные для психологии вопросы - о душе, познании, свободе воли и регуляции поведения.
Фундамент его теории составляет
атомистическая концепция, основы которой
были разработаны учителем Демокрита
Левкиппом. Согласно этому взгляду, весь
мир состоит из мельчайших, не
видимых глазом частиц - атомов. Все многообразие
свойств и предметов природы, окружающего
мира и людей Демокрит объясняет тем, что
атомы отличаются друг от друга по форме,
они могут быть по-разному ориентированы
в пространстве и соединяются друг с другом
в разных сочетаниях.
По Демокриту, человек, как и вся окружающая
природа, состоит из атомов, образующих
его тело и душу. При этом душа, которая,
как и в предыдущих учениях, является причиной
активности тела, строится из мелких круглых
атомов, наиболее подвижных, так как они
должны придать движение инертному телу.
Таким образом, с точки зрения Демокрита,
такая структура души может обеспечить
выполнение ее важнейшей функции - источника
энергии тела.
Мелкие круглые атомы составляют основу
не только души, но и воздуха. Они рассеиваются
по всему пространству, попадая при вдохе
в тело живого существа. При выдохе часть
атомов души вылетает из тела, растворяясь
в воздухе. Потому дыхание является одним
из важнейших для жизни процессов, в нем
постоянно обновляются атомы души, что
обеспечивает психическое и соматическое
здоровье.
Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ. Причем разница между человеком, животными и более низкими формами жизни не качественная (ведь структура души у всех одинакова - это мелкие круглые атомы), а количественная - у человека атомов души больше, чем у животных.
Демокрит считал, что душа находится
в нескольких частях тела - в голове (разумная
часть), груди (мужественная часть), печени
(вожделеющая часть) и в органах чувств. При
этом в органах чувств атомы души находятся
очень близко к поверхности и могут соприкасаться
с микроскопическими, не видимыми глазу
копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе,
попадая и в органы чувств.
Эти копии отделяются (истекают) от всех
предметов внешнего мира, а потому данная
теория познания называется теорией истечений. Соприкосновение эйдолы с атомами
души и составляет основу ощущения, именно
таким образом человек познает свойства
окружающих предметов. Эйдолы могут попадать
не только в органы чувств, но и в другие
части тела - тогда наши ощущения бывают
неправильными, они обманывают нас. Так,
по мнению Демокрита, и возникают иллюзии
и ошибки восприятия. Сновидения также
связаны с эйдолами, которые попадают
к человеку во время его сна.
В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление, которые возникают одновременно и развиваются параллельно. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании, т. е. более крупные объекты можно познать при помощи ощущения, а более мелкие - посредством мышления.
Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности (гладкая или шероховатая), форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус. Перечисленных свойств нет в предметах, их придумали люди для своего удобства, так как «только во мнении есть кислое и сладкое, красное и зеленое, а в действительности есть только пустота и атомы», писал Демокрит. Таким образом, он впервые сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий мир, а чтобы компенсировать свое незнание, он придумывает какие-то свойства для разных предметов.
Сильное влияние на развитие теории регуляции поведения оказали взгляды Демокрита на роль эмоций в этом процессе. Он считал, что именно эмоции руководят поведением, так как человек (и любое другое живое существо) стремится к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет неудовольствие, страдание. Впоследствии эти взгляды Демокрита были развиты Эпикуром в теории гедонизма.
Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по заранее заданной причине. Он писал о том, что люди придумали случай, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все причинно обусловлено. Такой подход носит название всеобщего детерминизма, а признание необходимости всех совершающихся в мире событий рождает фаталистическую тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека.
Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.).
Он собрал и систематизировал, как Демокрит в психологии и философии, почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический характер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего или плохого не применимы к медицине. Нет понятия теплоты вообще, есть более или менее теплые или холодные вещества, которые приносят в разных ситуациях пользу или зло больному человеку.
Еще одной идеей Гераклита,
использованной Гиппократом в его работах,
была идея о четырех началах, из которых
состоит окружающее. Хотя ведущей жизненной
силой, обеспечивающей связь человека
со средой, он считал воздух, дающий возможность
дышать, основа самого человека, его телесной организации
является гуморальной, жидкостной. Исходя
из этого Гиппократ разработал свое известное
учение о темпераментах, основанное на
сочетании четырех видов жидкости в организме
- крови, слизи, желчи черной и желчи желтой.
Как полагал Гиппократ, «из них состоит
природа тела и через них оно и болеет,
и бывает здоровым».
Важным моментов в его теории было и понятие
меры, которое он считал ведущим в эмпирической
медицине, доказывая, что, хотя абстрактного
понятия меры и не существует, опытный
и умеющий наблюдать врач может вывести
эту меру в каждом конкретном случае и
для каждого больного. Понятие меры (кразис)
стало главным и в концепции темперамента,
при этом считалось, что отступление от
нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех
видов жидкости ведет к ярким проявлениям
того или иного темперамента.
Изучая проявления темперамента, Гиппократ
ставил вопрос о его связи с образом жизни
человека, понимаемом в самом широком
смысле - от еды и питья до природных условий
и особенностей общения. Таким образом,
в учении Гиппократа впервые появились
мысли о дифференциации, многообразии
индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени
можно говорить и о том, что Гиппократ
был первым психологом, заговорившим об
индивидуальных различиях, о дифференциальной
психологии.