Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психодиагностика".
1. Психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина,
разрабатывающая методы выявления и изучения
индивидуально-психологических и индивидуально-психо-
Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Цели:
1. Фиксировать и описыватьпсихоло
2. Конструирование
Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.
Области практического использования результатов психодиагностической работы:
1. В целях оптимизации
процессов обучения и
Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и эксплуатация сложных устройств в полевых условиях, практическая психодиагностика предполагает необходимые навыки и интуицию, богатый клинический и житейский опыт. Также практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм
психодиагностической работы.
Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, какими являются результаты работы теоретической психодиагностики — методы и методики.
Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик –способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний.
Основой теоретической психодиагностики являются:
1. Предметная область
психологии, изучающая данное явление.
Общая психодиагностика
2. Дифференциальная психометрика как наука обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.
3. Практика применения
психологического знания, в которой
выдвигаются
4. Профессиональный и жизненный опыт.
2 Предмет и задачи психодиагностики.
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
В предмет общей психодиагностики входят принципы разработки психодиагностических средств и их конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидности и надежности.
3 Задачи и цели психодиагностики
Основная задача психодиагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.
Определяя задачи психодиагностики, необходимо учитывать и ситуацию психодиагностики в целом (различение ситуации клиента и ситуации экспертизы).
В ситуации клиента человек обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В этой ситуации к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы
Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы предстать в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений и расстройств).
Психодиагностика – это область психологической науки, и поэтому, она связана со всеми ее отраслями.
Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Цели:
1. Фиксировать и описыватьпсихоло
2. Конструирование
5 классификация процедур и основные методы (вроде по Столину)
1). Классификация по заданиям:
1. психодиагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (например, тест Равена, тест регидности Лучинса и др.).
2. методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кеттелла).
2). Классификация по речевой активности:
1. вербальные психодиагностичекие методики
2. невербальные.
3). Классификация психодиагностических
методик по степени их формализованности:
1. малоформализованные (наблюдения, беседы,
анализ разнообразных продуктов деятельности.
2. высокоформализованные (тесты, анкеты
и опросники, проективные техники и психофизиологические
методики). -регламентация процедуры обследования
(единообразие инструкций, времени проведения
и др.), обработки и интерпретации результатов,
стандартизация (наличие строго определенных
критериев оценки: норм, нормативов и др.),
надежность и валидность.
4). Классификация методик по
принципу, положенному в основу приёма:
1.объективные тесты (методики, в которых
возможен правильный ответ, т.е. правильное
выполнение задания).
2. стандартизованные самоотчёты, которые
в свою очередь включают:
а). тесты- опросники;
б). открытые опросники, предполагающие
последующий контент- анализ.
в). шкальные техники, построенные по типу
семантического дифференциала Ч.Осгуда.
и методики классификации. Шкальные техники
предполагают оценку тех или иных объектов
по выраженности в них качества, заданного шкалой,
например, теплый - холодный , сильный -
слабый ).
г). индивидуально- ориентировочные техники
типа ролевых репертуарных решёток. Отличие
этих методов от метода интервью состоит
в том, что репертуарные решётки позволяют
осуществлять применение современного
статистического аппарата и делают надёжными
диагностические выводы относительно
индивидуальных особенностей субъекта.
3. проективные техники. Проективые техники
основаны на том, что недостаточно структурированный
материал, выступающий в качестве стимула,
при соответствующей организации всего
эксперимента в целом порождает процессы
фантазии, воображения, в которых раскрываются
те или иные характеристики субъекта.
4. диалогические (интерактивные) техники
(беседы, интервью, диагностические игры).
Наиболее распространенным методом беседы
является интервью. Различают две его
основные формы:
а.) структурированную (стандартизованную)
и б.) неструктурированную.
Интервью может быть
и полустандартизованным (стойкая
стратегия и более свободная тактика).
Тесты – это стандартизированные краткие и
чаще всего ограниченные во времени испытания,
предназначенные для установления количественных
(и качественных) индивидуально-психологических
различий.
По форме: 1.Индивидуальные и групповые.2.Устные
и письменные (по форме ответа). 3.Бланковые,
предметные, аппаратурные, компьютерные
(по материалу оперирования). 4.Вербальные
и невербальные (по характеру стимульного
материала).
По содержанию: Тесты интеллекта, Тесты
способностей. Тесты достижений. Тесты
личности.
Опросники – это такая группа методик, в которой
задания представлены в виде вопросов
и утверждений. Они предназначены для
получения данных со слов обследуемого.
Проективная техника – Испытуемому предлагается интерпретировать
содержание сюжетных картинок, завершать
незаконченные предложения, давать толкование
неопределённых очертаний и т.п. ответы
на задания проективных методик не могут
быть правильными или неправильными.
характер ответов определяется особенностями
личности испытуемого, которые «проецируются»
на ответы.
Психофизиологические методики. Они диагностируют природные особенности
человека, обусловленные основными свойствами
его нервной системы. Эти методики являются
аппаратурными: используются электроэнцефалограммы
и иная специальная аппаратура. Но в последнее
время были разработаны методики типа
«карандаш и бумага» (бланковые методики).
Метод наблюдения. 1) неконтролируемое или контролируемоё;
2) простое или включённое.
Опрос. Это метод сбора первичных данных на
основе вербальной коммуникации. Одним
из наиболее распространённых видов опроса
является интервью.
Интервью. Это проводимая по определённому плану
беседа, предполагающая прямой контакт
интервьюера с респондентом. По форме
оно бывает свободное, стандартизированное,
частично стандартизированное.
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Это количественно-качественный
анализ документальных источников (письма,
автобиографии, дневники, фотографии,
записи на киноплёнке, произведения искусства,
материалы средств массовой информации,
газеты, журналы), позволяющих изучать
продукты человеческой деятельности.
Психодрама как метод психотерапии,
но выступает как психодиагностика (Морено).
В ней осуществляется нечто подобное импровизированной
театральной постановки по поводу истории,
рассказываемой одним участником группы,
часто рассказывающий сам определяет
участников действия и их роли.
6. формализация тестовых испытаний Психологическое тестирование - исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.
Важнейшей методической задачей, определяемой целью и содержанием теста, является необходимость сравнивать между собой оценки, получаемые различными испытуемыми, при соблюдении постоянства самой процедуры тестирования.
Как правило, при конструировании теста подготавливают детальные указания и руководства для его проведения. Сюда относятся такие требования, как точность предоставления материалов, лимит времени, характеристики подачи инструкции, ее форма, даже интонация и жесты экспериментатора и т.д.
Максимально значим последний этап психологического тестирования — интерпретация данных. Выделим в этой связи понятие "стандартизация", которое рассматривается в двух планах. Первый, заключается в постоянстве основных экспериментальных процедур. Второй полностью относится к понятиям нормы. Основная статистическая концепция, с помощью которой в большинстве диагностических методик решается проблема нормы, базируется на кривой нормального распределения Гаусса. Она получается в некоторых случаях в результате обследований больших популяций.
Стандартизация теста проходит два этапа. Первый относится ко времени конструирования теста и непосредственно связан с характеристикой наполняющих тест задач. этот этап берет начало с работ А. Бинэ, впервые расположившего задачи в порядке возрастающей трудности. Процедура определения трудности задач, хотя и носила эмпирический характер, позволяла тем не менее повысить объективность испытаний. Такой принцип определения трудности задач, в основном, сохранил свою значимость и по настоящее время.
Классификация и выбор
задач для включения их в тест
всегда связаны с необходимостью
соблюдать определенную пропорцию
в степени трудности
Поэтому окончательная проверка трудности
самого теста обеспечивается испытанием
его на репрезентативной выборке, которая,
как правило, имеет достаточно большой
количественный объем до 2—4 тыс. испытуемых.
Эта процедура позволяет расположить
оценки, получаемые отдельными индивидами,
по их уровню так, чтобы имелась группировка
индивидуальных оценок около центра шкалы
распределения и постепенное снижение
ее в обе стороны, по мере приближения
к крайним точкам. Практически кривая
нормального распределения вполне удовлетворительно
описывает результаты испытаний подобного
рода. Однако это имеет место только в
конце процесса конструирования теста,
так как на начальных этапах его формирования,
как правило, наблюдаются различного рода
отклонения. Регулировка структуры
и содержания теста продолжается до тех
пор, пока распределение оценок испытуемых
не приблизится к нормальному. Фактически
это достигается подбором испытуемых
с разным уровнем развития исследуемой
функции. Тесты умышленно конструируются
и специально модифицируются таким образом,
чтобы получить среднюю оценку правильно
выполненных заданий, равную примерно
50%. Только таким путем возможно достигнуть
максимальной дифференцировки индивидуальных
различий при применении того или иного
теста.