Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:27, шпаргалка
Акцентуация характера человека - крайний вариант психической нормы с яркими поведенческими проявлениями
Валидность методики - способность методики выявлять то психическое качество, которое соответствует внешнему критерию
Деловое общение - процесс передачи информации аффективно-оценочного и когнитивного характера
Дистанция власти - психологическое расстояние между руководителем и подчиненными
Знание, умение и навыки - психические образования, возникающие в результате познавательной деятельности
Коммуникативный барьер - преграды передачи информации между субъектами делового общения
Акцентуация характера человека - крайний вариант психической нормы с яркими поведенческими проявлениями
Валидность методики - способность методики выявлять то психическое качество, которое соответствует внешнему критерию
Деловое общение - процесс передачи информации аффективно-оценочного и когнитивного характера
Дистанция власти - психологическое расстояние между руководителем и подчиненными
Знание, умение и навыки - психические образования, возникающие в результате познавательной деятельности
Коммуникативный барьер - преграды передачи информации между субъектами делового общения
Лидер - неформальный руководитель
Личность - индивид с сознанием и самосознанием
Мотивирование сотрудников - нематериальное стимулирование
Надежность методики - повторяемость результатов методики
Организационная культура - совокупность норм и правил поведения в организации
Потребность человека - его нужда в чем-либо
Психограмма - перечень психических качеств человека, необходимых для успешной профессиональной деятельности
Социальная перцепция - восприятие и оценка совокупности социально значимых характеристик человека
Социальный стереотип - заранее сформированное представление о человеке
Субъект аттестации персонала - руководитель, эксперт, психолог
Убеждение - сознательное аргументированное психологическое воздействие на подчиненного
Психологическая подстройка - установление психологического контакта инициатора общения с адресатом
СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и…
Сознание - ключевой и на сегодня едва ли не самый многозначный термин психологии и многих других наук. Ни одно определение С. не является ни единственным, ни общепринятым. В философии С. как идеальное…
СОЗНАНИЕ - в йоге (см.) - то, чем мы действительно являемся; то, что осознает и разум, и тело. Человек осознает свое тело и способен чувствовать и видеть его предельно ясно. Также, он осознает свой…
СОЗНАНИЕ - традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит - в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия как субъективное…
СОЗНАНИЕ - традиционно - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия (см.) как…
Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого…
СОЗНА'НИЕ, я, мн. нет, ср. 1.Действие и состояние по глаг.сознать-сознавать в 1 знач.Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую…
Сознание, психолог., основной и высший процесс душевной жизни. С. есть постоянная деятельность нашего "я", различение субъекта от объекта, "я" от "не я", воспринимающего от воспринимаемого и в то же…
Сознание - высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов: - позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной…
сознание см. понимание прийти в сознание,прийти к сознанию,с сознанием собственного достоинства…
АПАТИЯ (от греч. apatheia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. А. протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. А. может быть кратковременной или долговременной. А. формируется в результате длительно протекающего расстройства психики. Это состояние иногда возникает при нек-рых органических поражениях головного мозга. Оно может наблюдаться при слабоумии, а также являться следствием продолжительного соматического заболевания. (С. 24, Словарь, Петровский).
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad-к, perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А.— универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А.— зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т. п.).
АПРАКСИЯ (от греч. apraxia — бездействие) — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п.), а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Форма А. зависит от мозговой локализации поражения. Выделяют следующие основные формы А.: кинестетическая А. - распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) ввиду нарушения кинестетического (т. е., связанного с ощущением положения и движения своего тела) анализа и синтеза; пространственная (конструктивная) А нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта (максимальное затруднение движений, осуществляемых в разных пространственных плоскостях, решения различных конструктивных задач); 3) кинетическая (динамическая) А. - затруднения выполнении серии последовательных двигательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций; 4) «лобная» регуляторная А. - нарушение подчинения движений заданной программе, расстройство речевой регуляции произвольных движений и действии, появление сложных системных персевераций, эхолалий, эхопраксий; 5) апрактоагнозия - сочетание зрительных пространственных нарушений (см. Агнозия) и двигательных расстройств в виде пространственной формы А.; 6) оральная А. - нарушение кинестетической основы речевого аппарата; часто сочетается с афферентной моторной афазией. (С. 24, Словарь, Петровский).
АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности. Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», ее важные положения содержатся в других сочинениях А. («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных»). В противовес представлениям о душе как особом начале А. учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал психологии А. биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая и движущая функции - для животных, разумная - для человека. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции. А. принадлежит разделение органов чувств на пять разрядов. Наряду с передающими отдельные чувственные качества вещей органами (зрения, слуха и др.) он выделял «общее чувствилище», к-рое позволяет воспринимать единые для многих объектов свойства (величину, число). А. отграничил область представлений («фантазии») от воеПриятии, считая ее посредником мгжду чувственным и рациональным знанием, Образы «фантазии» служит предпосылкой мышления. Объясняя процессы памяти, А. разнил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения было признано стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Действия, повлекшие за собой удовольствие, организм стремится вновь воспроизвести, в силу чего это чувство выступает как фактор научения. Каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя. Благодаря поступкам формируется характер. При объяснении процесса познания А. выдвинул понятие об особой форме интеллектуальной активности человека, обозначенной им термином «нус» (разум). Эта форма в качестве творческой активности, ведущей к общим понятиям, была противопоставлена всем остальным и истолкована как то, что, завися от тела, привносится в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума». А. принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Последний представляет собой особый тип мышления, поскольку служит эффективной регуляции реальных действий, а не только приобретению знаний. А. применял генетический и объективный методы при изучении специфических психических и этических признаков поведения. Идеи А. стимулировали развитие психологической мысли последующих эпох. (С. 25, Словарь, Петровский).
АРХЕТИП (от греч. archetipos — первообраз) — центральное понятие аналитической психологии. А.— способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, к-рые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Юнг, преувеличивая роль А., видел в них формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека. А. всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла, характеризуются амбивалентностью, имманентной закономерностью и пр. А. структурируют понимание мира, себя и других людей; с особой отчетливостью они проявляются в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при нек-рых расстройствах психики. Набор А. ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей. (С. 26, Словарь, Петровский).
АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации, т. е. типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, к-рую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» — пространственно-образное — мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося' свою специфику в работу мозга в целом. А. ф. г. м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или право-полушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта. (С. 26-27, Словарь, Петровский).