Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, шпаргалка
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И
Специальная психология - раздел психологической
науки о закономерностях
Главной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в результате применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, на основе которых и происходит компенсация нарушенных функций. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии определяются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.
В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась совокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминологией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диагностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало началом построения понятийно-категориального аппарата специальной психологии. Одним из основных понятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развитием понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выражается в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психологом Л. С. Выгототтбыло установлено, что психическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормального ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физических или психических отклонений.
Центральным вопросом как специальной психологии, так и смежных наук является проблема компенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ
ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ
Объектом современной
Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных относят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло нарушение общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонением в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу классификации по традиции положен характер нарушения. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речевого развития;
с нарушением интеллектуального развития,
с комплексными нарушениями
Кроме перечисленных групп, существуют и другие, ■группы детей с отклонениями в развитии: дети с психо-патоподобными формами поведения, дети с трудностями в адаптации к школе, одаренные дети, страдающие так называемыми школьными неврозами и требующие отдельного внимания со стороны педагогов и психологов.
Существует и более обобщенная
классификация, в основе которой
лежит группировка
1)
соматические нарушения (
2) сенсорные нарушения (слуха и зрения);
3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движения, психические и речевые нарушения).
По своему составу группа детей с проблемами в развитии сложная и разнохарактерная. Различные нарушения развития по-разному сказываются на формировании познавательных возможностей детей и трудовой деятельности. Нарушения в психическом или физическом развитии ребенка оказывают влияние на весь ход развития его познавательной деятельности.
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
По содержанию практической и научной направленности задачи специальной психологии объединены в соответствующие группы.
1. Общенаучные теоретические задачи:
1) раскрытие
общих закономерностей
2) раскрытие
общих закономерностей,
3)
изучение специфических
4) установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.
2. Изучение нарушений развития конкретных форм психической деятельности у разных групп аномальных детей.
3. Выявление путей компенсации нарушений развития личности в целом и разных видов психических процессов. Компенсация какого-либо дефекта - это возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. В процессе компенсации утраченных или поврежденных психологических функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
4. Разработка
основных видов обучения и
воспитания разных групп
5. Разработка
способов психологической
нарушения в развитии является залогом
успешной психологической коррекции,
целенаправленного обучения и воспитания
в рамках специального образовательного
учреждения. Однако многие диагностические
методики и методы психологической
коррекции не отвечают современным
требованиям специальной
Б. Выявление наиболее эффективных
путей и методов
7. Изучение
психологических проблем
8. Разработка
психологических основ
9. Взаимодействие
специальной психологии с
2. принципы психологического ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Психологическое изучение детей с
отклонениями в развитии является одной
из важнейших практических задач
специальной психологии. Психологическое
изучение дает неоценимые материалы, необходимых
для дифференциальной диагностики
аномального развития и разработки
соответствующих
1. Принцип
комплексного подхода к
2. Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготского о структуре дефекта, которое позволяет осуществить системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии, предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а ц?В?деление причин их возникновения и установления связи между ними. Это способствует выявлению основных особенностей познавательной сферы ребенка, его интересов, увлечений и личности в целом.
3.
Принцип динамического
4. Принцип
единства качественного и
Основополагающие принципы специальной
педагогики позволяют реализовать
образовательную, воспитывающую и
коррекционную функции обучения
в ходе учебно-воспитательного
Принцип развивающего обучения.
Этот принцип направлен на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. В рамках специальной школы под этим понимается развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенных педагогических условиях. С этой целью в специальной школе создаются следующие условия:
1) длительный
пропедевтический период, в течение
которого происходит
2) трудовое обучение и воспитание. Принцип системности в обучении.