Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

тишкевич3.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Так Окостенение хрящей кисти  и предплечья наступает раньше, чем  это было 17-20 лет назад. Можно приводить  и др. примеры.

Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).21

Надо учитывать, что такой быстрый  рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.

 

  1. Половое развитие подростков, его значение с точки зрения становления личности.

 

Прежде чем перейти к характеристике полового развития подростков, несколько слов о состоянии здоровья современного подростка. Знакомство с ним поможет правильнее понять и некоторые аспекты полового, познавательного и социального развития. Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80-е эта тенденция резко усилилась. К примеру, в 70-е годы первые признаки полового созревания отмечались у девочек в 8-9 лет, а у мальчиков-в 10 лет. 
 
С начала 90-х годов физическое состояние школьников, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонги-тюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало, что в 90-е годы отчетливо стала проявлять себя тенденция затухания акселерации, снижаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела. Даже у московских школьников, проживающих в условиях относительного социального и экономического благополучия, имеется отставание нарастания массы тела по отно-шениюк длине: в 7 лет оно составляет 8%, а в 12-14 лет 
 
уже 33%! 
 
Резко возросло число хронических заболеваний и аллергических проявлений: среди младших школьников с 39,4% в 80-е годы до 54,6% в 90-е годы, а среди учеников восьмого класса с 40,2% в 80-е годы до 52% в 90-е годы. За этот же период значительно уменьшилось число здоровых детей (I и II группы здоровья). Среди младших школьников с 60,8% в 80-е годы до 45,4% в 90-е годы и среди 
 
восьмиклассников с 59% в 80-е годы до 48% в 90-е годы; За этот же период по мере взросления увеличивается число детей с функциональными нарушениями в опорно-двигательной системе, центральной нервной Системе и сердечно-сосудистой. Все это снижает физиологический потенциалподростка и сказывается на ходе полового и психического развития. 
 
Половое созревание - стержневой процесс в подростковом возрасте. Его примерная длительность составляет 4 года. Не вдаваясь в подробную его характеристику, остановимся на тех сторонах, которые имеют непосредственное отношение к становлению самосознания личности подростка. 
 
Значение полового развития с точки зрения становления личности трудно переоценить. Влияние пола как двигателя, стимулирующего процесс психического развития человека чрезвычайно велико. Это признавалось давно. Например, в раннем детстве, когда наличие пола еще не осознается ребенком или осознается весьма слабо, тем не менее его действие весьма значительно. 0-Липманн еще в 1917 году установил, что 46% различий по различным психологическим показателям обусловлено действием пола и развиваются они по мере взросления, когда пол еще полностью не осознан ребенком'. Интересно то, что по мере осознания детьми своего пола эти психологические различия начинают ослабевать. Увы, люди все еще далеки от осознания значения этого факта. Зато, это было хорошо понято З.Фрейдом, что и послужило точкой отсчета для создания им своей теории психосексуального развития ребенка. 
 
С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано с нарушением внутреннего равновесия энергии -«либидо», что приводит к переструктурированию 
 
инстинктивного ОНО, реального Я и морального СВЕРХ-Я. Если в детстве объектами сексуальности с точки зрения психоаналитиков были родители, то вподростковом возрасте начинает действовать ТАБУ (запрет) на влечение к этим объектам. Поэтому происходит отказ от прежних объектов влечения и поиск новых для себя объектов. Таким образом, нарушается равновесие, о котором говорилось выше, и на этой почве возникает конфликт. Отказ от родителей приводит к их неприятию или индифферентному к ним отношению, отрицанию их ценности, умалению достоинств, открытой дерзости и бунту. Поведение подростков в целом становится инфантильным и одновременно агрессивным. 
 
Переход к взрослой генитальности становится одной из главных задач полового созревания. Другой важной задачей становится реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской и женской «родовой» идентичности как одной из составляющих самосознания подростка. 
 
Одним из важных признаков полового созревания, имеющих психологическое значение для подростка, являются новыетелесные ощущения, вызванные бурным протеканием физического развития. Чем интенсивнее протекает пубертат, тем сильнее противоречие между утрачиваемым привычным образом тела подростка и обретением нового физического «Я». Как отмечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган,это противоречие «проявляется сомнениями в правильности своего развития, боязнью показаться смешным, постоянным и бдительным вниманием к восприятию себя другими. Длина тела, полнота, степень развития вторичных половых признаков и т.д. подвергаются интенсивной и напряженной психологической переработке»'. Любые отклонения в физи-. ческом и половом развитии вызывают у подростка тревогу, что находит отражение в его повседневном поведении. Все 
 
эти коллизии так или иначе переживаются всеми подростками, принимая порой форму пубертатной дисморфофобии.

Именно в этот период в качестве нелюбимых черт своего характера  они называют физические параметры. Не случайно, поэтому 30% американских девочек  и 20% мальчиков испытывают беспокойство по поводу своего роста, проявляют тревогу в связи со своей внешностью. Мальчики и девочки демонстрируют специфическую тревогу, связанную с развитием гениталий. У мальчиков частым источником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым часто ассоциируется мужественность, они проявляют живой интерес к развитию половых органов. Девочки больше озабочены ростом груди и запаздыванием менархе по сравнению со сверстницами. Показано, что 40% испытывают при этом негативные чувства, 10% проявляют положительные эмоции, а 50% девочек спокойно реагируют на первое появление менструаций. 
 
Формирующийся образ тела по разному сказывается на формировании самосознания девочек и мальчиков. У девочек раньше, чем у мальчиков, возникают сложные формы рефлексии, у них сильнее потребность во взаимопонимании, раньше и сильнее обнаруживается интерес к внутреннему миру литературных героев, они считают себя в сравнении со сверстниками менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными, они в большей степени, чем мальчики, ориентированы на словесное общение, а не совместную деятельность. Наряду с этим у девочек этот образ более тесно связан с другими психологическими представлениями о себе, а у мальчиков слабее. Так, девочки-подростки, считающие себя внешне малопривлекательными, негативно оценивают и другие стороны своего «Я». Мальчики могут негативно оценивать свою 
 
внешность и при этом высоко ценить собственные интеллектуальные и социальные качества. 
 
О психологии раннего и позднего созревания По данным психологов раннее половое созревание способствует преждевременному принятию социально одобряемого мировоззрения. Позднее половое созревание отрицательно сказывается на психологическом развитии мальчиков; в возрасте 33 лет мужчины испытывают такие же психологические трудности, что и в 16 лет. У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. В основном проблемы концентрируются на физических проблемах, не затрагивая психологических. 
 
О некоторых аспектах полового развития подростков В этой области наибольшую известность приобрели исследования Кинзи (США)'. Его выборка испытуемых составила 6200 мужчин и 5800 женщин. Наряду с ним широкую известность приобрели исследования Шоффилда (Англия). В его исследованиях участвовали 934 мальчика и 939 девочек в возрасте от 15 до 19 лет. 
 
Первое, на что следует обратить внимание в половом развитии - это обращение подростков к мастурбации. По данным названных авторов это занятие особенно распространено среди мальчиков. В 12 лет с ней знакомы 20%, в 15 - уже 85%, а в 18 лет - 92%. Резкий скачок происходит спустя 2 года после начала пубертата. В 16 лет среднее число оргазмов при мастурбации составляет 3-4 раза в неделю. 
 
У девочек картина несколько иная. В 12 лет она присуща 12%, в 15 лет - 20%, а в 20 лет - 33%. В то же время следует заметить, что в семидесятые годы по сравнению с пятидесятыми-шестидесятыми частота занятий мастурбацией практически удвоилась. Свидетельством тому данные Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана, согласно которым в восьмидесятые годы опыт мастурбации имели к 13,5 годам 22%. к 15,5 годам - 37,4%, к 17,5 годам - 50,2%, а к 18,5 годам -65,8% девушек'. 
 
Как относиться к этому? Каковы психологические следствия, сопровождающие мастурбацию? 
 
В западной культуре фактически снят запрет на мастурбацию. Никто этому там не удивляется в силу распространенности этого явления. У нас отношение пока еще прямо противоположное. Поданным Всероссийского центра общественного мнения, многие россияне считают, что мастурбация хуже, чем внебрачные связи. Распространенность такого мнения связана с почти полным отсутствием в общественном сознании сведений о действительных психологических причинах и последствиях мастурбации. 
 
В психологическом плане значительное число подростков 45% мальчиков и 57% девочек испытывают при этом чувства вины и тревоги. Если раньше врачи считали мастурбацию виновницей многих органических и психологических нарушений, то в настоящее, время по мнению многих, подростковаямастурбация, благодаря фантазиям, облегчает развитие либидозных влечений. По мнению некоторых психологов, это прелюдия к нормальному гетеросексуальному поведению. В этой связи интересны данные Г.С.Васильченко, согласно которым мастурбация наиболее часта среди здоровых в будущем мужчин и наиболее редка среди страдающих в будущем сексуальными расстройствами. 
 
Как отмечают Д. Н.Исаев и В.Е.Каган «у подростков с пубертатной мастурбацией связаны сложные, порой достигающие невротического уровня, переживания. Даже подростка, не отягощенного традиционными запугиваниями... 
 
акт мастурбации столько же влечет, сколько отталкивает. ... Неизбежное поражение, которое терпит подросток (как впрочем и все поколения до него) в борьбе с «демоном мастурбации», может вести к снижению самоуважения, сомнениям в своей полноценности, опасениям за будущее. ..

. Мастурбация может приобретать  оттенок навязчивого влечения: чем больше на ней фиксация и стремление перебороть себя, тем больше потребность в разрядке и меньше ее эффект, что может вести к экцессивной мастурбации»'. Психологический фон, на котором протекает мастурбация, и ее психологические последствия дают ключ к психолого-педагогическому решению этой проблемы. Во-первых, родителям не следует видеть в этом начало какой-то патологии. Во-вторых, нужно отказаться от запугиваний подростка мнимыми ужасными последствиями, поскольку ими, как правило, становятся сами запугивания. В-третьих, следует попытаться снизить уровень психического напряжения подростка, поскольку беспокоит его не столько сама мастурбация, сколько связанный с «неизбежным поражением» в борьбе с ней душевный конфликт. Этому может способствовать спокойное обсуждение самой проблемы либо с отцом, либо с чужим человеком - к примеру, психологом, лучше мужчиной). Требовать прекращения мастурбации бесполезно, это приведет лишь к конфликту и усилению напряжения. Уже несколько таких бесед могут привести, если и не к снятию мастурбации, то к ее уре-жению. Мастурбация тогда свидетельствует о патологии, когда она закрепляет детские фиксации или имеет принудительный характер. А теперь о некоторых особенностях гетеросексуального поведения подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

        7.Теория психосексуального развития ребенка З. Фрейда.

 

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей. 
 
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты. 
 
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

  • оральная стадия - от рождения до полутора лет;
  • анальная стадия - от полутора до трех лет;
  • фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
  • латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
  • генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

 
 
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в  будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация. 
 
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

Генитальная стадия

Начинается с момента  полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

 

Для успешного прохождения  генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных  проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

 

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого - анальный, у третьего - фаллический.

 

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить  риск получения серьезных травм  на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

 

 

 

 

8. Типы телосложения. Представления  о внешней привлекательности  в подростковом возрасте.

Подростки активно реагируют на изменение  своего тела и внешнего облика, поэтому они начинают усиленно заботиться о своей внешности. Их волнуют такие вопросы, как собственная привлекательность, телосложение, вес. Они внимательно следят за тем, нормально ли развиваются.           

От  внешнего облика человека часто зависит  не только его  но и оценка друзей и знакомых. Иногда случается так, что с мальчиком не дружат сверстники только потому, что он тучный или заикается. Подростки, обладающие внешней привлекательностью, как правило, вызывают у сверстников положительное отношение к себе.

 

 

  Их считают чуткими, доброжелательными, умными и преуспевающими. У красивых и стройных людей лучше завязываются межличностные отношения. Красивые и стройные как магнит притягивают к себе людей, особенно в том возрасте, когда мы еще не научились понимать, что главное в человеке — душевные качества (душа), а не внешний облик.               

Исследование  показало, что у привлекательных, по общему мнению, подростков отношения  с родителями и сверстниками были лучше, чем у тех, кого считали  непривлекательными. Если на взаимоотношения с другими людьми влияет ваш внешний вид, то есть повод задуматься.               

 

 

Внешний облик человека влияет и на развитие его личности. Тот, кто стесняется своей внешности, нередко вырастает  замкнутым, раздражительным, неспокойным  человеком. С годами у него накапливается недовольство собой. Недовольство превращается в то, что психологи именуюткомплексом неполноценности. Самое лучшее — понять причины появления комплекса неполноценности и попытаться его преодолеть.


 

                         

 Выделяют три основных типа телосложения человека,

в основном это относится к юношам.

Первый тип — это высокая, худая, костлявая фигура, напоминающая телосложение баскетболиста.

Второй тип — плотное, крепкое мускулистое тело, широкие плечи и конечности средней длины, телосложение сильного и выносливого атлета.

Третий тип — круглые, рыхлые, толстые и тяжелые туловище и конечности, телосложение борца.           

 В жизни большинство из нас представляют смесь трех типов, правда, с преобладанием одного из них. Как правило, юноши и девушки хотели бы иметь среднее телосложение. Тревожность по поводу внешности могут усилить насмешки других подростков. Лучшее средство — воспринимать все с юмором: «Я-то могу еще измениться в лучшую сторону, если, например, запишусь в спортивную секцию, а вот что ты будешь делать со своим вредным характером?»

 

 

 

 

  1. Пубертатная дисморфофобия. Нервная анорексия. Булимия.

Дисморфофо́бия \— психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Обычно начинается в молодом или подростковом возрасте. Частота встречаемости среди мужчин и женщин примерно одинакова, сопровождается высоким риском самоубийства по сравнению с другими расстройствами психики. Больные могут жаловаться на несколько определённых «дефектов», один «дефект», неопределённую особенность или внешний вид, при этом страдают важные стороны жизни больного — способность работать, нормально функционировать в обществе, обслуживать себя. В тех случаях, когда идеи приобретают характер бредовых, с утратой критики и соответствующим поведением, целесообразнее говорить о бреде физического недостатка

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"