Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)

Психологическое просвещение  выполняет следующие четыре задачи:

1. формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);

2. информирование населения по вопросам психологического знания;

3. формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4. профилактика дидактогений (ятрогений), как одного из вариантов проявления синдрома эмоционального сгорания (или выгорания).

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.

Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, разъяснение результатов новых психологических исследований, особенно в области обучения и воспитания;

 

 формирование потребности  в психологических знаниях и  намерения использовать их в  своей жизни и деятельности. Формами просвещения могут быть: научно-популярные лекции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами-профессионалами и т.п.

35. Особенности  психологического просвещения разных  категорий слушателей. Типичные  ошибки практического психолога  при проведении психологического  просвещения.

Педагоги-психологи плохо  владеют методикой психологического просвещения детей, подростков, педагогов  и родителей. Многие ошибки связаны  с тем, что педагоги-психологи  переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер –  в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей. Выделяют следующие ошибки в этом виде деятельности:

-  частое употребление  сложной психологической терминологии;

- демонстрация на лекции  по практической психологии манеры  ученого-психолога;

-   демонстрация психологического  высокомерия;

-  демонстрация менторской  позиции;

-  чтение лекции в  описательной манере.

36. Психологическая диагностика в работе практического психолога.

Психологическая диагностика  как один из основных видов деятельности практического психолога занимает довольно большой удельный вес в  его работе. Без нее не могут  быть осуществлены должным образом  ни психопрофилактика, ни психотерапия, ни консультирование, ни экспертиза, ни проверка эффективности педагогического и лечебного процесса. Психодиагностика требуется и в ситуациях уточнения структуры нарушений развития и учебной деятельности у детей, дифференциальной диагностики психических заболеваний, обоснования путей эффективного коррекционно-воспитательного воздействия и т. п.

Психодиагностика как  психологическая дисциплина служит соединительным звеном между обще психологическим  и исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам  психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических  особенностей, способы обработки  и интерпретации полученных результатов. При этом направления теоретической  и методической работы в области  психодиагностики определяются главным  образом запросами психологической  практики. В соответствии с этими  запросами формируются специфические  комплексы средств, соотносимые  со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и  т.д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация  методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и  интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех  или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты   будут   соотноситься   с   какой-то   точкой   отсчета   либо сравниваться   между   собой.   В   связи   с   этим   можно   говорить   о двух   типах диагноза.

Во-первых, это диагноз  на основе констатации наличия или  отсутствия какого-либо признака. В  этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся  или с нормой (при определении  патологии развития), или с неким  заданным критерием.

Во-вторых, это диагноз, позволяющий  находить место испытуемого или  группы испытуемых на «оси континуума* по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени  представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых  особенностей путем соотнесения  с определенным критерием (например социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

В зависимости от целей  психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают  решение об их использовании в  своей работе. Поставленный диагноз  может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых  качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим  обследуемым и их родителям. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика  предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических  или индивидуально-психофизиологических особенностей.

37. Методологические  основы получения психодиагностических  данных. Принципы организации психодиагностической  деятельности практического психолога.

Психодиагностика это  не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Для того, чтобы более четко представить себе специфику психодиагностики как сферы практической деятельности психолога, охарактеризуем коротко особенности психодиагностики как теоретической дисциплины или общей психодиагностики.

Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными  и постоянными величинами характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны конкретное воплощение теоретических построении способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1) Как выглядят на уровне  фактов поведения человека защитные  механизмы личности;

2) Каким способом зафиксировать  их наличие у разных людей. 

По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. Те же защитные механизмы сумеют зафиксировать, например, у психически больных людей и не сумеют этого сделать по отношения к здоровым людям. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, теоретическая дисциплина психодиагностика развивается и существует постольку, поскольку развивается общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В то же время развитие предмета психологической науки предполагает дифференциацию ее предмета появление все новых и новых отраслей психологии.

Развитие этих отраслей медицинской  психологии, возрастной, консультативной, юридической, инженерной, военной, спорта и др. уточнение их предметов и  методов существенно влияет на содержание психодиагностики. Благодаря развитию отраслей психологии психодиагностика получает возможность использовать все большее число конкретных показателей психической реальности и выделить все более существенные связи в закономерности между  ними. Эти проблемы решает дифференциальная психометрика наука, обосновывающая измерительные диагностические методы.

Кроме того, теоретическая  психодиагностика непосредственно  обусловлена практикой применения ее данных. Практика выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменные характеризующих внутренний мир человека. Например, в юридической практике, решение вопроса о мере наказания подсудимого часто связано с исследованием состояния, в котором он совершил противонаправленное действие. Перед теоретической наукой вопрос о выделении качеств человека существенно влияющих на возникновение эмоциональных состояний, кроме того встает вопрос о динамике этих состоянии, их влиянии конгитивную сферу человека. Проработка этих категорий на конкретном материале требует от психолога занимающегося теоретической психодиагностикой, владения особыми формами научного мышления, позволяющими осуществить это движение от абстрактного к конкретному, осуществить рефлексию на содержание своего научного мышления. Иногда работа в теоретической психодиагностике идет относительно независимо от теоретических общепсихологических разработок: выделяются и описываются (даже не в научных категориях) важные переменные, характеризующие психическую реальность, только после этого они осмысливаются в более широком теоретическом контексте.

Итак, теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики и практики применения психологического знания.

 Можно говорить, что  психодиагностика опирается на  основные принципы психологии, которые,  как известно характеризуются следующим образом:

Принцип отражения суть его  в том, что адекватное отражение  окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности.

Принцип развития ориентируя изучение условия возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

Принцип диалектической связи  сущности и явления позволяет  увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности.

Принцип единства сознания и деятельности: сознание и психика  формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой.

Личностный принцип требует  от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его  конкретной жизненной ситуации, его  онтогенеза. Этот принцип указывает  на различия между общей и дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Эти принципы положены в  основу разработки психодиагностических методик способов получения достоверных  данных о содержании переменных психической  реальности.

Результат работы психолога  в области теоретической психодиагностики методика или метод получения  психологической информации, который  может быть передан для использования  коллегами, т. к. этот результат не является уже компонентом личностного  мышления психолога. Методика всегда отрефлексирована, т. е. содержит доступные для пользователей  критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологическою задачей, где есть способ получения психологической  информации, возможные ее варианты и значение этих вариантов (или интерпретация  с точки зрения автора методики). Многие методики в психологии носят имена их авторов, например тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т. п. Это еще раз подчеркивает ту их особенность, что в содержании методики отражена авторская психологическая теория, авторское мировоззрение, позволяющее ему выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и решать их. Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложностей многообразования свойств самого изучаемого предмета, как говорил П. Т. де Шарден, феномена человека. Отсюда право каждой теории на существование, отсюда право каждой методики на известную степень достоверности. Отсюда и трудности в работе практического психодиагноста. Какие?

Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах сложных устройств, какими являются результаты работы теоретической  психодиагностики методы и методики.

Как и всякая работа со сверхсложными  приборами работа психодиагноста требует в первую очередь знание правил эксплуатации этих приборов методика методов. Это те профессиональные навыки применения методик, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, который не может быть включен в отрефлексированное научное знание, т. е. в него входят такие важнейшие

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"