Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)

Социально-конструкционистское исследование в психологии. С. к. не только снабжает научную психологию метатеорией, его положения находят свое выражение на уровне самой психол. теории. То есть, предоставляя описание направленной на производство знаний деятельности ученых, он также предлагает способы понимания паттернов более широкой челов. деятельности. Это можно проиллюстрировать на примере трех активно развивающихся областей исслед.

26. Теоретические  подходы к оказанию психологической помощи: сравнительный анализ.???

27. Краткий исторический  очерк становления психологической  службы за рубежом, в России и в Республики Беларусь.

В появлении профессий, непосредственно  относящихся именно к психологической  помощи, на основании данных, имеющихся  в современной литературе, можно  выделить шесть основных предпосылок  и источников:

 

1. Развитие экспериментальной  психологии, начавшееся с создания  в 1879 г. первой психологической  лаборатории В. Вундта в Лейпциге.

2. Формирование нового, гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями (от Ф.Пинеля, в 1793 году снявшего цепи с пациентов психиатрической лечебницы, до Ж. Шарко и П. Жане, описавших такое психическое расстройство, как «истерия». Обоснования в последующем катарсически-гипнотического метода его излечения Дж. Брейером и З. Фрейдом. И — параллельно с открытием в 1905 г. бледной спирохеты, непосредственно доказавшим материальную обусловленность поражения психических функций, — до возникновения психоанализа как предтечи всей современной научной психотерапии).

3. Развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену (это направление связано с деятельностью Ф. Гальтона и Ф. Бине, создавшего первые тесты IQ, Л. Термена, Э. Торндайка и К. Бирса, организовавшего в начале столетия в США Общество умственной гигиены.

4. Возникновение в Бостоне  в первом десятилетии ХХ века (благодаря Ф. Парсону) консультирования, связанного с выбором профессии и предназначавшегося для помощи человеку в выборе подходящей работы во имя «полезной и счастливой жизни».

5. Возникновение и утверждение в 1940-х годах в США “недирективной психотерапии” К. Роджерса, который ввел в психотерапию философию экзистенциализма, отказался от термина “пациент” в пользу термина “клиент” и, по существу, закрепил в общественном сознании представление о психологической помощи, каковым оно и является в настоящее время, вобрав в себя как собственно консультирование, так и психотерапию.

6. Наконец, восходящий  к американским традициям протестантизма, возникший в годы, предшествовавшие  Второй мировой войне, институт  религиозного попечительства и  социальных работников. Являясь  выпускниками совмещенных факультетов  философии и теологии, а также  факультетов социологии, эти специалисты  были призваны оказывать непосредственно  наставническую и практическую  помощь лицам, попавшим в трудную  эмоциональную или житейскую  ситуацию.

Таким образом, к 50-м годам  ХХ века многообразные течения в  психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической  области человеческой деятельности, получившей название “counseling” (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).

Очевидным является также  определенный социально-экономический  контекст эпохи, на протяжении которой  возникли основные источники, составившие  в своей совокупности новую общественную практику и новый социальный институт. Начиная с конца XIX столетия и  вплоть до 20-х годов ХХ века, почти  все из указанных выше течений  возникли в результате промышленной революции: индустриализации, появления  новых транспортных средств и  новых профессий, повышения уровня напряженности в социальных отношениях и массовой безработицы, связанной  с переселением больших масс людей  в города.

Кроме этого, огромную роль сыграло и такое обстоятельство, как завершение эпохи классической рациональности в научном познании. Это привело к осознанию необходимости  существования в мире на основе нового принципа — личной ответственности  и личного выбора.

Распад империй в ХХ веке, освобождение человеческого “Я”  от любых форм закрепощения, признание  человека свободным и обладающим неотъемлемыми правами от рождения (“Декларация прав человека”, принятая ООН в 1949 г.) создала, в конечном итоге, новые общественные средства и способы  личностного самопостижения, открыла целый спектр дисциплин, объединенных термином «психологическая помощь».

В послевоенные годы, прежде всего в США, в университетах  и других учебных заведениях (семинариях, колледжах) появились специальные  факультеты: семейной психотерапии, философии  и теологии, психологии и социологии (с отделениями психологического консультирования и социальной работы), выпускники которых получали диплом и соответствующее право на оказание психологической и практической помощи человеку — как в общине, так и в различных культурных и образовательных центрах. Их деятельность была связана именно с социально-психологическими и личностными проблемами граждан как членов общества и с превентивными мерами, направленными на предотвращение социальных отклонений. Наряду с указанными специалистами, к 60-м годам ХХ века стандартизировались и основные разновидности профессионалов, работающих в области медицинской психотерапии.

Прообразом психологической  службы являлись психотехнические и  педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях  в 20-х - начале 30-х годов XX столетия.

Современный этап становления  психологической службы в России ведет отчет с начала 70-х годов XX века. Появление психологической  службы было обусловлено как потребностями  общественной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных  и прикладных исследований в области  социальной, медицинской, педагогической, возрастной психологии, психологии труда.

Развитие психологии в Беларуси совместно с философией и педагогикой. Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г., а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук. В вузах первоначально работали кафедры педагогики, затем педагогики и психологии. Только в результате активного развития психологии начался процесс ее самостоятельного исследования и преподавания.

Большой интерес представляет, безусловно, и весь дальнейший период. В это время наряду с продолжением исследований в области обшей, детской, возрастной, социальной, военной психологии и других, началась системная подготовка практических психологов, появилась психологическая служба в учреждениях образования и ряде других.

Если оценивать историческую динамику развития белорусской психологии в годы Советской власти, то общие  тенденции таковы.

Начало 20-х годов считалось  периодом серебряного века психологии в нашей стране: деятельность Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др., перевод книг зарубежных авторов (3. Фрейд, К. Юнг и др.), создание психологических институтов, лабораторий и т.д.

В 30-е годы стала складываться командно-административная система  и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был  сведен к минимуму (в теории и  практике). Появление в 1936 г. постановления  ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии и трудное положение. Однако даже и в период 30—50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой. В этот период общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулась вперед. Организационно ЭТО было связано с созданием в университетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психологии.

В конце 50—70-х годов восстанавливаются  или впервые появляются новые  отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др.

Главными направлениями  перестройки психологической науки  к 80-х годах являются:

1. Дальнейшая фундаментализация психологической науки. Разработка ее исходных положений, пронизывающих всю систему теоретических, экспериментальных и прикладных исследований в психологии.

2. Повышение культуры дискуссий по психологии.

3. Связь с зарубежной психологией.

В настоящее время помимо тесных связей с Россией у пас  налаживаются отношения и с дальним  зарубежьем.

28. Понятие о  психологической службе как системе  практического применения психологии.

Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и  пути их решения.

Во-первых, психологическая  служба представляет собой психологическое  обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу  психологических услуг. Это система практического использования психологии для'решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая  служба обозначает и систему специальных  учреждений, создаваемых в различных  социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную  психологическую помощь нуждающимся  в ней людям.

 Основные цели психологической  службы - оказание психологической  помощи людям и обеспечение  удовлетворения спроса населения  на те или иные виды психологической  помощи.

 Психологическая помощь  определяется как система специальных  мероприятий, направленных на  предупреждение, смягчение или преодоление  различного рода трудностей, возникающих  у человека или группы, средствами  практической психологии, обычно  в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Под Службой понимается организационная  структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психологические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

29. Основные направления  деятельности практического психолога.

С какой бы позиции —  помощи, содействия, поддержки или  сопровождения — ни рассматривать  деятельность практического психолога, в любом случае можно говорить о пяти основных направлениях этой деятельности:

1) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;

2) психодиагностика, важнейшей  целью которой является добывание  психологической информации о  человеке или группе, «конкретных  знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной  научной теории»;

3) психологическая коррекция,  понимаемая как целенаправленное  воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;

4) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение  человека необходимой психологической  информацией и создание условий  — в результате общения с  психологом — для преодоления  жизненных трудностей и продуктивного  существования в конкретных обстоятельствах;

5) психотерапия в рамках  психологической модели, направленная  на оказание помощи клиенту  в продуктивном изменении личности  в случаях серьезных психологических  проблем, не являющихся проявлениями  психических заболеваний.

Перечисленные направления  практической психологии расположены  по возрастанию степени ответственности  психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса  средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется  специфическими задачами. Отличия между  направлениями можно увидеть  и в степени стандартизации применяемых  психологом средств. Наиболее стандартизированной  можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они  предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

По используемому инструментарию в практической психологии можно  выделить следующие основные направления:

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"