Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев 
акта общения нарушено, то говорящему 
не удается добиться ожидаемых результатов 
общения - оно окажется неэффективным. 
Эти умения называют "социальным 
интеллектом", "практически - психологическим 
умом", "коммуникативной 
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально - психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения вхо
Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека прявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
Речевые звуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низ-кая), ритм (равномерный, прерывистый),тембр (раскатистый,хриплый,скрипу- чий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Выразительные качества голоса: 
характерные специфические 
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
1. Таксика изучает прикосновение 
в ситуации общения: 
2. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
интимная зона (15 - 45 см.) - в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;
публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Мимика - движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем признесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может бть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) - это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
21. Для определения педагогики 
как науки важно установить границы ее 
предметной области или ответить на вопрос: 
что же она изучает? В свою очередь, ответ 
на этот вопрос предполагает осмысление 
ее объекта и предмета. 
 
Во взглядах ученых на педагогику как 
в прошлом, так и в настоящем времени существуют 
три концепции. Представители первой из 
них считают, что педагогика - междисциплинарная 
область человеческого знания. Однако 
такой подход фактически отрицает педагогику 
как самостоятельную теоретическую науку, 
т.е. как область отражения педагогических 
явлений. В педагогике в этом случае оказываются 
представленными самые разные сложные 
объекты действительности (космос, культура, 
политика и др.). 
 
Другие ученые отводят педагогике роль 
прикладной дисциплины, функция которой 
состоит в опосредованном использовании 
знаний, заимствованных из других наук 
(психологии, естествознания, социологии 
и др.) и адаптированных к решению задач, 
возникающих в сфере образования или воспитания. 
 
Объект - предмет познания и деятельности 
человека, субъекта. 
 
Психология - наука о психическом отражении 
действительности в процессе деятельности 
человека и поведении животных. 
 
Социология - наука об обществе как целостной 
системе и об отде льных социальных институтах, 
процессах, общественных группах  
 
При таком подходе не может быть разработана 
целостная фундаментальная основа для 
функционирования и преобразования педагогической 
практики.  Содержание такой педагогики 
составляет совокупность фрагментарных 
представлений об отдельных сторонах 
педагогических явлений. 
 
Продуктивной для науки и практики, по 
мнению В. В. Краевского, является только 
третья концепция, согласно которой педагогика 
- это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая 
свой объект и предмет изучения.
Дидактика является одной 
из основных педагогических наук, а 
ее предметом является обучение других 
и учение, независимо от того, проходит 
ли оно в школе, вне школы или 
в обыденных ситуациях, например 
в семье, на производстве, в общественных 
организациях или других формах. 
Поскольку преподавание и учение – это 
виды деятельности, представляющие собой 
интегрально взаимосвязанные стороны 
процесса обучения, можно сказать, что 
дидактика является наукой об обучении, 
его целях и содержании, а также о его методах, 
средствах и организации. 
Современная техника создала огромные 
возможности для совершенствования работы 
учителя и учащихся. Сегодня трудно было 
бы представить себе обучение особенно 
естественным наукам, техническому или 
художественному творчеству и даже обучение 
истории или филологии, которое бы происходило 
без использования этих возможностей. 
Причем, разумеется, использование этого 
богатого арсенала средств зависит от 
содержания обучения, от дидактического 
умения и технической подготовленности 
учителя. 
Проблема наглядности в обучении была 
актуальной во все времена. В последние 
годы в связи со стремлением человечества 
к совершенству образования, приобщению 
к культурному наследию и духовным ценностям 
народов мира знания и образование стали 
престижны и востребованы. Поэтому заметно 
расширилась область наглядности и усложнился 
её инвентарь: от предметов и картинок, 
жестов и движений до видеофильмов и компьютерных 
программ, при помощи которых преподаватель 
моделирует фрагменты объективной действительности. 
Общеизвестно, что эффективность обучения 
зависит от степени привлечения к восприятию 
всех органов чувств человека. Чем более 
разнообразны чувственные восприятия 
учебного материала, тем более прочно 
он усваивается. Эта закономерность нашла 
свое выражение в дидактическом принципе 
наглядности. 
Понятие «принцип обучения»
Принципы обучения - это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность. Принципы обучения являются отражением и обобщением существующих в природе закономерностей. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения о том, что «принципов в природе нет; в природе существуют лишь закономерности. Познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдвигает на их основе принципы...» (Пассов, 1977. С. 105).
Сколько существует принципов обучения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных работах приводятся сведения почти о 40 принципах обучения. Не существует и общепринятой классификации принципов. Одним из возможных подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. К числу таких наук относятся дидактика, лингвистика, психология. Система принципов обучения в этом случае может быть представлена в виде приводимой ниже таблицы.
Все перечисленные принципы тесно между собой связаны и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей обучения. В то же время можно выделить принципы (или группы принципов), которые играют ведущую роль в конкретных условиях обучения. В наши дни к ведущим методическим принципам относится принцип коммуникативности, следование которому обеспечивает практическую направленность занятий, ориентирующих на овладение речевой деятельностью в избранной сфере общения.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Дидактические  | 
  Лингвистические  | 
  Психологические  | 
  Собственно методические  | 
Сознательность Активность Наглядность 
  Прочность Доступность и   | 
  Системность Концентризм Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи Функциональность Стилистическая дифференциация Минимизация языка  | 
  Мотивация Поэтапность в формировании речевых навыков и умений Учет индивидуально-психологических особенностей личности учащихся Учет адаптационных процессов  | 
  Коммуникативность Учет родного языка учащихся Устное опережение Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности Профессиональная направленность обучения Аппроксимация Ситуативно-тематическая организация обучения Учет уровня владения языком  | 
22. Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-
В практике 
обучения существуют и другие подходы 
к определению методов 
Пассивный метод [править]
Пассивный метод обучения
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.