Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

В процедуре общения  выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает  человека вступить в контакт с  другими людьми.

Ориентировка в целях  общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности  общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев  акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов  общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически - психологическим  умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным  социально - психологическим процессом  взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения  одновременно выступает и как  источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека прявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Речевые звуковые явления: темп речи ( быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низ-кая), ритм (равномерный, прерывистый),тембр (раскатистый,хриплый,скрипу- чий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,возникающие при общении: смех, хмыкание,плач,шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы,а также звуки назализации - "хм -хм", "э-э-э" и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки  интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.

Невербальные  средства общения изучают следующие науки:

Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.

1. Таксика изучает прикосновение  в ситуации общения: рукопожатие,  поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

2. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15 - 45 см.) - в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика - движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное  состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем признесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике  взгляд может бть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) - это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные  эмоции: радость, любовь, удивление; труднее  воспринимаются человеком отрицательные  эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно  отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания  истинных чувств человека несут брови  и губы.

21. Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. 
 
Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.). 
 
Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. 
 
Объект - предмет познания и деятельности человека, субъекта. 
 
Психология - наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных. 
 
Социология - наука об обществе как целостной системе и об отде льных социальных институтах, процессах, общественных группах  
 
При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики.  Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. 
 
Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

 

Дидактика является одной  из основных педагогических наук, а  ее предметом является обучение других и учение, независимо от того, проходит ли оно в школе, вне школы или  в обыденных ситуациях, например в семье, на производстве, в общественных организациях или других формах. 
Поскольку преподавание и учение – это виды деятельности, представляющие собой интегрально взаимосвязанные стороны процесса обучения, можно сказать, что дидактика является наукой об обучении, его целях и содержании, а также о его методах, средствах и организации. 
Современная техника создала огромные возможности для совершенствования работы учителя и учащихся. Сегодня трудно было бы представить себе обучение особенно естественным наукам, техническому или художественному творчеству и даже обучение истории или филологии, которое бы происходило без использования этих возможностей. Причем, разумеется, использование этого богатого арсенала средств зависит от содержания обучения, от дидактического умения и технической подготовленности учителя. 
Проблема наглядности в обучении была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к совершенству образования, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знания и образование стали престижны и востребованы. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. 

Понятие «принцип обучения» 

 

Принципы обучения - это исходные положения, которые  в своей совокупности определяют требования к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность. Принципы обучения являются отражением и обобщением существующих в природе закономерностей. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения о том, что «принципов в природе нет; в природе существуют лишь закономерности. Познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдвигает на их основе принципы...» (Пассов, 1977. С. 105).  

 

Сколько существует принципов обучения? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В разных работах приводятся сведения почти о 40 принципах обучения. Не существует и общепринятой классификации принципов. Одним из возможных подходов к классификации принципов обучения является содержание базисных для методики наук, на которые преподаватель ориентируется в своей работе. К числу таких наук относятся дидактика, лингвистика, психология. Система принципов обучения в этом случае может быть представлена в виде приводимой ниже таблицы. 

 

Все перечисленные  принципы тесно между собой связаны  и образуют единую систему, призванную обеспечить достижение поставленных целей обучения. В то же время можно выделить принципы (или группы принципов), которые играют ведущую роль в конкретных условиях обучения. В наши дни к ведущим методическим принципам относится принцип коммуникативности, следование которому обеспечивает практическую направленность занятий, ориентирующих на овладение речевой деятельностью в избранной сфере общения. 

 

 

  

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 

 

 

  

 

Дидактические

Лингвистические

Психологические

Собственно методические

Сознательность Активность Наглядность  Прочность Доступность и посильность Межпредметная координация Межкультурное взаимодействие Профессиональная компетентность преподавателя

Системность Концентризм Разграничение лингвистических явлений на уровне языка и речи Функциональность

Стилистическая дифференциация

Минимизация языка

Мотивация Поэтапность в формировании речевых навыков и умений Учет индивидуально-психологических особенностей личности учащихся

Учет адаптационных процессов

Коммуникативность

Учет родного языка учащихся Устное опережение

Взаимосвязанное обучение видам речевой  деятельности

Профессиональная направленность обучения Аппроксимация Ситуативно-тематическая организация обучения Учет уровня владения языком


 

  

 

22. Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По  сложившейся традиции в отечественной  педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы  к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические  и прочие. Эти определения требуют  дальнейшего уточнения, т.к. процесс  обучения не может быть пассивным  и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Пассивный метод [править]


Пассивный метод обучения

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"