Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

Активный  метод [править]


 

Активный  метод обучения

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод [править]


Интерактивный метод обучения

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). 
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Цели воспитания. Зависимость целей воспитания от состояния и перспектив развития общества. Цели воспитания, отражающие культуру и цивилизованность: духовность, нравственность, свобода и ответственность. Специфические цели воспитания, определяемые текущим моментом развития общества: инициативность, предприимчивость, честолюбие, стремление к достижению жизненных успехов, в том числе экономических. 
Средства и методы воспитания. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания: прямые и косвенные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и поведенческие. Особенности, достоинства и недостатки каждого из методов воспитания. Необходимость комплексного применения средств воспитания. Особое воспитательное значение различных способов психотерапевтического воздействия, его виды и возможности. 
Институты воспитания. Основные социальные институты и их воспитательное возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Воспитание искусством. Возможности, достоинства и недостатки каждого социального института воспитания. Референтная социальная гpyппa как источник воспитательных воздействий. 
Теория воспитания. Формирование и развитие человека как личности — основная проблема психологической теории воспитания. Общая психология, социальная психология, психология возрастного развития детей — главные психологические дисциплины, в русле которых ставятся и решаются вопросы воспитания. Биогенная теория воспитания: аргументы за и против. Социогенная теория воспитания, ее сильные и слабые стороны. Варианты компромиссного подхода. Проблемы воспитания характера, мотивов, черт личности и форм поведения.

25. Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: Философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. 
 
В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». 
 
Основные психологические теории личности прошли достаточно длинный путь развития. В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологии. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как: 
 
Традиционные теории личности (В. Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З. Фрейд, К. Юнг и др.); 
 
Новые теории (Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.). 
 
Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс ). 
 
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма; бихивеористические концепции и небихивиористические, гуманистические теории, интеракцирнистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистические; социологические; электические и др. 
 
Как видно из выше сказанного, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса относятся к новым теориям личности, которые объединяют идеи и концепции, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представление личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу. 
 
  
 
1. Общие положения гуманистических теорий К. Роджерса и А. Маслоу 
 
Среди новых теорий важное место занимает гуманистическая психология, которая создана усилиями А. Маслоу и К. Роджерса о самоактуализирующейся личности. 
 
Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее самооценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде. 
 
Рассогласование между «Я-концепцией» и представлением об идеальном «Я», которое находит адекватную самооценку, побуждает человека к личностному росту. К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации «Я-концепции». 
 
Видный представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1907 – 1970гг.) предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. 
 
Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), то есть противоречивую, не целостную, несовершенную личность, которой чего-то нахватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1 – 4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития. 
 
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: 
 
1 ступень – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите. 
 
2 ступень – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п. 
 
3 ступень – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно. 
 
4 ступень – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. 
 
5 ступень – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. 
 
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека: 
 
·        мотивы имеют иерархическую структуру; 
 
·        чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; 
 
·        высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу; 
 
·        с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. 
 
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. 
 
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, чем живет, и страдает от этого. 
 
Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. 
 
  
 
2. Особенности самоактуализирующейся личности. 
 
Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности: 
 
·        полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 
 
·        принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 
 
·        профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 
 
·        автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 
 
·        способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 
 
·        постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 
 
·        различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»); 
 
·        спонтанность, естественность поведения; 
 
·        юмор; 
 
·        саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; 
 
·        готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности. 
 
Конгруэнтность – это соответствие переживания, сознание опыта его настоящему содержанию. 
 
Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я». 
 
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни внутренней гармонии и самоактуализации. 
 
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: 
 
·        пассивная позиция по отношению к действительности; 
 
·        вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. 
 
Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности: 
 
формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 
 
·        создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости; 
 
·        создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 
 
·        создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех не одобряемых поступков, которые человек никогда не совершал; 
 
·        сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 
 
·        формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). 
 
В результате всех этих факторов для человека становиться привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», формируется у человека несколько «Я», изолированно функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты, потерял социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сом не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» - борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, а мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями («Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Ницше). 
 
Смысл жизни можно найти во внешнем мире, пожалуй, тремя путями: 
 
·        совершением поступков; 
 
·        переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, переживанием любви; 
 
·        переживанием страдания. 
 
 26. Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это  генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии  выживания.

Основной целью  терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

1. СУЩНОСТЬ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА Э.БЕРНА

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

  1. каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;
  2. каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
  3. у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель [2].

Описание эго-состояний  представлено в табл. 1.

 
Таблица 1

Эго-состояния и  типичные способы поведения и  высказывания

Эго-состояния

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем"

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!"

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"

Ребенок

Спонтанный ребенок

Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!"

Приспосабливающийся ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее  вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать  не сможете"


27. Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, социальной среды. 

 

Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии. 
I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук). 
II. Дооперациональная стадия (2-7 лет). Дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный. 
III. Стадия конкретных операций (7-11 лет). Дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах. 
IV. Стадия формальных операций (от 12 лет). Дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы. Это - интеллект взрослого. 
Можно ли ускорить смену стадий развития? Нет смысла, считает Ж. Пиаже. Важно не ускорять прохождение стадий, а предоставить ребенку достаточное количество учебных материалов, чтобы ни одна область интеллекта не осталась неразвитой. Стадии определяются биологическими законами созревания нервной системы. 
Ж. Пиаже оставил более 500 научных трудов, выполненных с предельной точностью. Его эксперименты, или «феномены Пиаже», просты, остроумны, подтверждаются на всех континентах и используются в диагностике. Он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления и стадии его развития. Ребенок у него представлен как активный исследователь мира, создающий свои структуры, схемы действия для восприятия, переработки и усвоения информации, с помощью которых он может лучше приспособиться к среде. Ж. Пиаже показал, что теории научения слишком упрощают процессы человеческого мышления.

28. Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896 - 1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих  теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики  в онтогенезе, Выготский изложил  в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств  регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие  высших психических функций», 1931).

"Человек в процессе  своего исторического развития  возвысился до создания новых  движущих сил своего поведения:  так в процессе общественной  жизни человека возникли, сложились  и развились его новые потребности,  а природные потребности человека  в процессе его исторического  развития претерпели глубокие  изменения".

У человека есть 2 линии развития: 1) натуральная; 2) культурная (историческая).

Натуральная линия  развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения  с окружающим миром возникает  культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная  память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная  память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ - сложные, прижизненно  формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

Применение знака, слова  как специфически человеческого  психического регулятора перестраивает  все высшие психические функции  человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение  представлений - продуктивным мышлением  и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком  стимул, средство для управления СВОИМ  поведением и поведением других.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется  в культуре.

История развития человечества - это история развития знака- Чем  более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ  названного слова).

Знаком можно назвать  жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как  устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать  знаки, которые выражены рисунком. Ребенок  присваивает себе все, что было выработано человеком (психику). История развития ребенка напоминает историю развития человечества. Присвоение психики идет через посредника.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"