Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

Выготский пытается соединить  натуральную и историческую линии.

Историческое изучение означает применение категории развития к  исследованию явления. Все современные  ему теории трактовали детское развитие с биологизаторской точки зрения (переход от социального к индивидуальному).

ВПФ возможны первоначально  как форма сотрудничества с другими  людьми, и в последствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его  развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и  способов деятельности. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как  деятельностно освоенный внешний мир.

Выготский впервые перешел  от утверждения о важности среды  для развития к выявлению конкретного  механизма влияния среды, который  собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических  для человека высших психических  функций. Таким механизмом Выготский  считал интериоризацию знаков - искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Говоря о существовании  натуральных и высших психических  функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между  ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных  психических процессов, которые  не поддаются регуляции со стороны  человека, высшими психическими функциями  люди могут сознательно управлять.

Схема психических процессов  в представлении Выготского выглядит так:

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен  самим ребенком (палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются  ими в общении со взрослыми. Таким  образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем, переходит во внутренний план, план сознания. Выготский писал, что каждая высшая психическая функция  появляется на сцене дважды: один раз  как внешняя - интерпсихическая, а второй - как внутренняя - интрапсихическая.

При этом знаки, будучи продуктом  общественного развития несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают  знаки в процессе общения и  начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь. Иными словами, интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

Сознание необходимо изучать  экспериментальным путем, следовательно  надо сблизить ВПФ, культурное развитие поведения, овладение собственными процессами поведения.

Одной из важнейших их характеристик  является опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Для высших психических функций  принципиально наличие внутреннего  средства. Основной путь возникновения  высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции  возникают в процессе сотрудничества и социального общения - и они  же развиваются из примитивных корней на основе низших.

Социогенез высших психических функций и есть их естественная история.

Центральный момент - возникновение  символической деятельности, овладение  словесным знаком. Именно он выступает  тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую  жизнь. Знак вначале выступает как  внешний, вспомогательный стимул.

Высшая психическая функция  в своем развитии проходит две  стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между  людьми, и лишь позже - как полностью  внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом, процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом  общении и завершаясь в полноценной  символической деятельности. Через  общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек  приобщается к культуре, основными  составляющими его внутреннего  мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

Выготский утверждал, что  психическое развитие идет не вслед  за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс  формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения  на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый  момент в процессе развитая у ребенка  исторических особенностей человечества.

Он считает, что обучение должно «вести за собой» развитие, это  представление было развернуто им в  разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции  Выготского. Более того, путь через  другого оказывается в развитии центральным.

Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение  способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной  ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным  оказывается то обучение, которое  «забегает вперед» развития.

Концепция разрабатывалась  Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает  переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В  развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного  созревания. Вторая состоит в овладении  культур, способами поведения и  мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в  процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование  речи в применении орудий знаменует  возникновение новых психологических  функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые  принципиально отличают поведение  человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще  и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму  внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана  с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя  реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом  и, используя данное психологическое  орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей  стадии ребенок начинает применять  к самому себе (как объекту) те способы  управления поведением, которые другие применяли к нему, и он - к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая  функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими  двумя "выходами" лежит процесс  интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа "внешнее  через внутреннее" в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных. видах активности - прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические  процессы, высшие психические функции  сохраняют свою социальную природу - "человек и наедине с собой  сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к  сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное  слово есть микрокосм человеческого  сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем  представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих  стадиальную природу. Более или  менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной  социальной ситуации развития и возникновения  др. сменяются критическими периодами  в жизни личности, во время которых  идет бурное формирование психологических  новообразований. Кризисы характеризуются  единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое  неблагополучие ребенка в критическом  возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений  в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или  иной период новообразования качественно  меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии  у подростка совершенно перестраивает  его психическая деятельность. Это  новообразование является третьим  уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало  новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору  в обосновании своего социального  происхождения, доказательстве существования  первичных аффективно-смысловых  образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

выготский психический социальный

29. Теория деятельности, рассматривающая  личность в контексте порождения, функционирования и структуры  психического отражения в процессах  деятельности, разработана во второй  половине XX в. в трудах Леонтьева  .

Предмет рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система  во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает  анализ преобразований психического отражения  в деятельности, исследуемой в  ее филогенетическом, истор., онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической  деятельности индивид, сознания. Обе  эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально  общее строение. Конституирующей  характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем  она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися  единицами деятельности считается  потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается  процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив  и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"