Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка
1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.
ОПРОС — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. АНКЕТА — Методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации — средство опроса.. ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различаются два вида интервью:1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы;2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое.
ТЕСТ — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида — объекта наблюдения. Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения: 1) по предмету тестирования — качеству, оцениваемому тестом — различаются тесты интеллекта, тесты личностные и тесты межличностные;2) по особенностям используемых задач — различаются тесты практические, тесты образные и тесты словесные;3) по характеру материала для испытуемых — различаются тесты бланковые и тесты аппаратурные;4) по объекту оценивания — различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты способностей, тесты состояний и свойств. Характеристика теста — к таковым относятся: адаптированность социокультурная, валидность, достоверность, надежность, однозначность, сопоставимость, стандартизованность, точность. Кроме требований к собственно тестам, существуют определенные строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов.
ЭКСПЕРИМЕНТ —Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи — корреляции — между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:1) традиционные — когда меняется лишь одна переменная независимая;2) факторные — когда меняется несколько переменных независимых; его достоинство — возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — в психологии — исследование процессов и состояний психических с помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — 1. Построение моделей протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.2. Воссоздание деятельности психической в лабораторных условиях для исследования ее структуры. Выполняется путем предоставления испытуемому различных средств, кои могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств наряду с прочим применяются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал.
МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ — в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности Их использование предполагает получение информации, источники коей — методики автобиографические (опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).
АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.
18/Основные
методы психологических
Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире человека. И этому содержанию соотв. и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы и общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных состояний сознания. В них явление совподало с сущностью - т.е. формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время как основные св-ва духа / сущность псих. процессов. Это совпадение определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное, причинное объяснение психических процессов.
Пересмотр самонаблюдения как метода психол. исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, являющейся продуктом психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с тем, что не все псих. процессы протекают сознательно + самонаблюдение за своими псих. процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами за протеканием
деятельности + экспериментальное измерение условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях + анализ изменений, задаваемых экспериментатором.
19.Наблюдение
в психологическом
Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения
НАБЛЮДЕНИЕ Способ работы, при коем психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Один из основных методов эмпирических исследования психологического, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений психических для изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений. Невмешательство — важная характеристика метода, определяющая его достоинства и недостатки. Достоинства —объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым — не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Недостаток метода наблюдения — значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной исследовательской задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или состояний психических. Кроме того, для надежности выводов нужно убедиться в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а также применять другие методы.
. Интроспекция – это наличие ясного переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения (интроспекция=психологическое (ясное переживание – отчет).
Титченер: самые большие ограничения на интроспекцию. Очистил сенсорные процессы. Отрицательные стороны: функциональная бесполезность, недостоверность.
Вюрцбурская школа – систематическая интроспекция. Надо изучать мышление. Вундт считал, что мысль невозможно исследовать экспериментально. Кюльпе: можно – лишь бы были испытуемые, готовые мыслить в контролируемых условиях, а затем получить у них интроспективный отчет о своих мыслительных процессах.
Уотт: чтобы сделать интроспекцию эффективнее изобрел прием дробления, разделял психологическое событие на несколько следующих друг за другом периодов и исследовал каждый из них в отдельности. Отсюда редукция памяти и заключений, которые заключались в интроспективный отчет.
Систематическая экспериментальная интроспекция – дробление с хроноскопическим контролем (Ах). Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип, который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин «сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах ненаглядных переживаний сознания. (расширил классическую интроспекцию – исследовал своеобразные функции сознания – что сближает его с Брентано. Сознание для него – это функции и содержание).
Феноменологическое описание. Свободное беспристрастное описание опыта (видимое движение). Феноменологическое наблюдение – непосредственное, естественное описание наблюдателем своего восприятия, своего переживания.
Протоколы пациентов: интервью и кушетка используются как средства особого рода интроспекции, которая тщательно исследует сознание и стремится перевести забытое через порог.
Поведение животных: поведение животных рассматривалось как некий язык, говорящий о сознании. Интроспекция – прямое наблюдение. О сознании животных мы можем судить с помощью заключений по аналогии.
Вербальный отчет: отчет или поведение. Интроспекция – вся тяжесть на испытуемом (это больше чем переживание). Бихевиоризм сместил локус контроля на экспериментатора. Отсюда возможность наивного испытуемого.
Критика (Гиппенрейтер): 1. Бессмысленность классической интроспекции (публичная демонстрация).
2. Противоречия в результатах
(несовпадения у разных
3. Находились новые элементы
сознания. (вюрцбурская школа,
Самонаблюдение есть, но это сырой материал, который подвергается обработке). 2. Сведения о себе есть у других. (объективные результаты наших действий, отношения к нам других людей).
20.Мозг и психика.
Функциональная
организация человеческого
Учение о функциональной организации головного мозга создал А.Р. Лурия. Согласно его теории мозг человека состоит из 3 основных функциональных блоков:
1. Энергетический блок. Поддерживает тонус коры головного мозга. Расположен в глубине мозга, в верхних отделах мозгового ствола.
2. 2-й блок. Связан с анализом и синтезом сигналов, с приемом, переработкой, и хранением информации. Расположен в задних отделах головного мозга.
3-й блок. Осуществляет
программирование, регуляцию и контроль
активной человеческой
Локализация высших психических
функций — теоретический
Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.
20. Мозг и психика.
Проблема локализации
Изучение
работы мозга, как органа психической
деятельности, по мнению отечественного
нейропсихолога А.Р. Лурия (1973), основывается
на результатах использования трех методических
процедур: сравнительных анатомических
исследований, данных физиологического
метода раздражения отдельных участков
мозга или их разрушения, а при исследовании
функциональной организации мозга человека
— клинических наблюдений над изменениями
поведения больных с локальными поражениями
мозга (при травмах, опухолях и др. заболеваниях).
В
современном естествознании доминирующей
является теория нейропсихизма, согласно
которой психика есть только у существ,
обладающих нервной системой. Эволюция
позвоночных животных на земле шла по
линии усложнения строения и функционирования
у них головного мозга. Увеличение относительного
веса мозга на отдельных ступенях эволюции
наглядно демонстрируется с помощью индекса
Я.Я. Рогинского (отношение квадрата веса
мозга к весу тела): у полуобезьян он составляет
0,13-1,37; у низших обезьян — 0,56-2,22; у человекообразных
обезьян — 2,03-7,35; у дельфина — 6,72; у слона
— 9,62; у человека — 32,0. Эти цифры показывают,
насколько большое место занимает мозг
человека в системе его тела, а значит
и в организации поведения.
Важно отметить, что увеличение объема
и веса мозга связано не с ростом наиболее
древних, стволовых отделов, а с развитием
больших полушарий. У
человека наибольшее развитие получила
кора полушарий, причем наиболее интенсивно
формировались новые области коры (неокортекс),
которые у низших млекопитающих лишь едва
намечены. Древние области коры — палеокортекс
(образования коры, еще не отделенные от
подкорковых образований), архикортекс
(образования двухслойной древней коры,
входящей в систему "обонятельного
мозга") и межуточная кора (образования,
носящие переходный характер между новыми и
старыми отделами) у человека составляют
лишь незначительную часть коры.
Мозг человека можно определить как
высокоорганизованное многоуровневое
полисистемное и полифункциональное образование
со множеством взаимодействующих локальных
и общецеребральных элементов. Общий контроль,
координацию и регуляцию режимов работы
мозга осуществляет система интрацентральной
регуляции, включающая различные необходимые
механизмы и системы мозга, благодаря
чему достигается согласованность работы
мозга и обеспечивается в конечном итоге
целостная церебральная и психическая
деятельность.
Локализация
высших психических функций — теоретический
концепт, выражающий собой более или менее
однозначное соответствие определенных
участков мозга и психических процессов.
Проблема связи психики и мозга ставилась
еще в трудах Гиппократа, Галена. В новое
время ее решение было представлено в
исследованиях представителей узкого
локализационизма и антилокализационизма.
Адекватное решение было предложено в
теории системной динамической локализации
высших психических функций, разработанной
Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Согласно этой
теории психические функции человека
необходимо рассматривать как сложные
системные образования, которые формируются
прижизненно, являются произвольными
и опосредствованными, прежде всего речью.
Физиологической основой психических
функций выступают функциональные системы,
включающие афферентные и эфферентные
звенья, которые могут быть достаточно
динамичными и взаимозаменяемыми. Каждое
звено этой системы связано с определенной
мозговой структурой, при этом у различных
функциональных систем существуют общие
звенья, которые могут участвовать в реализации
многих психических функций. При нейропсихологических
поражениях этих звеньев происходит возникновение
определенных сочетаний нарушений психических
функций, которые объединяются в определенные
нейропсихологические синдромы.