Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

21.Психофизиологические  методы в психологии.

Психофизика: законы Фехнера и Стивенса. Основные положения теории обнаружения сигналов

Развитие сенсорной психофизики  шло по двум основным линиям.    1. В основу первой легло представление о том, что при непрерывном росте интенсивности стимула интенсивность ощущения нарастает дискретно. Так, по этому пути двигались Вебер, Фехнер, Стивенс и вся классическая психофизика.

1. Классическая  психофизика. Основатель – философ и физик немец Фехнер. Условные теоретические постулаты классической психофизики: 

1) возможность шкалирования  ощущений.

2) существование “0” -нижнего  абсолютного порога.

3) понятие психофизического  закона как зависимости. Непосредственная  связь между воспринимаемой стимуляцией  и вызываемым переживанием (ощущением)  – закон Фехнера. Любой интенсивности  раздражителя и соответствующему  ощущению можно приписать определенное  число. Психофизический закон – количественно выраженная связь между областью воспринимаемых раздражителей и областью вызываемых ими ощущений. Ощущение – определенная функция от раздражителя. О = f (Р). Фехнер: восстанавливаем связь между телесным и духовным, вводим закон. ТОС – субъектный подход, классическая психофизика - объектный подход. Закон Фехнера. Осн. посылки – если мы не можем измерить чувствительность, то можем измерить, больше или меньше или рано одно ощущение другому. Стимулы мы измерить можем, т.е. можем измерить тот стимул, который необходим для вызова ощущения. Т.о. мы измеряем чувствительность как величину, обратную порогу. Закон Фехнера базируется на нескольких основных допущениях и законе Вебера.  Закон Вебера гласит: отношение минимального приращения стимула, вызывающего разницу в ощущениях, к исходному стимулу есть величина постоянная. Т.е., DR/R=const. Первое допущение Фехнера - все едва заметные различия в ощущениях одинаковы. То есть, DS=const. Отсюда:   DS= с DR/R Принимая DS, или е.з.р. (едва заметное различие) за единицу и интегрируя вышеуказанное уравнение, а также вводя допущение, что при пороговой величине R величина S равна нулю, а любое надпороговое значение можно измерять его отношением к пороговому, Фехнер получил такое окончательное уравнение:  S = k ln R, или: «Величина ощущения пропорциональна логарфму величины раздражения».

Закон Стивенса. Стивенс, получив экспериментальные данные, не соответствующие закону Фехнера, пересмотрел основной постулат Фехнера о равенстве е.з.р., предложив свое допущение: постоянно не е.з.р., а его отношение к исходному ощущению (по аналогии с правилом Вебера). Т.е., DS/S=const. Отсюда:  DS/S=k DR/R. Из этого уравнения следует, что   S = k Rn. или: «Величина ощущения является степенной функцией от величины раздражения»

2. Вторая  линия развития психофизики шла по другому пути. Предполагалось, что интенсивность ощущения нарастает непрерывно с ростом интенсивности стимула. Наиболее разработанный вариант концепции в русле этого направления представляет собой теория обнаружения сигнала. Если для классической психофизики колебания в показаниях одного и того же испытуемого относились за счет погрешности измерения, являлись недостатком метода, то теория обнаружения сигнала постулировала наличие «шума», уровень которого подчиняется законам нормального распределения. И эти шумы - не только  шумы в комнате, где идет эксперимент (которые присутствуют даже в полной тишине). Шумы - это неотъемлемая характеристика самого «приемника», то есть человека. Это шум крови в сосудах, шум дыхания и т.п. Таким образом, теория обнаружения сигнала имеет дело с двумя нормальными распределениями - распределением шума и распределением сигнала+шума. Ответ испытуемого на вопрос о том, был ли сигнал - это акт принятия испытуемым решения о том, можно ли считать услышанное им за сигнал или причислить к шуму. Т.е., принадлежит ли данный случай к одному или другому распределению.

Теория  обнаружения сигнала. Кимбл и Джарнези противопост. свой подход Фехнеру. Основные положения:

1) сигнал, подлежащий обнаружению,  появляется всегда на фоне  шума, ур. которого случайно меняется  во времени; 

2) так же меняется и  эффективность сигнала (способн.  сигнала вызывать процесс нервного  возбуждения при возд. этого сигнала  на рецептор);

3) т.к. эти два процесса  случайны они м.б. представлены  кривой норм. распределения. 

4) при принятии решения  о том, что воспринимать человек  руководств. критерием (интенсивность  ощущения, кот. служит основанием  для принятия решения о налич\отсут.  сигнала.) Предъявл. сигнал - и если  интенсивн. ощущ. > этого критерия, то человек говорит, что сигнал  есть. Исследование: предупрждающий  сигнал, а затем либо слабую  редко воспринимаемую вспышку  света или «пустую» пробу без  света. Задача испытуемого -указать  был ли сигнал + получает 10 руб.  за обнаруж. сигнал и 4 руб.  за прав. ответ за ответ о  его отсутствии. Но у него берут  2 руб. за ошибку. Вывод: чем  выше вероятность появления сигнала,  тем ниже критерий (см. выше) кот.  устанавливает человек. 

Психофизические методы —  методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Самыми распространенными  являются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки.

 

Психофизические методы (psychophysical methods) 

Психофиз. — это наука, изучающая отношения между раздражителями (стимулами) и ощущениями (сенсорными реакциями) с помощью количественных методов. Для ответа на эти (и др.) вопросы используют П. м. В состав этих методов входят: 3 классических метода определения порогов, введенные  в психофиз. Густавом Фехнером; многочисленные П. м. шкалирования надпороговых раздражителей, используемые для получения мер  величины ощущения, и методы теории обнаружения сигналов (ТОС), применяемые  для получения мер «номинальной»  сенсорной чувствительности, минимально искаженной мотивами и установками  испытуемых.

Так называемые классические методы — метод границ, метод  установки (или средней ошибки — Примеч. науч. ред.)и метод постоянных раздражителей — впервые были сведены вместе и представлены Фехнером в его фундаментальном труде «Элементы психофизики», опубликованном в 1860 г. Они использовались для определения абсолютных и разностных порогов. Абсолютный порог (Reiz Limen, или RL)определяется как величина раздражителя, дающего 50% случаев обнаружения. Аналогично этому дифференциальный порог (Differenz Limen, или DL)— это минимальное изменение раздражения, обнаруживаемое в 50% случаев. Ниже приводится описание этих трех методов, к-рое хотя и не касается тонкостей эксперим. процедур, варьирующих от исслед. к исслед., дает достаточно полное представление о характерных особенностях каждого из них.    Метод границ  При использовании этого метода наблюдателю в каждой отдельной пробе предъявляют либо монотонно возрастающую (восходящие пробы), либо монотонно убывающую (нисходящие пробы) дискретную последовательность раздражителей, величина к-рых изменяется до тех пор, пока не произойдет изменение реакции наблюдателя с «да» на «нет» (в нисходящих пробах) или с «нет» на «да» (в восходящих пробах). Уровень стимуляции, соотв. половине интервала, на к-ром происходит изменение реакции, принимается за величину порога для данной пробы.   Метод установки    В противоположность методу границ, этот метод дает возможность самому наблюдателю регулировать непрерывно изменяемый раздражитель, с тем чтобы уравнять его с заданным эталоном. Каждая проба заключается в корректировке наблюдателем переменного раздражителя от точки явного неравенства до точки субъективного равенства с эталоном. Восходящие и нисходящие пробы чередуются вместе со случайно изменяемым начальным отклонением переменного раздражителя от эталона.    Метод постоянных раздражителей       Этот метод предписывает предъявление наблюдателю в каждой отдельной пробе только одного раздражителя, выбранного из фиксированного набора, включающего от 4 до 9 раздражителей. При определении абсолютного порога (RL)наблюдатель в каждой пробе дает ответ в форме «да/нет». При определении дифференциального порога (DL) наблюдатель, сравнивая тестовый раздражитель из определенного набора с предъявляемым в каждой пробе эталоном, дает ответ в форме «больше чем/меньше чем». После предварительного опробования тестовых раздражителей их набор формируется т. о., чтобы они заключали порог в вилку и чтобы все они (в идеале) давали какой-то процент реакций обнаружения или различения, но ни один из них не воспринимался в 100% случаев.     Психофизические методы шкалирования надпороговых раздражителей  . м. шкалирования представляют собой собрание самых различных методов, общее у к-рых только то, что они предписывают правила, по к-рым испытуемые (прямо или косвенно) присваивают значения числовой шкалы физ. стимулам. Эти методы часто использовались для проверки нек-рых психофизических законов. Среди них — методы бисекции, субъективно равных интервалов, фракционирования и оценки величины.

При использовании метода бисекции (bisection)испытуемому дается инструкция отрегулировать величину переменного раздражителя т. о., чтобы результирующее ощущение казалось ему равноудаленным от ощущений, вызываемых двумя постоянными раздражителями, задающими границы интервала, к-рый нужно разделить пополам. Эта процедура многократно повторяется, после чего вычисляется среднее арифметическое подобранных испытуемым значений переменного раздражителя. Метод субъективно равных интервалов (equal-appearing intervals)— разновидность метода категорий — предоставляет наблюдателю возможность относить предъявляемые раздражители к одной из «равношироких» категорий, число к-рых (напр., 5) задается экспериментатором и не меняется в ходе опыта. Первыми предъявляются крайние по величине раздражители и идентифицируются как таковые, чтобы служить опорными точками для последующих суждений. После классиф. наблюдателем всех раздражителей их субъективные значения, определяемые как усредненные, или медианные, категории, представляются графически в виде функции от объективной величины раздражителя. Метод фракционирования (fractionation)требует от наблюдателя в каждой пробе создавать (путем регулировки или подстройки) новый раздражитель, составляющий заранее определенную часть (напр., половину) предъявляемого ему раздражителя. Это делается для каждого из раздражителей, входящих в стимульный набор. Метод оценки величины (magnitude estimation)— широко используемая процедура, предоставляющая возможность наблюдателю оценивать величину раздражителей, приписывая им числа. Более сильные по сравнению с эталонным стимулом раздражители получают обычно большие числовые значения, а более слабые — меньшие. Для каждого раздражителя вычисляется среднее арифметическое или среднее геометрическое числовых оценок, полученных на группе испытуемых. Полученные средние субъективных оценок величины раздражителя представляются графически в виде функции от реальной величины раздражителя.

 

22.Эксперимент  в психологии.

Основные особенности  эксперимента, обусловливающие его  силу, заключаются в следующем:

1) В эксперименте исследователь  сам вызывает изучаемое им  явление, вместо того чтобы  ждать, как при объективном  наблюдении, пока случайный поток  явлений доставит ему возможность  его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать  изучаемое явление, экспериментатор  может варьировать, изменять условия,  при которых протекает явление,  вместо того чтобы, как при  простом наблюдении, брать их  такими, какими ему их доставляет  случай.

3) Изолируя отдельные  условия и изменяя одно из  них при сохранении неизменными  остальных, эксперимент тем самым  выявляет значение отдельных  условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные  связи между явлениями, экспериментатор  может варьировать не только  сами условия в смысле их  наличия или отсутствия, но и  их количественные соотношения.  В результате эксперимента устанавливаются  допускающие математическую формулировку  количественные закономерности. В  основном именно благодаря эксперименту  естествознание пришло к открытию  законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам, которая сопровождалась самонаблюдением.

Вундтовский эксперимент  был целиком построен на дуалистической теории внешнего параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу экспериментальной  методики и определили первые шаги экспериментальной психологии.

Против  лабораторного эксперимента выдвигались  три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия  Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода.

Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств.

Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т. п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"