Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

1.Задачи возрастной психологии. Предмет психологии, методы, факты психической жизни.
2. Кризис трёх лет. (Выготский)
3. Методы возрастной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы. Возрастная психология.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)

5. Выявление основной определяющей психического развития. Что это: изменение личности или развитие интеллекта? Что в большей степени влияет на психическое развитие: личностный рост или интеллектуальное развитие? Может быть, эти процессы сами зависят друг от друга? Ответы на эти вопросы учеными пока не найдены.

 

6. Проблемы  периодизации психического развития.

Пеpиодизация психического развития в детском возрасте - это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы. Решить эту проблему, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия , тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие - это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие - это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории "факторов развития".

А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совершенно новый подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая периодизация детского развития. Было установлено и нам это достаточно легко понятно, что у человека всегда преобладает какой-либо один вид деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются переходами от периода к периоду. Экспериментально была выявлена зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности. Важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на которые эта деятельность направлена.

Другим важным вопросом, которым занимается психология на протяжении нескольких последних десятилетий является вопрос о соотношении между процессами умственного развития и процессами развития личности. Этот вопрос является очень спорным и важным. Поэтому возникло множество теорий. Дело в том, что эти процессы рассматривались отдельно друг от друга; в результате чего сейчас вместо гармонического развития ребенка мы имеем два независимых друг от друга процесса: воспитание и обучение. Причиной такого ошибочного явления является натуpалистический подход к психическому развитию ребенка. Из такого подхода вытекают следующие заблуждения:

1 ребенок рассматривается  изолированно от общества, общество  для него является только средой  обитания.

2 психическое развитие  рассматривается только как процесс  адаптации к среде обитания.

3 происходит деление всего  окружающего мира на мир людей  и мир вещей.

Из этого же подхода родились две теории:

1 теория умственного развития (интеллектуального) развития. Её основателем  был Ж.Пиаже. Он выводил всякую  последующую ступень развития  интеллекта непосредственно из  предыдущей; причиной такого развития  являются внешними для психического  процесса силы. Он считал, что  интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие  форм адаптации к миру вещей.

2 теория личности (аффективно - потребностной сферы). Её основателем  был Зигмунд Фрейд. Для Фрейда  и неофpейдистов механизмы вытеснения  цензуры, замещения и т.п. выступают  как механизм адаптации ребенка  к миру людей.

Отказываться от такого натуралистического представления о психическом развитии детей очень трудно из-за того, что у детей действительно происходит деление действительности на два мира: мир людей и мир вещей; но у них эти два мира взаимосвязаны. Понять, как ребенок воспринимает мир вещей и мир людей, помогает идея "ролевой игры", которая социальна по-своему содержанию. Ролевая игра не является чем-то постоянным и вечным; она изменяется вместе с изменением положения ребенка в обществе, и система "ребенок - вещь" преобразуется в систему "ребенок - общественный предмет". Выработка способов действия с таким предметом невозможна путём адаптации: отсюда следует, что овладение способами действия с предметами приводит к пониманию взрослого, как носителя общественных задач деятельности. Усвоение детьми этих задач, мотивов и норм отношений осуществляется через воспроизведение или моделирование отношений взрослых в собственной деятельности детей. Итог: деятельность ребенка внутри системы "ребенок -общественный предмет" и "ребенок -общественный взрослый” это единый процесс, в котором формируется личность. Искусственное деление этого процесса на обучение и воспитание приводит к тому, что один процесс преобладает, а другой находится в подчинённом положении. Для иллюстрации вышеизложенного обратимся к фактическим материалам, накопленным в детской психологии за последние десятилетия. На основе многих экспериментов и наблюдений можно выделить следующие виды деятельности детей и расположить их в той последовательности, в которой они становятся ведущими: Непосредственно - эмоциональное общение; Предметно - манипулятивная деятельность; Ролевая игра; Учебная деятельность; Интимно-личное общение; Учебно-пpофессиональная деятельность.  Все три эпохи: раннего детства, детства и подpостничества подчинены одному принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между опеpационно - техническими возможностями ребенка и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. На сегодняшний день, правильной признается гипотеза о периодичности психического развития и построенная на её основе схема периодизации. Эта гипотеза даёт возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по спирали; даёт путь к изучению существующих между отдельными периодами функциональных связей. По этой гипотезе деление психического развития происходит в соответствии с внутренними законами, а не под влиянием внешних факторов. Практическое значение заключается в необходимости перестройки существующей системы дошкольного и школьного образования. 

 

7. Проблемы  соотношения задатков и способностей

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей. Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

 

8. Личностные  и интеллектуальные проблемы.

Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных  и личностных изменений в общем психологическом развитии человека. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности или интеллектуальный рост?  Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности, и наоборот; способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе стороны развития - интеллектуальное и личностное - определяют его в целом? Вот круг вопросов, с помощью которых можно обозначить проблемы возрастной психологии.

 

9. Проблема  утробного развития. Роды и их  виды.

Как родить здорового ребенка: 
-желание родить(чувства) 
-возрастные границы( до 36 жен.;до 45 муж.) 
-обратиться к врачу 
-сделать прививку от кори и краснухи 
Роды бывают: традиционные и нетрадиционные( по системе Ламазо:отец принимает участие в родах;по системе Лебуйера:роды максимально приближены к естественному состоянию). Какая-то шкала Ангара,в ней 10 бальная система,но я в ней не разобралась) 
 
Трудные роды: 
-роды должны быть 8-12 часов (5 часов-трудные роды) 
-длительные роды(более 14 часов) 
-Асфексия 
-гипоксия(легкая форма кислородоголодания) 
-ягодичное рождение 
-кесарево сечение 
 
4 основны базальных матрицы,которые проходят дети: 
-ребенок опускается головой вниз 
-отрыв шеики матери 
-реьенок идет по родовым путям 
-выход,чужие руки,крики,слизь и т.д. приходит в страдании ребенок.

 

10. Проблема  соотношения обучения и развития. 
Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

1. Обучение и развитие  являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять  на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность  чему-то научить ребенка, должны  созреть определенные функции. Развитие  предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается  над развитием,  
и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.

2. Обучение и развитие  – это одно и то же. Развитие  равно обучению. Ребенок приобретает  индивидуальный опыт, научается  по мере созревания. В этом  случае он полностью зависит  от той культурной среды, в  которой растет, и его можно  научить всему, что необходимо  взрослому. По мнению У. Джемса  и Э. Торндайка, развитие и обучение  – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным  существом, личностно не включенным  в процесс обучения. Он не субъект,  
а объект обучения.

3. Обучение идет впереди  развития и ведет его за  собой. Развитие и обучение –  не совпадающие по времени  процессы, между ними существует  сложная, меняющаяся в течение  жизни взаимозависимость. Этот подход  характерен для культурно-исторической  теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более  широко: как общение, как сотрудничество  ребенка и взрослого, в ходе  которого взрослый помогает открыть  ребенку предметы и способы  их употребления. Обучение есть  планомерная организация развития  ребенка. Обучение – движущая  сила развития, побуждает к развитию  те процессы, которые без него  невозможны. Основная роль обучения  – создание возможности овладения  собственным поведением.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

 

11. Кризис  новорождённости. Комплекс оживления. Основные рефлексы.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:

- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется  от матери. Он попадает в совершенно  иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого  типа дыхания, необходимость смены  типа питания).

- Психологические (психика  новорожденного ребенка представляет  собой набор врожденных безусловных  рефлексов, которые помогают ребенку  в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Ребёнок начинает фокусировать взгляд на лице матери. Так возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.  Это уже не просто движения, а попытка воздействовать на взрослого, привлечь его внимание к потребностям ребёнка.Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Это психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально. 

 

 

12. Социальная  ситуация развития и ведущая  деятельность в младенческом  возрасте.

К началу каждого возрастного периода складывается . совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называют социальной ситуацией развития в данном возрасте (понятие ввел Л. С. Выготский). Социальная ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Социальная ситуация развития специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"