Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

5) Коррекция нарушения.

Психокоррекционная работа психолога с гиперактивным ребёнком проходит по 3 направлениям: работа с родителями гиперактивного ребёнка, работа непосредственно с гиперактивным ребёнком и привлечение в коррекционную работу воспитателей детского сада.. В зависимости от причин возникновения гиперактивного синдрома, для каждой семьи разрабатывается своя программа коррекции. . Родителям рассказывают о специфике гиперактивности, чтобы они понимали биологическую основу расстройства. Знакомят с общими принципами воспитания ребёнка с гиперактивностью, учат их постоянно использовать своё влияние на ребёнка, планировать и добиваться последовательности в своих действиях, учат прощать ребенка.Психолог знакомит родителей с техниками изменения поведения ребенка. Рассказывает о том, как ежедневно заниматься с ребенком, так чтобы эти занятия приносили удовольствие. Родители учатся организовывать деятельность ребенка так, чтобы успех его был максимальным, а неудачи — минимальными. Родителей обучают снижать свою раздражительность на ребенка путем релаксации и физических упражнений Но психолог должен понимать, что коррекция родительского поведения и коррекция самого ребенка должна проходить одновременно Проводя психокоррекционную работу с детьми данной категории, следует вовлекать всех членов семьи в терапевтический процесс.

основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Эффективные результаты коррекции достигаются при сочетании психологических и педагогических методов, один из которых являются упражнения и игры, направленные на развитие движений и самоконтроля поведения детей.

Также игры и упражнения направленные на развитие внимания и координации у детей, в которых подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Игровая терапия имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, сопровождающиеся стихотворным текстом проводящиеся под руководством взрослого.

Для коррекции поведения детей дошкольного возраста психологи часто используют различные методы терапии: песочную терапию. - этот метод используют для работы с детьми от 3х лет, когда речевое общение может быть затруднено; Арттерапия позволяет ребенку выразить истинное состояние своего внутреннего «я», снимает психологические зажимы, раскрывают ресурсные возможности.; музыкотерапия позволяет изменять эмоциональное состояние ребенка, корректирует двигательную активность, речевые расстройства; Психогимнастика. Она дает возможность в невербальной форме отреагировать эмоциональные переживания, восстановить нормальное состояние.; Сказкотерапия. может выступать «ключикам» к душе ребенка. Он позволяет взрослому говорить о ребенке на понятном ему языке

 Воспитатели  должны знать, что работа с  гиперактивными детьми строится на индивидуальной основе,.Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затруднений обратиться за помощью к воспитателю.. На определенный отрезок времени нужно давать лишь одно задание. Если задание большое, то его предоставить в виде последовательных частей и контролировать выполнение каждой из них. Воспитатель должен предусматривать возможность для двигательной разрядки; физического труда, спортивных упражнений. Помнить, что такому ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, чем к его концу. 

Гиперактивному ребёнку следует давать простые и четкие указания, ставить понятные ему задачи и оказывать помощь в их выполнении. Каждую ситуацию в работе с ребенком следует продумывать настолько, чтобы она предстала в простом и хорошо структурированном виде. Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций. Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и внешним структурированием действий.

 

 

25.Замкнутые дети дошкольного  возраста: признаки, особенности поведения  и психологическая коррекция

Замкнутый ребёнок - отдалённый ребёнок, испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира.

2) Причины нарушений. Застенчивый  ребёнок знает, как общаться с  другими, но не умеет, не может  использовать эти умения. Замкнутый  же ребёнок не хочет и не  знает, как общаться.

Такие дети почти не причиняют беспокойства, поэтому взрослые как правило довольны ими.

3) Признаки. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительные расставания с близкими, они плачут, нервничают и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

Чтобы это преодолеть с ребёнком нужно чаще разговаривать, родители должны чаще говорить, что они любят своего ребёнка, что он им нужен. Вообще эмоциональная нестабильность является характерной чертой замкнутых детей.

Такие дети могут говорить очень тихо, почти шёпотом. Могут держаться в стороне от всех, бояться присоединяться к группе сверстников или предпринять что-то новое. Они часто одиноки, у них нет друзей или их слишком мало. Замкнутые дети всё таят внутри себя.

4) Портрет. Замкнутые дети - это  интроверты. Они неконфликтны, отзывчивы, ответственны, но, к сожалению, с трудом решаются на какое - либо действие, но если начинают дело, то делают его безукоризненно, настойчиво, упорно.

Минусы - излишняя мнительность, злопамятность, способность к непредсказуемым действиям, плохо переносят неудачи - теряют при этом уверенность в себе и своих способностях, поэтому всё время нуждаются в стимулах и позитивном отношении к себе.

5) Коррекция. При работе с застенчивым  ребёнком близкие взрослые стараются  сформировать у него коммуникативные  умения, а если ребёнок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развития коммуникативных навыков у ребёнка.

Если в семье растёт замкнутый ребёнок, нужно расширить круг его пассивного общения. Советы:

берите малыша с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда где бывает много людей;

общайтесь в присутствии малыша с незнакомыми ему людьми;

не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу;

нужно создать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте его по голове или возьмите себе на колени;

подчёркивайте преимущество и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали и какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

если вы заметили, что, несмотря на это ребёнок становится всё отчуждённее и более замкнутым, обратитесь за консультированием к психологу;

постарайтесь привлечь ребёнка к вынужденному общению - попросите сделать покупку, узнать который час и т. п.

Советуем поиграть в:

«Закончи предложение» (я хочу…, я умею…, я смогу… и т. п.);

Совместные настольные игры;

Фантастический рисунок;

Любые сюжетно-ролевые игры.

Рекомендации по преодолению возникших проблем Крайняя осторожность и чуткость, не стремиться «перевоспитать» Слушать и слышать ребёнка, интересоваться его проблемами Ребёнку крайне необходимо давать выход своим впечатлениям, эмоциям и чувствам Безусловное принятие ребёнка таким, каков он есть Вселять уверенность в поддержке и понимании, чувстве душевного покоя Проявлять любовь к ребёнку, почаще говорить ему об этом

 

26. Агрессивные дети дошк. возраста: признаки, особенности поведения и психолог. коррекция.

 

     Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

 

     И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

 

  Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

 

     Чаще всего агрессивное поведение детей дошкольного возраста зарождается в семье. Родители своим примером и действиями могут спровоцировать агрессию ребенка. Если в семье родители между собой общаются на повышенных тонах и у них это считается нормой, то и не удивительно, что и ребенок в скором времени будет с окружающими разговаривать на таких же повышенных тонах. К такому же результату приведут и постоянные ссоры в семье, конфликты или же развод родителей.

Так же агрессия может возникнуть если ребенок не получает любви, понимания, ласки родителей, наталкивается на их равнодушие и безразличность к нему и к его просьбам, или-же к его мнению.

К агрессии может привести и просмотр фильмов и мультфильмов с пропагандой жестокости. Если же ребенок ходит в детский садик, то к вечеру у него могут проявляться вспышки агрессии. Происходит это из-за того что ребенок перегружен информацией и эмоциями, полученными за день.

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.

ØОтказывается от коллективной игры.

ØСлишком говорлив.

ØЧрезмерно подвижен.

ØНе понимает чувств и переживаний других детей.

ØЧасто ругается со взрослыми.

ØСоздает конфликтные ситуации.

ØПерекладывает вину на других.

ØСуетлив.

ØИмпульсивен.

ØЧасто дерется.

ØНе может адекватно оценить свое поведение.

ØИмеет мускульное напряжение.

ØЧасто специально раздражает взрослых.

Мало и беспокойно спит

Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.

ØВ первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.

ØПсихогимнастика

ØРелаксация

ØПроектное рисование.

 

 

Система педагогической работы :

Цель:- снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

ØСнять эмоциональное напряжение , возбуждение и аффективные реакции детей;

Формировать эмоциональное осознание своего поведения ;

Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции  действий , поступков , эмоциональных состояний ;

Формировать социально приемлемые , адекватные способы выражения гнева и агрессивности ;

Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

ØРазвивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного , адекватного поведения;

ØВоспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

 

 

27.Тревожные дети  дошкольного возраста: признаки, особенности  поведения и психологическая  коррекция

Тревожные дети.  В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия. Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

Признаки. Тревожный ребёнок:

Не может долго работать, не уставая;

Ему трудно сосредоточиться на чём-то;

Любое поручение вызывает излишнее беспокойство;

Во время выполнения заданий очень напряжён, скован;

Смущается чаще других;

Часто говорит о напряжённых ситуациях;

Как правило краснеет в незнакомой обстановке;

Жалуется, что ему снятся страшные сны;

Руки у него обычно холодные и влажные;

Сильно потеет, когда волнуется;

Не обладает хорошим аппетитом;

Спит беспокойно, засыпает с трудом;

Пуглив, многое у него вызывает страх;

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Особенности поведения Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"