Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:32, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие личности в философии, социологии и психологии
4. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность, субъект.
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент
9. Соотношение темперамента и характера.
55. Теория личности К.К. Платонова
57. Теория личности С.Л. Рубинштейна

Вложенные файлы: 1 файл

33_33_33_33_shpory_psikhologia_lichnosti.doc

— 694.50 Кб (Скачать файл)

Так же можно встретить утверждение  что: ':в практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа'. Здесь тоже не понятно о чем идет речь, поскольку психоанализ акцентирует базисный конфликт между подавленными инстинктивными устремлениями с интернализованными значимыми взрослыми, в то время как экзистенциальная психология усматривает конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования, под которыми понимаются:

  • Смерть, как наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность.
  • Свобода, как первичный принцип, порождающий ужас, поскольку отсутствует 'почва под ногами' - это отсутствие внешней структуры.
  • Изоляция, как фундаментальная изоляция - и от других созданий, и от мира, - скрывающаяся за всяким чувством изоляции.
  • Бессмысленность, как экзистенциальный динамический конфликт порожденный дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Эти базовые, первичные проблемы далеки от поля зрения психоанализа настолько, насколько сам психоанализ далек  от экзистенциальной психотерапии. Психоанализ занимается 'раскопками самых ранних событий жизни индивида', в то время как ':истина находится к нам ближе кончика собственного носа (Дзен)'. Отсюда проблема: 'экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве), не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства' (И. Ялом). Именно простота и неприкрытость постулатов и делают это направление столь не популярным.

По  сути, экзистенциальная психология - это  направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого существования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В. Франкла, аналитическую экзистенциальную психологию М. Босса, экзистенциальную антипсихиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в первую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками экзистенциальной психологии явились 'философия жизни', экзистенциализм и феноменология.

В общих  чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Западная мысль и наука терзались  этим расколом со времен Ренессанса. Бинсвангер назвал этот раскол 'раковой опухолью всей психологии... раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъект и объект'. Экзистенциализм это: 'настойчивая попытка понять человека, расширив область его изучения далее той черты, по которой проходит трещина между субъектом и объектом' (Р. Мэй).

Эта психология может быть названа экзистенциальной, потому что ее основная концепция состоит в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный либидозными инстинктами, который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией (Адриана ван Каам). Это идея о том, что существование (existence) предшествует сущности (essence). Где существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.

Таким образом, экзистенциализм постулирует  первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект. Такое глубокое понимание сущности подразумевает отсутствие общепринятого смысла понятий: внутри, снаружи, вокруг и т.д., переводя их в категорию разговорных терминов, не имеющих 'объективной' подоплеки. Единственное с чем можно сравнить такой подход это - психоанализ второй ступени, который говорит, что: 'Войти в состояние парапсихоанализа, можно только уже хорошо осознавая, что есть страх, боль, смерть и вечное. Оказывается, единственное знание, без которого мы точно никак не обойдемся, вознамерившись открыть двери в запредельное, и что прежде просто обязаны будем вспомнить, это то, что мы и Космос есть нечто единое. Исходную позицию парапсихоанализа следует трактовать как осознанный отказ личности, вознамерившейся искать любые мыслимые способы произвольного вхождения в ирреальное пространство Духа, от защиты, льгот и бремени эгрегора, намоленного человеками'.

В этой короткой формулировке скрыты основные данности экзистенциональной психологии, которых нет, а точнее, которых избегают, другие направления психологического толка. И если мы говорим о психологии, как науке о душе, то экзистенциальная психология и психоанализ второй ступени - это наука о Духе, не имеющая ничего общего с психоанализом З. Фрейда и бихевиоризмом, предназначенных для базового понимания природы человека в рамках механистической концепции. Исходя из этого, стоило бы перевести эти дисциплины из разряда психологии в разряд высшей психологии. Может быть, тогда на них обратят внимание, и они займут достойное место в науке.

Но  почему же экзистенциальная психология не принимается академической психологией и психотерапией? Суть в том, что академическая психология признает в этом плане только эмпирическое исследование. Однако это не помешало открыть двери психодинамической теории, не смотря на то, что: 'После смерти Фрейда персонологи почти полностью игнорировали объективную и систематическую верификацию центральных теоретических положений Фрейда. Беглый просмотр истории психоанализа как метода лечения достаточно хорошо объясняет причину этого. Во времена Фрейда аналитики вообще не были заинтересованы в использовании методов научного исследования для обоснования теории. Сам Фрейд тоже не акцентировал внимание на проблеме эмпирической валидизации, основанной на контролируемом, систематическом изучении феноменов в лаборатории, как делают сегодня большинство психологов'.

Если  же и были, некоторые исследования то о них можно сказать, что 'Приведенные  работы представляют огромный интерес  с точки зрения определения научной  валидности психоаналитических гипотез. Однако при внимательном рассмотрении этих исследований становится очевидным, что многие из них не обеспечивают прямого, недвусмысленного подтверждения валидности предположений Фрейда о поведении человека. По этой причине, вероятно, будет благоразумным сделать вывод о том, что большинство из них не получили убедительного эмпирического подтверждения', и все же заняли почетное место в психологической науке.

Человек в экзистенциальном понимании не разложим на сумму каких-либо частей (таких, например, как отдельно эмоции, воля, мышление). Человек больше всех своих составных частей. Отсюда, говоря о личности, следует сказать, что в экзистенциальной психологии ее нет и быть не может. Избегается само понятие 'личность', а используется, в основном, понятие 'человек'. Есть также понятие 'самости', которая в здесь понимается как открытость человека миру. Мир человека характеризуется в экзистенциальной психологии четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь. Человек свободен и один ответственен за свое существование. 

Как уже говорилось выше, в рамках экзистенциальной психологии выделяются четыре конечные данности, существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. На этих принципах и строится рассмотрение природы человека и его движущих сил. И действительно, если мы, исходя из свободы, каждое мгновение делаем выбор в направлении быть или не быть, то зачем инстинкты, объясняющие движущие механизмы? По сути, я бы выделил только две базовые данности - смерть и свобода, из которых вытекают все остальные. Смерть нас заставляет искать смысл жизни, а свобода, способна уничтожить его.

Не  смотря на то, что экзистенциальная психология не рассматривает личность, как таковую, все же в ней есть место некоторым типам личности, из которых можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение, обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста - конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий, прежде всего свои биологические потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.

Не  смотря на то, что эти типы и названы 'типами личности', я бы назвал их 'тип  человека', исходя из терминологии экзистенциальной психологии. Здесь же следует сказать, что полный смысл экзистенциальной психологии и ее взгляд на природу человека, не был раскрыт, но лишь краткая характеристика данного направления и ее отношение к понятию личности. Это обусловлено тем, что внутри самого экзистенциализма нет единого мнения на данный вопрос. Да его (мнения) и не должно быть. А чем рассматривать все имеющиеся на сегодняшний день, проще и полезней иметь свое.

58. Учение Б.Г.  Ананьева о человеке

Приступая к изложению этой темы этой темы, хотелось бы подчеркнуть, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке, в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу.

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в  рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.

Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает  в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"