Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
В работах некоторых ученых
человек рассматривался как система,
для которой наибольшее значение
имеет поиск и переработка
информации – получается нечто близкое
к компьютеру. На основе чего возникла
так называемая «первая когнитивная
революция» – сравнивание протекания
различных процессов у человека
с подобными процессами в ЭВМ.
«Вторая когнитивная революция»
возникла в тот момент, когда ученых
перестали удовлетворять
11 билет. Представление о механизмах социализации
Социализация – это двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом
социального опыта путем вхождения в социальную
среду, систему социальных связей; с другой
стороны, процесс активного воспроизводства индивидом
системы социальных связей за счет его
активной деятельности, активного включения
в социальную среду. К социально-психологическим
механизмам можно отнести следующие: 1.Импринтинг(запечатление)-
фиксирование человеком на рецепторном
и подсознательном уровнях особенностей
воздействующих на него жизненно важных
объектов. Импринтинг происходит преимущественно
в младенческом возрасте. 2.Экзистенциальный
нажим- овладение языком
и неосознаваемое усвоение норм социального
поведения, обязательных в процессе взаимодействия
со значимыми лицами. 3.Подражание- следование
какому-либо примеру, образцу. В данном
случае- один из путей произвольного и
чаще всего непроизвольного усвоения
человеком социального опыта. 4.Идентификация(
12 билет. Место психологии в системе наук
Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. тРассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего - это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.
Кроме того, существует немало
вопросов, которые совместно решают
психологи и социологи. К таким
проблемам относятся: взаимоотношения
людей, национальная психология, психология
экономики и политики государства.
Сюда же следуют отнести проблемы
социализации и социальных установок,
их формирования и преобразования.
В приведенных выше науках можно
наблюдать переплетение различных
тем изучения. Если говорить о примере,
то в социальной и возрастной психологии
очень широко применима концепция
социального научения, которая разработана
социологами. И наоборот, теории личности
и малой группы, разработанные
психологами, находят широкое применение
в социологии. Конечно же тесно
связаны науки психология и педагогика.
Это можно объяснить тем, что
воспитание и обучение детей не может
не учитывать психологические
13 билет. Методология
Методология – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности. Уровни методологии социальной психологии:
1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях; 2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию; 3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений.
14 билет. Методы социально-психологического исследования
Существуют различные
классификации социально-
Что-либо выяснить о социально-психологических явлениях, процессах можно, исследуя продукты деятельности отдельных индивидов и групп (документы, сочинения, контрольные работы, рисунки и т. п.).
Моделирование – конструирование модели, которая дает возможность представить, прогнозировать развитие событий.Методы исследования ориентированы на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики – на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления. 3. Методы обработки и интерпретации данных. Чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего показателя и т. п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позволяют перевести их в психологические понятия и суждения. Для этой цели используют тесты и экспертные оценки. 4. Методы коррекции и терапии – позволяют улучшать различные личностные и групповые умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют телесную терапию, арттерапию, психодраму и др. 5. Методы мотивирования и управления – это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование). 6. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.). 7. Методы конструирования и творчества – позволяют использовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового (решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства и т. д.).
15 билет. Мыслительная деятельность, её этапы и закономерности регуляции
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Этапы: 1.Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, заключающаяся в установлении сходства и различия. Осуществляется операция непосредственно(воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки). 2.Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объеме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении. 3.Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа. Анализ и синтез всегда тесно взаимосвязаны между собой. 4.Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других. При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств. Так, оперируя термином «стол» мы представляем абстрактный стол без отдельных свойств, присутствующих у всех известных нам столов. Это конкретное понятие. От конкретных понятий можно совершить переход к абстрактным, то есть признакам и свойствам предметов и явлений: «мудрость», «яркость». При совершении процесса абстракции можно совершить ошибки 2 родов: 1) Усваивая определённые понятия трудно перейти от конкретных примеров к другой обстановке. 2) Абстрагирование от существенных признаков, в результате чего искажается представление.
Конкретизация — выделение частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. 5.Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».6.Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Чтобы избежать ошибки при индуктивном умозаключении необходимо знать, от чего зависит наблюдаемый нами факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали. 7.Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
16 билет. Неосознаваемые психические процессы. Явление установки (Д.Н. Узнадзе)
Существует большое количество
психических процессов и
17 билет. Общая характеристика познавательной сферы личности
Познавательные процессы– это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь. Основные характеристики: 1. Когнитивная сложность (комплексность) – количество независимых, то есть некоррелирующих друг с другом персональных конструктов. Ее высокий показатель так же, как дифференцированный когнитивный стиль, соответствует объективным, разносторонним и независимым суждениям человека о предметном, социальном мире, самом себе. 2. Устойчивость познавательных конструктов означает наличие их определенного соподчинения, иерархии. Если для когнитивно сложного человека мир многомерен, то для “устойчивого” – рационально постижим. 3. Активность (осознанность) индивидуальных средств познания и оценки произвольным и осмысленным содержанием их применения. Если полученные субъектом знания и критерии эмоциональных оценок присваивались без специального осознания, то и в дальнейшем они используются им пассивно, автоматически. Стремление как-то объяснить наблюдаемые события бывает подчас настолько велико, что люди ищут и находят закономерности даже в случайной последовательности явлений, хотя основания суждений возникают спонтанно и отчет об их источниках затруднен. 4. Субъективная значимость тех или иных когнитивных конструктов отражает степень их предпочтения в устойчивой познавательной сфере. Изменения субъективной значимости познавательных средств могут зависеть от возраста: так, при установлении связей между предметами на первый план выступают сначала их наглядные свойства, затем функциональные и, наконец, обобщенные характеристики. 5. Последовательность (непротиворечивость) познавательных средств восприятия и оценки окружающего мира есть их логическое и содержательное соответствие друг другу.