Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:19, шпаргалка
Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
На конечный результат
движения влияют не только силы, развиваемые
мышцами, но и силы немышечного происхождения.
К ним относятся силы инерции,
создаваемые массами звеньев
тела, которые вовлекаются в
Наряду с этими
помехами, возникающими при осуществлении
движения, существует еще одна принципиальная
сложность, возникающая еще на этапе
планирования движения. Речь идет о
так называемой проблеме избыточности
степеней свободы двигательного
аппарата. Для того чтобы в трехмерном
пространстве достичь любой заданной
точки (в пределах длины конечности),
достаточно иметь двухзвенную конечность
с двумя степенями свободы
в проксимальном суставе («плече»)
и одной степенью свободы в
дистальном («локтевом»). На самом деле
конечности имеют большее количество
звеньев и число степеней свободы.
Именно поэтому, если бы мы захотели решить
геометрическую задачу о том, как
должны изменяться углы в суставах,
для того чтобы рабочая точка
конечности переместилась из одного
заданного положения в
Для того чтобы найти
однозначное решение задачи управления
для кинематической цепи, необходимо
исключить избыточные для данного
движения степени свободы. Этого
можно достичь двумя способами:
а) можно зафиксировать избыточные
степени свободы путем
5.6. Типы движений
Движения человека очень
разнообразны, однако все это разнообразие
можно свести к небольшому количеству
основных типов активности: обеспечение
позы и равновесия, локомоция (активное
перемещение в пространстве на расстояния,
значительно превышающие
Поддержание позы у человека обеспечивается теми же фазическими мышцами, что и движения, а специализированные тонические мышцы отсутствуют. Отличие заключается в том, что при «позной» деятельности мышц сила их сокращения обычно невелика, режим близок к изометрическому, а длительность сокращения значительна. В «позный», или постуральный, режим работы мышц вовлекаются преимущественно низкопороговые, медленные и устойчивые к утомлению двигательные единицы. Одна из основных задач «позной» активности — удержание нужного положения звеньев тела в поле силы тяжести (удержание головы от свисания, голеностопных суставов от тыльного сгибания при стоянии и др.). «Позная» активность может быть направлена и на фиксацию суставов, не принимающих участия в осуществляемом движении. В трудовой деятельности удержание позы бывает связано с преодолением внешних сил.
Типичный пример позы
— стояние человека. Сохранение
равновесия при стоянии возможно
в том случае, если проекция центра
тяжести тела находится в пределах
опорного контура. При стоянии вертикаль,
опущенная из общего центра тяжести
тела, проходит несколько впереди
оси голеностопных и коленных
суставов и несколько позади оси
тазобедренных суставов. Обеспечение
устойчивости достигается активной
работой многих мышц туловища и ног,
причем развиваемая этими мышцами
сила невелика. Максимальное напряжение
при стоянии развивают мышцы
голеностопного сустава, а минимальное
— мышцы коленного и
К понятию позы примыкает понятие мышечного тонуса. Термин «тонус» многозначен, в применении к скелетным мышцам им обозначают комплекс явлений. В покое мышечные волокна обладают тургором, определяющим их сопротивление давлению и растяжению. Это составляет тот компонент тонуса, который не связан со специфической нервной активацией мышцы, обусловливающей ее сокращение. Однако в естественных условиях большинство мышц обычно в некоторой степени активируются нервной системой, в частности, для поддержания позы («позный» тонус). Другой важный компонент тонуса — рефлекторный, определяющийся рефлексом на растяжение. У человека он выявляется по сопротивлению растяжению мышцы при пассивном повороте звена конечности в суставе.
Наиболее распространенной формой локомоции человека является ходьба. Она относится к циклическим двигательным актам, при которых последовательные фазы движения периодически повторяются.
Для удобства изучения и описания цикл ходьбы подразделяют на фазы: для каждой ноги выделяют фазу опоры, в течение которой нога контактирует с опорой, и фазу переноса, когда нога находится в воздухе. Фазы опоры двух ног частично перекрываются по времени, образуя двухопорный период. В двухопорный период происходит перенос нагрузки с находящейся на опоре ноги, которая находится позади, на поставленную на опору переднюю ногу. Центр массы тела человека при ходьбе совершает сложные пространственные движения. Амплитуда этих движений составляет около 5 см в направлении вверх-вниз, и 2-4 см в боковом направлении. Давление на опору во время ходьбы непостоянно. Оно превышает вес тела во время наступания и отталкивания от опоры и меньше веса тела в середине одно-опорного периода. Сопоставление изменений межзвенных углов в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах с распределением по времени активности мышц приводит к выводу, что движение ноги в фазу переноса в значительной степени осуществляется за счет сил инерции (подобно двухзвенному маятнику).
Повторяемость параметров движений в последовательных циклах при ходьбе не абсолютная: они обладают некоторой вариативностью. Наименьшая вариативность у кинематической картины ходьбы, наибольшая — в работе мышц, проявляющаяся в изменениях электромиограмм от цикла к циклу. Это отражает корригирующую деятельность ЦНС, которая в каждом шаге вносит в стандартную иннерваци-онную структуру ходьбы поправки, необходимые для обеспечения относительного постоянства ее кинематики.
Бег отличается от ходьбы тем, что нога, которая находится позади, отталкивается от опоры раньше, чем другая нога опускается на нее. В результате в беге имеется безопорный период — период полета. В беге, благодаря большим скоростям перемещения, более значительную роль играют баллистические компоненты движения — перемещение звеньев ноги по инерции.
Произвольными движениями в широком смысле слова могут быть названы самые разные движения, совершаемые как в процессе труда, так и в повседневной жизни. У человека основным рабочим органом является рука, причем для выполнения двигательной задачи определяющим обычно является положение кисти, которая должна в определенный момент оказаться в определенном месте пространства. Благодаря большому числу степеней свободы верхней конечности кисть может попасть в нужную точку по разным траекториям и при различных соотношениях углов в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах. Это многообразие возможностей позволяет выполнять двигательную задачу, начиная движение из различных исходных поз, однако оно же ставит ЦНС перед задачей выбора одного варианта из многих.
В сложной картине
работы мышц часто можно выделить
устойчивые сочетания их активности,
используемые в различных движениях.
Это уже упоминавшиеся
При совершении одного и того же, даже простого движения, организация мышечной деятельности в значительной степени зависит от вмешательства немышечных сил, в частности внешних по отношению к человеку. Так, при ударе молотком, когда к массе предплечья добавляется масса молотка, и, следовательно, увеличивается роль инерции, разгибание предплечья совершается по типу баллистического движения. Аналогичное по кинематике движение при работе напильником, когда основной внешней силой является трение, совершается путем непрерывной активности мышцы на протяжении всего разгибания. Если первое из этих двух движений является в основном предпрограммированным, то во втором велика роль обратных связей.
5.7. Выработка двигательных навыков
Совершенствование двигательной функции в онтогенезе происходит как за счет продолжающегося в первые годы после рождения созревания врожденных механизмов, участвующих в координации движений, так и в результате научения, т. е. формирования новых связей, которые ложатся в основу программ тех или иных конкретных двигательных актов. Координация новых непривычных движений имеет характерные черты, отличающие ее от координации тех же движений после обучения.
Ранее уже говорилось,
что обилие степеней свободы в
опорно-двигательном аппарате, влияние
на результат движения сил тяжести
и инерции осложняют выполнение
любой двигательной задачи. На первых
порах обучения ЦНС справляется
с этими трудностями, нейтрализуя
помехи с помощью дополнительных
мышечных напряжений. Мышечный аппарат
жестко фиксирует суставы, не участвующие
в движении, и активно тормозит
инерцию быстрых движений. Такой
путь преодоления помех
Мышцы-антагонисты даже тех суставов, в которых совершается движение, активируются одновременно: в циклических движениях мышцы почти не расслабляются. Кроме того, возбуждены также многие мышцы, не имеющие прямого отношения к данному двигательному акту. Движения, совершаемые в таких условиях, напряжены и неэстетичны (например, движения человека, впервые вышедшего на коньках на лед).
Как показал Н. А. Бернштейн,
по мере обучения вырабатывается такая
структура двигательного акта, при
которой немышечные силы включаются
в его динамику, становятся составной
частью двигательной программы. Излишние
мышечные напряжения при этом устраняются,
движение становится более устойчивым
к внешним возмущениям. На электромиограммах
видна концентрация возбуждения
мышц во времени и пространстве,
периоды активности работающих мышц
укорачиваются, а количество мышц, вовлеченных
в работу, уменьшается. Это приводит
к ловышению экономичности
Важную роль в обучении движениям играет рецепция, особенно проприоцеп-ция. В процессе двигательного научения обратные связи используются не только для коррекции движения по его ходу, но и для коррекции программы следующего движения на основе ошибок предыдущего.
5.8. Схема тела и система внутреннего представления
В настоящее время большинство специалистов согласно, что взаимодействие организма с внешней средой строится на основе модели внешнего мира и модели собственного тела, строящихся мозгом.
Необходимость внутренних моделей для управления движениями связана со спецификой сенсомоторной системы.
1. Большинство рецепторов
расположено на подвижных
2. Для управления движениями
мозгу необходимы величины, которые
не содержатся непосредственно
в первичных сигналах
3. Ход выполнения движения
оценивается путем сравнения
реальной аффе-рентации с