Шпаргалка по "Семейной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная психология".

Вложенные файлы: 1 файл

семейная психология.docx

— 239.34 Кб (Скачать файл)

• поддержание семейной власти и контроля,

• принятие основных решений,

• эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,

• обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют  от жены:

• сохранения внешней привлекательности,

• обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,

• поддержания полезных для мужа социальных контактов,

• живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

• обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

• восхищения женой,

• рыцарского отношение к ней,

• ответной романтической любви и нежности,

• обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

• проведения досуга с женой.

Роли партнеров требуют  и от мужа, и от жены:

• экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

• общей ответственности за детей,

• участия в домашней работе,

• распределение правовой ответственности.

Но, помимо общего, от жены еще  требуется:

• готовность отказа от рыцарства супруга (так как супруги равны),

• равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.

А от мужа:

• принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (цит. по: Ковалев С.В., 1988, с. 137).

Лидерство в семейных отношениях

Мужчина - глава семьи. Такое  утверждение во многих современных  браках потеряло актуальность к сожалению  или к счастью. Сегодняшние женщины  в большинстве случаев работают, становятся финансово не зависимыми от мужей, при этом продолжают вести  хозяйство и воспитывать детей. Взяв на себя все эти функции, некоторые  женщины претендуют на лидерство  в семье, желая принимать решения  единолично.

Конечно, мужчину такое  положение, как правило, не устраивает и он старается отвоевать свой статус "кормильца семьи". Насколько  борьба будет яростной и открытой за главенство в семье зависит  от характеров супругов, их культуры общения  и статуса в семье.

Идеальным браком можно считать  равное положение супругов с высокой  культурой общения. Быть лидером  это не значит морально подавлять  партнера и самоутверждаться за его  счет, это значит брать на себя ответственность  за членов семьи, принимать решения  и идти на компромиссы. При возникновении  спорных вопросов супруги вполне могут договориться и согласиться  благодаря этике и способности  к анализу ситуации. Уступки в  равной степени - это показатель лидерских  черт, присущих сильным личностям, способных  принять свою неправоту в некоторых  вопросах. Поэтому когда в семье  все разногласия решаются посредством  обсуждения и на уступки идет каждый из супругов в равной степени, можно  сказать что партнеры находятся  в равных условиях и не существует явного лидера в семье.

Другая модель взаимоотношений  очень распространена в современных  браках, когда женщина старается  захватить место лидера в семье, причем делает это открыто и напролом. Зарабатывая наравне с мужем  или больше, воспитывая детей и  ведя домашний быт, женщина начинает подавлять партнера захватывая его  область семейных обязанностей. В  свою очередь сильный мужчина  противостоит натиску, откуда возникают  конфликтные ситуации, порой неразрешимые. В таких ситуациях, если супруги  не обладают высокой культурой общения  и для женщины лидерство становится одержимостью - конфликты неизбежны. Мужу придется доказывать свою значимость не на словах и стараться достичь  равного статуса с супругой. Если же мужчина принимает такую ситуацию, сдает позиции и готов жить с лидером женщиной, то такие браки, как правило, долговечны и имеют  место быть.

Семья, где каждый из супругов считает себя лидером и при  этом не способны договориться между  собой, это открытое поле боя и  бесконечное перетягивание одеяла на себя. Предметом спора может  быть любая тема и при несовпадении мнений развивается скандал. В такой  семье не обязательно женщина  превосходит мужа в финансовом плане, мощным мотивом борьбы за ведущую  позицию может стать ребенок. В подавляющем большинстве союзов все вопросы связанные с воспитанием  детей решает женщина, и поскольку  ребенок является смыслом брака, как продолжение рода, жена берет  на себя ведущую роль, исполняя самую  важную миссию. Постепенно ссора входит в привычку и если ни одна сторона  не сдает позиции, то семейная жизнь  будет как на вулкане.

Существует понятие официальный  лидер и формальный. Проблемой  многих семей является внутреннее Я  каждого из супругов, которое не дает пойти на компромисс. Официальный  лидер, как правило, мужчина, так  уж сложилось исторически, но не всегда он является истинным ведущим партнером  в семье. Искусство лидерства  заключается в умении дать официальному лидеру иллюзию превосходства, в  то время как неформальный лидер  остается в тени, но на самом деле имеет силу и авторитет. Такую  роль неформального лидера исполняют  в основном женщины, которые дают мужчине ощущение ведущего в семье, который на самом деле является ведомым. Такой манерой поведения обладают люди, имеющие острый ум и адекватное внутреннее Я, которые позволяют  управлять процессом оставаясь  на позиции второго. Это сродни ситуации в рабочем коллективе, когда заместитель  директора фактически управляет  предприятием, но официальным лидером, несомненно, остается директор. Модель семьи с таким положением супругов очень удачная и в большинстве  своем не конфликтная, но не всегда люди умеют так искусно управлять  партнером.

Какой бы статус в семье  не имели партнеры, какие бы не появлялись причины ссор, важно уметь слушать  и слышать и работать над отношениями  для достижения общей цели - счастливого  брака. В гармоничной семье каждый из супругов доволен своим положением, а значит и совместная жизнь в  радость.

15 вопрос  сексуальные  отношения в браке. Формирования  сексуального сценария

Сценарий — это постоянно  развертывающийся жизненный план, который  формируется еще в раннем детстве  в основном под влиянием родителей., сценарием считается то, что человек  еще в дет¬стве планирует совершить  в будущем; а жизненный путь —  это то, что происходит в действительности.

С первых месяцев ребенка  учат не только что де¬лать, но и  также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А, кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем  или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме  также прочно, как если бы они  были про¬граммами, заложенными в  память компьютера. В бо¬лее поздние  годы то, о чем он думает как о  своей независимости или автономии, является просто свободой выбора определенной программы, практически без из¬менений. Некоторые люди получают чувство  свобо¬ды, что обычно означает одно из двух: 1) либо они используют несколько  программ, заложенных в ран¬нем детстве, просто они ими раньше не пользовались; 2) либо они переворачивают некоторые  программы наоборот и делают противоположенное  тому, о чем они говорят.

В возрасте пяти или шести  лет ребенок заканчива¬ет свой сценарий или жизненный план, в большинстве  случаев продиктованный его родителями. Т. е. план на будущее составляется в  основном по семейным ин¬струкциям и  образцам.

На будущую судьбу человека сильное влияние может оказать  ситуация зачатия. Она начинает скла¬дываться  тогда, когда его родители вступают в брак. Например, в женитьбе молодых  заинтересованы се¬мьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают  родить сына. Если рождается сын, сценарий вруча¬ется ему в готовом виде. Но если рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При этом девочка, как правило, ощущает  все время смут¬ное чувство вины из-за того, что она не родилась мальчиком.

Большое значение имеет, то каковы были обстоя¬тельства и как  подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результатом случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители счи¬тали секс пошлостью, развлечением или священнодей¬ствием. Отношение родителей к интимной жизни мо¬жет быть перенесено на ребенка.

Сексуальный сценарий является составной частью жизненного сценария. Компонентами сексуального сценария —  кто, что, с кем, где, когда, как и  почему должен, может или не должен и не может делать в сек¬суальном плане1.

Интимный контакт давно  уже утратил для челове¬ка  свое прямое физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные  личностные смыслы. Он может быть средством

• релаксации (уменьшение общего напряжения), разрядки полового напряжения;

• прокреации (продолжение человеческого рода),

• рекреации (восстановления);

• получение чувственного удовольствия;

• познания, удовлетворения любопытства;

• общения (когда близость выступает в качестве глубочайшей личностной интимности);

• полового самоутверждения, проверки (и демон¬страции) своих возможностей;

• достижения каких-то неэротических целей;

• поддержания определенного ритуала;

• привычки и даже просто замены им каких-либо других, недоступных способов эмоционально¬го удовлетворения.

Стоит подчеркнуть, что среди  вышеперечисленно¬го много не физиологического, а психологического, глубоко личностного.

Сексуальные сценарии можно  изучать и класси¬фицировать  по ряду измерений:

1. По сложности, т. е.  по количеству и разнообра¬зию  их компонентов и соотношению  воображае¬мого и реализуемого: какой круг мотивов, парт¬неров, мест и времени действия представлен  в сценарии; чем отличается когнитивная  програм¬ма от реального исполнения; насколько тесно связаны друг  с другом различные элементы  сце¬нария и т. д.

2. По их ригидности, жесткости  и рутинизации: на¬сколько велика  допускаемая сценарием рассогла¬сованность  плана и реальности; насколько  жестко и единообразно запрограммированы  содержание и последовательность  действий человека и как он  отнесется к нарушениям принятого  порядка.

3. По их обыденности, конвенциональное™: насколь¬ко данный сценарий или его компоненты соответ¬ствуют принятым в обществе нормам поведения.

4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т. д. Как всякая сложная диспозиционная система,

предрасполагающая человека к поведению определен¬ного рода, сексуальный сценарий включает в  себя ког¬нитивные компоненты разного  уровня — представле¬ния, понятия, оценочные суждения и т. д. Человек  имеет обычно не один, а несколько  сценариев.

Некоторые авторы выделяют «сексуальные сце¬нарии», выступающие  поведенческой программой че¬ловека. «Нормативные компоненты сексуального сце¬нария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен или  не должен и не может делать в  сексуаль¬ном плане — в общих  чертах задаются соответствую¬щей культурой. Однако это не исключает больших ин¬дивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка».

Человек имеет, как прави¬ло, несколько сексуальных сценариев.

Во-первых, это сексуальные  фантазии, которые человек никогда  не пытается, не может или даже не хочет реализовать;

во-вторых, планы реального  поведения, которые че¬ловек более  или менее последовательно осуществля¬ет;

в-третьих, промежуточные  ориентиры, используе¬мые в процессе сексуального взаимодействия («если  он сделает так, я сделаю это»);

в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие сексуальный  опыт в более или менее последовательное целое.

Так, сценарий «Никогда»  может запрещать либо секс, либо любовь, либо то и другое. Если запрещена  любовь, но не секс, сценарий дает разрешение на беспорядочную половую жизнь. Этим разрешением пользуются неразборчивые  мужчины, а проститутки и содержанки умеют извлечь из него средства к  су¬ществованию. Если запрещен секс, но разрешена лю¬бовь, то сценарий может  породить будущего священ¬ника, монаха, благотворителя. Люди, погрязшие в  беспорядочной половой жизни, разврате, очень час¬то испытывают «танталовы муки» при виде верных любовников и счастливых супружеских пар. В  то же время многие филантропы пребывают  во власти лю¬бовных искушений.

Сценарий «Никогда» рождает  не только вечных холостяков и старых дев, сутенеров и проституток, он еще производит фригидных женщин, которые, воз¬можно, ни разу за всю свою жизнь так и не ощутили оргазма. Этот сценарий создает мужчин-импотентов, способных к оргазму только в  отсутствие любви — классический пример, описанный Фрейдом: человек  был импотентом со своей женой, но полноценным мужчиной с проститутками. По сценарию «Всегда» формируются нимфоманки и донжуаны, проводящие жизнь в  погоне за райским мигом наслаждения.

Сценарий «До тех пор, пока» свойствен вечно оза¬боченным домохозяйкам и усталым бизнесменам. Они не способны к сексуальному возбуждению, пока не на¬веден полнейший порядок  на кухне или не решены все дела в офисе. Но и возбудившись, они  могут в самый критический  момент прервать любовные ласки игрой  в «Дверцу холодильника» или  «Папку для бумаг», ко¬торая дает повод  немедленно выскочить из постели, будто  бы им необходимо срочно проверить, насколько  плотно закрыта дверца холодильника или уложены ли в папку документы, которые понадобятся утром.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной психологии"