Шпаргалка по "Семейному консультированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по "Семейному консультированию".

Вложенные файлы: 1 файл

готов шпор сем консул.docx

— 97.34 Кб (Скачать файл)

1.Сущность системного  подхода к семье. Особенности  семьи как системы. Для рассмотрения семьи как целостного организма явл.общая теория систем.основатель Л. Фон Бертоланфи. Заметное влияние на  сем.процессы оказались концепции общей теории системы, а именно: цельность, обратная связь, гомеостаз. Согласно этой концепции, систему нельзя понять, разделив ее на составляющие и изучая их по отдельности. Т. о. нельзя изучать отдельные действия в рамках системы, не понимая, каким образом эти действия соотносятся со всеми взаимодействиями системы. Если перемены коснутся одного из членов системы и затронут его поведение, то в соответствии с этим, изменятся и все другие члены этой системы.

 

2.Обоснование и процедура использования техники «Воспоминания» в семейной терапии..Предложил А. Адлер для оценки жизненного стиля клиента и его соц. окружения.   Поскольку каждый чел. обладает большим количеством воспоминаний, любое специфическое воспоминание может оказаться важным и значимым для клиента в данный момент времени. Процедура. Необходимо попросить вспомнить первое, пришедшее в голову возможно более раннее событие, и описать его так, как будто оно происходит сейчас. «Не могли бы вы вспомнить самый ранний случай из вашей жизни, когда вы еще были ребенком, который приходит вам в голову?». Затем психотерапевт спрашивает: «Что запомнилось более живо и ярко? Как все это воспринимается вами сейчас, когда вы вспоминаете об этом случае? Счастливы ли вы? Проверяется тематическое содержание каждого воспоминания для определения того, что именно беспокоит в данный момент человека. Причем объекты, на которые направлено действие, скорее всего, связаны с главными целями и смыслами поведения человека, а прилагательные и наречия описывают его убеждения. Далее выясняется, какие из пяти сенсорных модальностей предпочитает данный человек - это становится ясным по тому, как он смотрит, слушает и так далее. Жизненные установки как оптимизм, пессимизм и т.д. также проявляются здесь весьма очевидно.

 

3.Теории выбора брачного партнера. Модели вбп: 1)«стимул - ценность - роль», 2) «фильтров», - процесс последовательного отсева кандидатов через иерархическую систему фильтров все более пристрастного, т.е. задающего все более и более жесткие рамки и критерии, отбора.3)комплементарности партнеров, основывается либо на принципе дополнительности потребностей партнеров, либо компенсации собственных слабостей и недостатков 4) модель поиска «идеального партнера». «стимул - ценность - роль» - последовательность стадий отбора супруга. Важное значение - оценка достоинств потенциального партнера друзьями, родителями, Р.Докинз выделяет 2 стратегии поиска брачного партнера: 1) стратегию целенаправленного тщательного подбора партнера в соответствии с критериями ответственности и заботы - поиск отца (матери) своих детей. Здесь выбор партнера выступает как поиск надежного спутника жизни, партнера в создании родительского дома (уютного гнезда для будущего потомства). Эта стратегия более характерна для жен., чем длямуж.; 2) стратегию выбора настоящего мужчины (настоящей женщины). В этом случае критерием подбора партнера становится соответствие его качеств представлениям субъекта выбора об идеале муж.или жен. Подобная стратегия реализуется как муж., так и жен., но преобладает у жен.

 

4.Обоснование и процедура использования техники «Семейные фотографии» в семейной терапии. Является средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения, может дать богатые данные об истории развития семьи и взаимоотношений ее членов. При проведении можно наблюдать многие важные проявления поведения. Какие фот. показываются в первую очередь, а какие в последнюю? Кто из членов семьи упущен? Быстро или медленно демонстрируется каждая фотография? В какой мере проявляются при рассматривании фот. интерес или тревожность? Сопровождают ли показ фотографий шутки и смех? Фотографии можно изучать еще и для того, чтобы определить близость, или наоборот, дистанцию каждого члена семьи по отношению друг к другу и общую атмосферу, царившую в момент съемки. Обычаи, традиции и характер встреч, которые практикуются членами семьи, также хорошо здесь проявляются. Использование фот. для стимулирования воспоминаний помогает вытащить на поверхность задавленный в прежнем личностном опыте материал и вызывает забытые эмоциональные переживания по отношению к специфическим событиям и людям. Терапевт задает вопросы по поводу индивидуумов и мест, изображенных на фотографиях, а также спрашивает об общем настроении и атмосфере, царившей на съемках.

12.Обоснование и процедура использования техники «Прояснение ценностей» («Мама говорит     папа говорит ...)(групповая психот., Дж. Линхардтом. Методика выявл. ценности родителей и то, как дети воспринимают эти род. ценности.- она явл.проективной. Обоснование. Определение, обсуждение и сравнение ценностей представляет собой средство, с помощью которого семья в состоянии лучше понять каждого из своих членов и себя самое как целое. Наблюдение за тем, насколько высказывания какого-то члена семьи соответствуют ценностям других тоже является очень поучительным. Поиск сходства, различий и взаимодополнений в ценностях помогает оценить семейную систему наилучшим способом. Когда ценности проясняются, наблюдаемое поведение может быть лучше понято, появляются новые возможности для преодоления непонимания. Процедура. Опросник заполняется всеми участниками психотерапевтического процесса. Детей просят заполнить опросник, следуя инструкциям. Если ребенок слишком мал для того, чтобы записывать ответы, психотерапевт может сделать это вместо него. Все родители заполняют опросник одновременно. Ценности, которые выражены каждым из родителей записываются и, вне зависимости от того, согласен ли с этим респондент или нет, сообщаются другим членам семьи. После заполнения опросников происходит обсуждение, в ходе которого описанные ценности проясняются и более четко определяются. Семья изучает сходство, различия и взаимодополнительность их. При этом могут задаваться такие вопросы как: «Какие ценности являются общими для всех вас?», «Все ли они равно значимы?», Непонимание исправляется. При этом участники обсуждения могут утверждать, что именно их восприятие другого человека является правильным, а представление другого о его собственных ценностях ложно. В этом случае психотерапевт может спросить первого человека: «Ты согласен с тем, как представляются твои взгляды другому?

5. Теоретич.конструкты и основные идеи структурной сем.пс.С.Минухина -разработал структурную сем.терапию, в кот.рассматрив. проблемы внутри семьи, используя диаграммы взаимоотношений между членами семьи. Эти диаграммы отражают динамику власти, а также границы между разл. подсистемами. Терапевт пытается разорвать дисфункциональные отношения в семье и возвратить им нормальную, правильную структуру. Он называл семью «сложным организмом», рассматривал семью не как сумму отдельных личностей или группу индивидов, а как единое целое, организм. Т.о «пациентом» явл. семья, а проблема или симптом считаются отражением состояния здоровья сем.организма в целом. В составе сем.организма имеются 3 подсистемы. 1. Супружеская подсистема. Основная функция в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоц. атмосферы, необходимой для роста и развития двух индивидов. 2. Родительская подсистема объединяет взаимодействия, возникшие при воспитании детей.  3. Подсистема сиблингов. Основная функция - научиться общению со сверстниками, в том числе с учетом их авторитета.Термин «граница» используют в описании взаимоотношений между семьей и соц.окр., а также между разл. подсистемами внутри семьи (индивидами, диадами, триадами). Внешние границы - это границы между семьей и расширенной системой. Внутренние границы - это границы между разл. подсистемами, определяются тем, насколько отличаются правила взаимодействия в этих подсистемах. Если внешние границы системы диффузны и проницаемы, то внутренние границы жесткие и ригидные. Для подобной семьи будет характерно: сосредоточение интересов членов семьи за ее пределами, отсутствие лояльности сем.правилам, небольшое кол-во контактов членов семьи друг с другом и отсутствие близости между членами семьи. Если внешние границы системы жесткие и ригидные, то внутренние границы диффузны и проницаемы. В такой системе будет мало обменов с внешней средой.

 

6.Обоснование и процедура использования техники «Семейное кукольное интервью».Каждый из участников может пользоваться одной или несколькими куклами, соответствующими различным ситуациям и семейным ролям. Техника дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом.Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе связанных с насилием в семье. В то время как члены семьи выбирают игрушки, терапевт наблюдает за их индивидуальным поведением, отмечая, какие именно игрушки выбираются, какие отвергаются и так далее. Иногда бывает так, что один из членов семьи выбирает игрушки для другого, как бы навязывая другому свой выбор, в то время как другие, кажется, ждут от близких подтверждений их выборов. Выбранные персонажи скорее всего отражают существенные моменты в жизни как самой личности, так и ее ближайшего окружения. То значение, которое имеет кукла для кукловода, может стать ясным непосредственно через взаимодействия и конфликты, представленные в истории, а также из хода обсуждения, которое будет иметь место сразу после представления. Во время этого обсуждения членов семьи попросят подумать над тем, каких кукол они выбрали и почему.

 

7. Структурная семейная  терапия С. Минухина: оценка сем.отношенийС.Минухин выделяет 6 основных аспектов оценки семейного взаимодействия. 1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействия и искать их возможные альтернативы. 2. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств. 3. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям отдельных членов. Семьи располагаются где-то между двумя полюсами, на одном из которых условно находится вмешивающееся поведение с чрезмерной чувствительностью к действиям отдельных членов и заниженным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к действиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов поддержания гомеостаза. 4. Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса. 5. Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла и выполнение соответствующих этапу задач развития. 6. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного пациента для поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.

 

8. Техника «Если бы  я был» в семейной терапии представляет собой игру, в основе кот.лежит задача завершить незаконч. предложения. Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевл. предметами-метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на чувствах, кот.имеются у них по поводу того, кем данный чел. в действительности явл. или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, кот., в представлении какого-то конкретного чел., он играет в своей семье и в обществе в целом. Процедура:  Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того, как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующие незаконч. предложения. Предложения создаются самим психотерапевтом, и делается это т. о., чтобы включить в процесс метафоры, относящиеся к разл. сенсорным и интеллект.модальностям. Игра протекает быстро-члены семьи не должны иметь слишком много времени для обдумывания ответов. Клиентов также можно попросить дать характеристику их выбора с помощью подходящих для этого прилагательных. Использование: упражнение  полезно, когда у данной семи имеются трудности в самораскрытии. Использование неодушевл. предметов для изображения чувств (как позитивных, так и негативных) по отношению к себе и другим.

 

11. Стратегическая семейная терапия Дж.Хейли: основные идеи и практика.Дж. Хейли   и его сторонники в своей работе ставят ясные цели, включая снятие симптома. Данный подход характеризуется вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье, к ее благополучию.  4 элемента: симптомы, метафоры, иерархия, власть. Глав. задач. – реорганизация иерархической пирамиды таким образом,чтобы родители оказались выше детей.

9. Структурная сем.терапия С. Минухина: цели и техники вмешательства Цели. Выбор целей основывается на выдвинутой гипотезе о сущности проблемы и соответствующей структуре системы. Психотерапевт осуществляет непосредственное вмешательство с целью изменения паттернов взаимодействия в семье, а, следовательно, и устранения усугубляющих проблему поведенческих последовательностей. Т.о., целью явл. изменение паттернов трансакций. Неотъемлемой частью техники явл. процесс присоединения. Необходимыми   навыками явл. аккомодация(присоединение к семье путем подражанию стилю и особенностям поведения членов семьи).,отслеживание(нерегламентированыевопросы,умение слушать 3-им ухом), психотерапевт реагирует на такие мысли и чувства, на кот. не удается ответить самим членам семьи.)  и мимесис (подражание или копирование).  Техника в своей основе содержит усилия психотерапевта, направленные на то, чтобы стать частью сем.сист.Минухин и Фишман выделяют несколько техник для увеличения интенсивности воздействия: 1. Простой повтор сообщения, 2. Повторение сообщения в сходных между собой ситуациях, 3. Варьирование продолжительности того или иного взаимодействия, 4. Изменение дистанции между взаимодействующими людьми, 5. Невовлеченность в сем.сист.

 

10.Техника «Создание аналогичных ситуаций» может помочь клиентам   четко очертить свою проблему, а затем и решить её. Метафоры явл. эффект.способами обсуждение живого человеч. опыта и могут символизировать конкретные коммуникативные или поведенческие паттерны, предлагая такое их описание, кот. отражает др. явление, имеющее место в иной системе внутригруппового взаимодействия.  Процедура: как только психотерапевт понимает трудности семьи, он может выбрать для беседы ситуации или деят-ти, кот.отражают проблемные области в данной семье и в то же время свободны от груза изменений тревожности. Метафоры могут использоваться для драматизации симптомов. Психотерапевт никогда не объясняет метафору в связи с острой для данной семьи проблемной областью. Сообщение здесь носят не директивный характер. Использование: может служить для прокладывания новых путей для общения в семье и между партнерами по браку. Т. к.  она не директивна, вероятность, что она вызовет сопротивление очень мала. Терапевтическое использование метафоры эффективно когда она в данной семье явл. ведущей (визуальной, слуховой, кинестической и т. д.)

Информация о работе Шпаргалка по "Семейному консультированию"