Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Для эффективности процесса экономического воспитания детей 6-7 лет нами определены оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии -создание экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе (табл.1.). В своем исследовании мы, опираясь на определение И.И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимаем совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в мир социально-экономических отношений.
Рисунок 1. Структурно-содержательная модель экономического воспитания детей 6-7 лет
Содержанием экономически воспитывающей ереды выступают: предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны); социально-1 поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ), событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми) и информационное окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, -сервисных центров, карта промышленных предприятий города, образцы монет).' Педагог, профессионально использующий влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым создавая воспитывающую среду, направленную на формирование ведущих нравственно-экономических качеств.
Таблица 1
Нравственно-экономические качества личности ребенка старшего дошкольного возраста
№ Нравствеппо-эконом. качества Характеристика нравственно-экономического качества
1. Бережливость Бережливость - положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств. Бережливость есть уважительное отношение к результатам чужого и собственного труда, личюй собственности, к вещам, к природе.
2. Ответственность
Нравственное качество
3. Деловитость Черта личности, включающая организованность и четкость в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижении поставленных целей.
4. Предприимчивость Деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (напр., какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.
Другим условием экономического воспитания является организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической окизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества. Выбор организационных форм воспитания и видов деятельности по экономическому воспитанию зависит от целей, задач воспитания, возраста детей. Применение тех или иных форм воспитания и видов деятельности позволяет создать воспитателю нужную систему отношений, в которую включается воспитанник. Неоценимое значение приобретает наполнение деятельности детей игровым содержанием, учитывая то, что игра является активизирующим фактором развития личности
ребенка. Направляемая
педагогом содержательная детская
деятельность и наполнение ее нравственным
содержанием предоставляет
Ребенок проявляет
познавательный интерес только при
наличии стимулирующей
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по становлению начал экономической воспитанности у детей является условием в экономическом воспитании детей и позволяет построить отношения взаимопонимания, выработать общий подход в формировании у детей 6-7 лет основ экономической воспитанности. Семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка и является первичной средой, влияющей на экономическое поведение индивида. Мы придерживаемся взглядов A.A. Майер на интенсификацию работы с семьей, считаем, что экономическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении должно происходить в сторону увеличения доли участия семьи в воспитательно-образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом: совместное участие детей и родителей в экскурсиях, в сюжетно-ролевых, дидактических играх, в оказании помощи при организации встреч с творческими людьми, в составлении экономических кроссвордов, таблиц, оформлении стенгазет, рекламных проспектов. Все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенку того или иного типа экономического поведения.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по экономическому воспитанию детей 6-7 лет» представлены материалы констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования. Констатирующий этап эксперимента был направлен на изучение состояния экономического воспитания детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения; выяснение отношения педагогов, родителей к проблеме экономического воспитания дошкольников; диагностику исходного уровня экономической воспитанности детей 6-7 лет.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 90 педагогов, 82 ребенка в возрасте 6-7 лет и 82 родителя дошкольных образовательных учреждений г. Набережные Челны. Дети в экспериментальную и контрольную группы были подобраны по принципу идентичности исходных данных: примерно одинаковый уровень развития и воспитания детей, один и тот же возраст, количество детей в группе, равные материальные возможности, одинаковое образование воспитателей.
Изучение и анализ документации дошкольных учреждений показали, что в практике работы детских садов экономическое воспитание дошкольников осуществляется бессистемно, отдельными мероприятиями, а выбор темы обычно определяется ее разработанностью в методической литературе. По результатам анкетирования выяснилось, что экономическое воспитание не находит должного отражения в практике работы дошкольных учреждений по ряду причин: из-за отсутствия данного направления работы в программах, недооценки педагогами значимости экономического воспитания и его результативности, ограниченности средств формирования экономической воспитанности в целостном педагогическом процессе, терминологической неопределенности процессов экономического воспитания.
Опираясь на теоретические исследования и опыт практической деятельности, мы определили органически взаимосвязанные и взаимообусловленные критерии и показатели экономической воспитанности (табл.2).
Таблица 2
Критерии и показатели экономической воспитанности детей 6-7 лет
Критерии Показатели
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни людей) • знание ребенком потребностей семьи; • представления о труде родителей; • представления об экономических понятиях; • проявление интереса к окружающим явлениям современного социума.
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) • отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания в поведении; • общепие со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) • проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости; • оценка проявления этих качеств у сверепшков.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем, низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют
представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позинри активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, его результатам, доводят начатое дело до конца, способны правильно оценить результаты своего труда и своих товарищей; рационально используют материалы; своевременно выполняют поручения; способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают и развивают творческий поиск сверстников; стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, дети задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре; под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого; активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результатах; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Для определения у детей 6-7 лет уровней экономической воспитанности использовались: интервью, индивидуальные беседы А.Д. Шатовой «Зачем людям нужны деньги», «Зачем людям нужна реклама», «Что значит беречь книги, игрушки, вещи, природу», игровые ситуации «Нужно пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье», «Выставка - продажа игрушек»; «Наблюдение коллективного труда в процессе хозяйственно-бытовой деятельности» (по показателям Л.Щелкун); «Наблюдение сюжетно-ролевой игры» (по показателям В.Шевченко); серия игр, ситуация -выбор, анализ детского рисунка. Применение комплекса диагностических методик, проанализированные результаты констатирующего этапа эксперимента по измерению каждого показателя экономического воспитания позволили нам определить
начальный уровень сформированное™ экономической воспитанности у детей 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп.
Данные констатирующего этапа эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имели низкий уровень умений отражать современную экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные сведения им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми.
Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы, позволили уточнить задачи формирующей работы и начать процесс экономического воспитания по разработанной нами программе «Экономика в детском саду», которая представлена пятью взаимосвязанными разделами и предполагает распределение познавательного материала по основным видам детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной). В отборе информационного материала и определении последовательности ознакомления с экономикой мы исходили из того, что начинать знакомить надо с явлений и предметов, с которыми ребенок уже знаком (семья, детсадовское хозяйство), переходя к более отдаленным от детей социально-экономическим явлениям (предприятия города, современные профессии, природные ресурсы родного края). В программе даны лишь основные ориентиры в работе по экономическому воспитанию, педагоги вправе сами выбирать нужные, на их взгляд, темы занятий, используя при этом различные методы и приемы, привнося определенный элемент личного творчества.