Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Для организации
воспитательно-образовательного процесса
по экономическому воспитанию в дошкольном
образовательном учреждении нами были
созданы необходимые
Проведенные с детьми экскурсии (на хлебокомбинат, микрорынок, в ателье, супермаркет, сберегательный банк, рекламное агентство) раскрывали общественную значимость этих учреждений в условиях города, знакомили с трудовой деятельностью людей, результаты которой нужны другим людям, обществу (обеспечение хлебобулочной продукцией; доставка письменной корреспонденции, посылок, бандеролей; выплата пенсий; предоставление денег в кредит). Проведенные экскурсии дали возможность закрепить представления детей об истории города, его достопримечательностях, о хозяйственно-экономической жизни родного края.
Поскольку труд считается ведущей категорией экономической науки, формирование деловых качеств личности невозможно без решения задач трудового воспитания детей. Поэтому мы широко использовали хозяйственно-бытовой труд («Готовимся к празднику», «Стирка кукольного белья», «Без воды нет чистоты»); труд в природе («Убираем урожай», «Готовим сад к зиме», «Наш уголок природы»); уход за животными, птицами, растениями; ручной труд. Все формы труда способствовали развитию таких качеств личности, которые характеризуют рачительного хозяина: старательность, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и общественной собственности, эмоционально-ценностное отношение к труду.
Свои потребности в творческой деятельности под руководством педагога дети реализовывали в мастерских группы «Делаем сами своими руками», в них особое значение придавалось практической деятельности самих детей: организация ремонта игрушек, подклейка книг, подготовка подарков к празднику, изготовление детских поделок, поздравительных открыток. Это способствовало формированию трудолюбия, находчивости, деловитости, бережливости, организованности детей. Детские работы, выполненные на занятиях кружков «Умелые хозяева», «Вторая жизнь наших вещей», «Сказки из мусора», использовались в постановках кукольного театра, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, на различных мероприятиях, организованных в группе и музыкальном зале, развивали активность и творчество детей.
Для активизации познавательного интереса к экономике особое внимание уделялось детским вопросам. Чаще познавательный интерес проявлялся к хозяйству семьи, продукции различных предприятий, техническим новинкам в сфере обслуживания (банкоматы, новые терминалы). Ни один из вопросов не оставался без ответа, обращалось внимание на происходящие изменения в жизни детского сада, события в экономической жизни города (появление новых автобусов, трамваев, благоустройство улиц). Благодаря творческим заданиям (нарисовать газету, придумать рекламный проспект, составить экономический кроссворд) и творческим играм («Презентация», «Репортер», «Ярмарка» и др.), сформировавшиеся у детей представления об экономике приобретали связь с жизнью.
Организация детских турниров («Путешествие в мир сказок с экономическим содержанием»), тематических вечеров («Экономический досуг»), викторин («В гостях у Царицы Экономики»); общение детей со взрослыми и сверстниками во время встреч с людьми разных профессий; совместное участие детей и родителей в конкурсах, развлечениях, экскурсиях способствовали не только систематизации представлений детей о многообразии мира экономики, но и содействовали воспитанию деловитости, ответственности, заинтересованности в общем деле, согласованности в работе.
В зависимости
от сложности и новизны
матери как самой трудолюбивой, внимательной, которая заботится о чистоте, уюте в доме; о запасах на зиму в семьях; о предпринимателях как людях творческих); объяснение смысла экономических понятий (товар, цена, банк, собственность, страхование, сервис и др.); сорбщения о практическом значении экономических явлений (например: «Удобнее совершать покупки при помощи денег», «Следует знать товары, выпускаемые на предприятиях нашего города», «В супермаркете находится много товаров для того, чтобы покупатель мог приобрести все в одном месте», «Банк принимает деньги на хранение, предоставляет кредит, выдает по вкладам»); организация диалога педагога с детьми (например: «Какие культурные учреждения вы знаете в нашем городе? А в каких культурных учреждениях вы бывали сами?», «Как вы думаете, для чего нужны вывески, рекламные щиты?»; «Какие животные делают запасы на зиму? А какие запасы на зиму делают в ваших семьях?»). Метод упражнения содействовал оснащению ребенка поведенческими умениями (например: как следует вести себя в музеях, на выставках; как выбирать товар в супермаркете, выполнять операции в банках, к кому и как правильно обращаться за помощью в этих учреждениях). Широкое применение было дано и нетрадиционным методам: использование модели «Семейный бюджет», «Экономическое древо», работа с картой «Предприятия нашего города», «Природные богатства Республики Татарстан»; составление кроссворда, рекламных проспектов «Моя любимая игрушка», изготовление сувениров, подарков, поделок. Использование вышеперечисленных методов способствовало экономическому воспитанию, развитию любознательности, познавательного интереса к экономике.
Повышению экономической компетентности родителей в первую очередь способствовали консультации («Экономическое воспитание дошкольников», «Воспитание ответственности»), беседы («Воспитание бережливости», «Дети и бизнес»), родительские собрания («Роль семьи в экономическом воспитании детей»); круглые столы («Как воспитать помощника», «Участие в жизни детского сада»), дискуссии («Профессиональное будущее наших детей», «Реклама и антиреклама детских игрушек»). Для распространения лучшего опыта семейного воспитания в группе была заведена книга для родителей «Экономическое воспитание нашего детства»; организован клуб увлечений родителей «Домашняя мастерская».
Родители были партнерами детей во время совместных мероприятий, принимали участие в сюжетно-ролевых («Супермаркет»), дидактических играх («Экономическое лото», «Счастливый случай»), исполняли ведущие роли, помогали детям довести игру до завершения, учили тактично общаться с партнерами; участвовали в составлении экономических кроссвордов, таблицы «Семейный бюджет»; конкурсе стенгазет («Какой бы ты хотел видеть свою группу?», «Наш город»); в изготовлении альбомов по профессиям; оформлении рекламных проспектов; в экскурсиях, в организации встреч с творческими людьми.
Таким образом,
вовлечение семьи в воспитательно-
Для оценки результативности
опытно-экспериментальной
Рис.2. Уровни сформированное™
экономической воспитанности
Положительная динамика сформированности экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста прослеживается в обеих группах, но в экспериментальной группе этот рост значителен. Анализ полученных данных показывает, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности. Важно отметить на контрольном этапе эксперимента умение детей применять полученные знания об экономической жизни в беседах с родителями, в играх, в творческой деятельности. При исполнении ролей дети все чаще стали характеризовать отношение человека к человеку, к вещам. В трудовой деятельности повысилась активность в выполнении трудовых поручений, отмечалась слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность. В речи детей экспериментальной группы вес чаше стали звучать экономические термины, ребенок устанавливал простейшие экономические связи (в частности в играх).
Объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики. Анализ количественных и качественных данных эксперимента подтверждает гипотезу о том, что результаты достигнуты за счет того, что созданные педагогические условия и разработанная нами модель выявили возможности экономического воспитания детей 6-7 лет и оказали позитивное влияние на уровень экономической воспитанности ребенка.
Как показало проведенное исследование, первоначальные экономические знания ребенок получает в семье, дальнейшее их расширение происходит в условиях дошкольного учреждения, С поступлением в школу возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении работы сделать следующие выводы:
1. Теоретический
анализ философской, историко-
2. На основе
системного, аксиологического, деятельностного
подходов разработана модель
экономического воспитания
3. Созданные
необходимые педагогические
4. Разработанные
показатели экономической
5. Экспериментальная
работа показала возможность
экономического воспитания
Данное исследование не может являться исчерпывающим решением обозначенной проблемы и требует дальнейшей работы в следующих направлениях: рассмотрение преемственных связей дошкольного учреждения с начальной школой в формировании экономической воспитанности на основе ценностно-смысловых установок.
Основные положения диссертации и результаты проведения исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1. Беляева, Н.Л. Теоретические подходы к экономическому воспитанию в отечественной педагогике /Н.Л.Беляева // Специальный выпуск Известия СамНЦ РАН "Актуальные проблемы гуманитарных наук" 2006,- №4. - С.155-160. (0,5 п.л.)
2. Беляева, Н.Л.
Отражение экономических
та им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювеноло-гия, социокинетика, 2008. 2.-С.124-128. (0,4 п.л.) '
Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:
3. Беляева, Н.Л.
К изучению проблемы
4. Беляева, Н.Л.
Роль художественной
5. Беляева, Н.Л.
Пути формирования