Экономическая социализация детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая социализация детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Организация и  основные этапы исследования:

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в ДОУ №  № 25 и 67 города Набережные Челны Республики Татарстан. Исследованием были охвачены 82 ребенка 6-7 лет, их родители, 90 педагогов  ДОУ (1997-2005).

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый  этап (1997 - 2000 гг.) представлял изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы. Определялись исходные позиции исследования, методологические и теоретические аспекты проблемы, уточнялись предмет, гипотеза, обосновывались основные цели и задачи исследовательской работы.

Второй  этап (2000 — 2003 гг.) был посвящен разработке и проведению диагностики констатирующего этапа эксперимента, плана экспериментальной работы, направленной на выявление значимости педагогических условий экономического воспитания детей.

Третий  этап (2003 - 2005 гг.) стал формирующим в эксперименте, для организации и проведения которого были созданы необходимые педагогические условия экономического воспитания детей, реализовано содержание, формы и методы концептуальной модели экономического воспитания дошкольников.

Четвертый этап (2005-2006 гг.) — контрольный в проводимом эксперименте: осуществлялось осмысление целесообразности педагогических условий, необходимых для экономического воспитания детей; уточнялись отдельные теоретические положения, выводы; оформлялись полученные результаты и материалы диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов достигались методологической обоснованностью и исходными теоретическими положениями; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных поставленным целям и задачам; всесторонним анализом данных, полученных на различных этапах эксперимента. Достоверность результатов определялась их апробацией и внедрением в практику работы дошкольных учреждений. Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обоснована  возможность экономического воспитания  детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении с опорой на первоначальные представления об экономических понятиях, явлениях, деятельности и отношениях людей путем постепенного, целенаправленного приобщения детей к нравственным ценностям общества;

- определена  совокупность педагогических условий экономического воспитания, являющихся предпосылкой для реализации процесса экономического воспитания, а именно:

• наличия в  воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

• создания воспитывающей  среды, направленной на формирование таких  нравственно-экономических качеств  личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

• организации  и насыщения видов детской  деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни  семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;

• взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал  экономической воспитанности у  детей.

- спроектирована  и апробирована структурно-содержательная  модель экономического воспитания детей, результатом которой является становление экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования:

- произведен  генезис основополагающих идей  теории и практики экономического  воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике, на основании которого выявлена необходимая теоретическая база экономического воспитания детей дошкольного возраста;

- конкретизировано  содержание понятия «экономическое  воспитание детей дошкольного  возраста», которое есть целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности — бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки;

- дана авторская  интерпретация понятия «экономическая  воспитанность», которое мы рассматриваем  как степень сформированности  убеждений и ценностных ориентаций, проявляющихся в социальной активности  и деятельности ребенка дошкольного  возраста;

- определены критерии и показатели уровней экономической воспитанности детей как результата целенаправленного экономического воспитания и сложного личностного образования ребенка дошкольного возраста.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что:

- внедрена авторская программа «Экономика в детском саду», предполагающая научно обоснованный подход к отбору материала об истории экономики, современных профессиях взрослых, образцах поведения, ценностных ориентациях, которыми руководствуется человек в условиях современного социума; разработан спецкурс «Экономическое воспитание дошкольников» для студентов педагогического вуза;

- составлено  учебно-методическое пособие «Организация  методической работы по экономическому  воспитанию детей дошкольного  возраста» для проведения воспитательно-образовательной работы по экономическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Теоретические положения и выводы, научно-методический материал, предложенные рекомендации способствуют обогащению лекционных, семинарских, практических занятий по дошкольной педагогике, а также спецкурсов, освещающих вопросы экономического воспитания дошкольников в педагогических вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в ДОУ № 25 «Сказка» г. Набережные Челны Республики Татарстан; в научном руководстве работой студентов в процессе написания курсовых, дипломных работ по экономическому воспитанию детей; в проведении специальных курсов по экономическому воспитанию в процессе профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания.

Внедрение результатов  исследования: нашло отражение в  материалах межвузовской научно-практической конференции «Высшее педагогическое образование без отрыва от производства в новых социально-экономических условиях» (Набережные Челны, 1998); «Вестнике Набережночелнинского государственного педагогического института» (Набережные Челны, 2000, 2001); в публикациях Первой Международной научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» (Набережные Челны, 2003); Второй Международной научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 27 февраля 2004); региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты национального и межнационального воспитания детей дошкольного возраста» (Набережные Челны, 14 мая 2004); Второй Всероссийской научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 16 апреля 2004); в межвузовском сборнике научных трудов «Перспективы и реалии дошкольного образования» (Тольятти, 2006); заочной Всероссийской научно-практической конференции «История и перспективы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста» (Набережные Челны, 2007); Четвертой Международной научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 24 мая 2007); Международной научно-практической конференции «Диалог культур в современном образовательном пространстве» (Ульяновск, 2007).

Результаты  исследования неоднократно обсуждались на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института, кафедры педагогики Елабужского государственного педагогического университета, на педагогических советах в ДОУ № 25 «Сказка», ДОУ № 67 «Кузнечик» г. Набережные Челны. Результаты и итоги исследования отражены в семнадцати публикациях общим объемом 8,24 печатного листа.

Личное участие  соискателя в исследовании и получении  научных результатов выражается в изучении теоретического и практического  состояния проблемы экономического воспитания; выделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) экономической воспитанности детей 6-7 лет; организации опытно-экспериментальной работы по реализации модели экономического воспитания детей и проверке педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении; внедрении результатов исследования в педагогическую практику; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

На  защиту выносятся следующие положения: 1. В современных условиях экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека. Под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

2. Процесс экономического  воспитания детей (6-7 лет) происходит в рамках разработанной модели на основе системного, аксиологического, деятельностного подходов, включающей в себя: целевой блок (формирование начал экономической воспитанности); организационно-педагогический блок (создание педагогических условий, разработка воспитательно-образовательной программы «Экономика в детском саду»); процессуально-деятельностный блок (комплексное использование средств, форм, методов воспитания в процессе игровой, трудовой, познавательной деятельности детей) и прогнозируемый результат (становление начал экономической воспитанности).

3. Успешность  и эффективность экономического  воспитания старших дошкольников  обеспечиваются совокупностью педагогических  условий экономического воспитания  детей:

• наличием в  воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

• созданием  воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

• организацией и насыщением видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;

• взаимодействием  дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей.

4. Показатели  экономической воспитанности (представления  о труде родителей, об экономических  понятиях, знание ребенком потребностей  семьи, проявление познавательного  интереса к окружающим явлениям  современного социума; умение отражать имеющиеся знания об экономической жизни людей в разных видах деятельности; проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости и оценка проявления этих качеств у сверстников) и соответствующие им критерии, позволяют определить уровни экономической воспитанности у детей 6- 7 лет.

Структура и  объем исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 221 наименование, и приложений. Текст иллюстрируют 13 таблиц, 3 рисунка.

Заключение  диссертации научная статья по теме "Теория и методика дошкольного образования"

Выводы по второй главе

Процесс экономического воспитания детей 6-7 лет представляет собой ряд последовательных этапов: обогащение словарного запаса и представлений об экономической жизни людей, семьи, общества; создание игровой экономической зоны, способствующей погружению детей в мир экономики; закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формирование умений применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности. Осуществление тесного взаимодействия педагогов и родителей в обогащении знаний детей экономической информацией, расширении познаний в области экономики; формировании ценностных ориентаций: уважительного отношения к законам экономики, воспитания бережливости, деловитости, ответственности, предприимчивости.

Изучение опыта  и состояния работы по экономическому воспитанию в дошкольных образовательных  учреждениях выявили недостаточность и отсутствие системы в работе по изучаемому вопросу. Дети 6-7 лет обладают определенными знаниями о семье, городе, родном крае. Интерес к экономике напрямую зависит от имеющихся знаний у детей, однако эти знания находятся на низком уровне из-за отсутствия необходимой информации по данному вопросу у воспитателей и родителей.

Для решения  выявленных проблем в дошкольном учреждении, где проходил эксперимент, были созданы специальные педагогические условия: организована игровая экономическая зона, разработана программа «Экономика в детском саду», продуманы методы экономического воспитания. В процессе работы широко применялись формы группового, индивидуального включения детей в активную познавательную, игровую, трудовую, продуктивную деятельность, такие как досуг, развлечения, игры, экскурсии.

Информация о работе Экономическая социализация детей