Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление креативных способностей старших школьников. Объект: креативность. Предмет: креативность в старшем школьном возрасте. Гипотеза: в старшем школьном возрасте креативные способности характеризуются своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.
Введение………………………………………………………………...……..….2
Глава 1. Теоретические основы проблемы креативности детей в старшем школьном возрасте
§ 1.1 Представления о креативности……………………………………..…6
§ 1.2 Психологические особенности старшего школьного возраста…………………………………………………………………………...16
§ 1.3 Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………....19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников
§ 2.1 Диагностика креативных способностей старших школьников……………………………………………………………….……. .23
§ 2.2 Анализ результатов исследования креативности старших школьников………………………………………………………………………24
§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности………...…..27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:
§ 1.3 Развитие креативности
у старших школьников в воспитательно-образовательном
процессе
В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и многое, многое другое. Иногда критика оказывается справедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однако чаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер. Вряд ли, сейчас, можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себя плохо произносимым термином "инновационное", которое бы не заявляло о внимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальные особенности, способности, желания и стремления, об освобождении его "Я" от пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.
В наше время для новой инновационной школы начертаны два основных лозунга "Свобода" и "Творчество". Создается впечатление, что инноваторы просто присвоили себе право определять приоритетные направления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихся единственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этом неким мистическим образом благодаря заботе о гуманизации образования оборачивается повсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же свободу выбора ученика, его право на получение системного образования, право на присвоение не только художественно-образного видения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.
Теоретики современной гуманистической школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Во всех бедах человечества виновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способа мышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельных и творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующими нравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи, музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой его самостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознания через вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренние импульсы.
Для современной школы не являются аргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлого века: "Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм." Борясь с творческим отношением к действительности, конструкторы современного образования создают специальные устройства "защиты от дурака" и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкой в современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либо прибору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся. Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным "творческое". Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышление является чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени. Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности) детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистической школы.
Ели оставить в стороне вопрос о вреде или пользе преподавания в школе высшей математики или какой-то иной бесполезной и угрожающей здоровью дисциплины (фонвизинский Митрофанушка, например, задолго до изобретения GPS был уверен, что при наличии пятачка на извозчика география - совершенно ненужная наука), то едва ли торжеством развития в детях креативности можно назвать ЕГЭ, введенный личными усилиями министра Фурсенко, несмотря на сопротивление множества экспертов.
Российское общество и без того живет по инфантильной митрофанушкиной логике: зачем выбирать себе власть - все равно назначат, зачем думать своей головой - за нас подумают, зачем что-то решать самим - за нас решат. И происходит так вовсе не от того, что в школе преподают лишние предметы. А потому, что, следуя установкам и предписаниям, даже ростки креативности, стоит им где-то ненароком вылезти тут же погибают.
Вывод
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же.
Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство.
Название методики, автор |
Цель методики |
Исследуемый критерий |
Творческий тест Торранса (вербальный) |
Исследование творческой одаренности детей. |
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления |
Опросник креативности Джонсона |
Изучение уровня развития творческого мышления |
Творческое самовыражение |
Тест Дж. Гилфорда и М.Салливена «Истории с завершением» |
Оценка социального интеллекта |
Измерение фактора познания результатов поведения |
§ 2.2 Анализ результатов исследования креативности старших школьников
Таблица 1. Опросник креативности Джонсона
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
Уровень креативности |
1 |
Алёна Б. |
15 |
36 |
Очень высокий |
2 |
Евгения К. |
16 |
28 |
Высокий |
3 |
Светлана Б. |
16 |
27 |
Высокий |
4 |
Максим Б. |
16 |
20 |
Нормальный, средний |
5 |
Артём М. |
16 |
25 |
Нормальный, средний |
6 |
Ирина М. |
16 |
22 |
Нормальный, средний |
7 |
Ирина А. |
15 |
22 |
Нормальный, средний |
8 |
Александра Д. |
15 |
28 |
Высокий |
9 |
Елена З. |
15 |
30 |
Высокий |
10 |
Юлия К. |
15 |
28 |
Высокий |
Рис.1
В результате проведения данного опросника было выявлено, что у современных старшеклассников преобладает высокий и очень высокий уровень креативности.
Таблица 2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена "Истории с завершением"
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
Оценка по тесту |
1 |
Алёна Б. |
15 |
6 |
понижена |
2 |
Евгения К. |
16 |
8 |
понижена |
3 |
Светлана Б. |
16 |
9 |
понижена |
4 |
Максим Б. |
16 |
7 |
понижена |
5 |
Артём М. |
16 |
12 |
средневыборочная норма |
6 |
Ирина М. |
16 |
4 |
чрезвычайно низкая |
7 |
Ирина А. |
15 |
13 |
повышена |
8 |
Александра Д. |
15 |
14 |
высокая |
9 |
Елена З. |
15 |
13 |
повышена |
10 |
Юлия К. |
15 |
14 |
высокая |
Рис.2
В ходе проведения данной методики было выявленно, что показатели социального интеллекта значительно сниженны и только небольшой процент старшеклассников имеет показатели выше норма или в ее пределах.
Таблица 3. Творческий тест Торренса (вербальный)
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
1 |
Алёна Б. |
15 |
102,8 |
2 |
Евгения К. |
16 |
112,3 |
3 |
Светлана Б. |
16 |
123,5 |
4 |
Максим Б. |
16 |
132,5 |
5 |
Артём М. |
16 |
126,3 |
6 |
Ирина М. |
16 |
94,2 |
7 |
Ирина А. |
15 |
93,4 |
8 |
Александра Д. |
15 |
138,6 |
9 |
Елена З. |
15 |
93,7 |
10 |
Юлия К. |
15 |
173,1 |
Рис.3
Проведя тест, было выявлено, что основной процент детей имеют весьма высокие показатели творческой одаренности. Способны креативно мыслить и решать поставленные задачи в короткие сроки и нестандартными способами.
Но все-таки есть учащиеся, имеющие средний показатель уровня креативности, которым следует развивать умение творчески мыслить, импровизировать, проявлять инициативу и стремление к достижению наилучших результатов. Отсюда следует, чтобы воспитать гармоничную личность необходимо развивать творческие способности и умение нестандартно подходить к решению любой проблемы.
§ 2.3 Комплекс игр и упражнений на развитие креативности
Данная программа рассчитана на пять дней. Основными целями являются развитие креативности, сосредоточенности, мышления и воображения.
Цель программы: развитие у старших школьников творческих способностей
Задачи программы: разработать комплекс игр и упражнений направленный на развитие креативности старших школьников.
Формы и методы проведения:
Информация о работе Экспериментальная работа по изучению креативных способностей старших школьников