Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)
  • В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.

  • Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.

  • Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения. 

  • Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно. 

  • Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие. 

  • То или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств. 

  • Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе. 

  • При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам мы подтвердили гипотезу исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Амирова С.К. Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры: дисс.. СПб., 2001. – 167 с.;

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2005.

  1. АмельковА.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2006. - 108 с.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. -376с.

  1. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение. 2009. -319с.

  1. Бабич Н.И. «Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников» // Вопросы психологии. – 1990 - №2.

  1. Барденштейн Л.М. Эмоционально-волевое развитие детей - Спб.: Питер,1995

  1. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - С-Пб. : Изд-во ЛГУ. 2008. -241с.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998.

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2004

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвящение, 1995. - 315 с.

  1. Бондаренко М.А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки, 2013, №4. – С. 140-151;

  1. Бугренкова Т.А. Формирование устойчивых межличностных отношений у детей с повышенной активностью: автореф.дисс.. Воронеж, 2005. – 19 с.;

  1. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб.пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 – 336 с. 

  1. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с. 

  1. Ершова Н.Г., Холодилова Е.И. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет средствами физического воспитания в процессе воспитательной деятельности // Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2007, № 3. - С. 64-72;

  1. Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5-7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник Московского университета МВД России, 2010, №7.  – С. 19-20;

  1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с. 

  1. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. – ч. 2 – Тарту, 1974. – 375 с. 

  1. Крайг Грейс. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с. 

  1. Лавриненко В.Н. и др. Психология и этика делового общения. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. – 515 с.;

  1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – СПб.: Питер, 1991. – 634 с.;

  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 450 с.;

  1. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М. – Воронеж: Издательство МПО «МОДЭК», 1998 (серия «Психология отечества»). – 235 с.;

  1. Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М. Основы педагогики и психологии младшего школьника. – Ульяновск: 2012. – 371 с.;

  1. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера, 2013, №4-1. С. 121-128;

  1. Немов, Р.С. Психология: учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.

  1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – 442 с.;

  1. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. //Психология личности. Тексты. – М.: Издательство МГУ, 1982. – 542 с.; 

  1. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. - Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы псизологии, 2002, №1. – С. 83-89;

  1. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 – 736 с.

  1. Счастная Т.Н., Байковская Н.А. Особенности взаимосвязи нравственности и отношений межличностной значимости у детей младшего возраста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2013, №2. – С. 5-9;

  1. Фокина Е.А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы: автореф. дисс..М., 2003. – 18 с.

  1. Чеховских, М.И. Психология: учеб.пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с. 

  1. Шарафутдинова Н.В. Влияние агрессии на межличностные отношения детей // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки, 2012, №5. – С. 148-154;

  1. Шкуричева Н.А. Изучение причин трудностей в межличностных отношениях школьников // Научная школа, 2009, №12. – С. 7-11;

  1. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Электронный ресурс] // http://www.circle.ru

  1. Юшкова Г.М. Когнитивное и личностное развитие учащихся 11-13 лет с разной успешностью обучения: дисс.канд.психол.наук, 2001. – 150 с.; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА (Q- сортировка В.Стефансона)

1. Критичен к окружающим и  товарищам.

 

 2. Возникает тревога, когда в  группе начинается конфликт.

3. Склонен следовать советам  лидера.

4. Не склонен создавать слишком  близкие отношения с товарищами.

5. Нравится дружественность в  группе.

 

 6. Склонен противоречить лидеру.

7. Испытывает симпатии к одному-двум  членам группы.

 

 8. Избегает встреч и собраний  в группе.

9. Нравится похвала лидера.

 

 10. Независим в суждениях и  манере поведения

11. Готов встать на чью-либо  сторону в споре.

12. Склонен руководить товарищами.

13. Радуется общению с одним-двумя  друзьями.

14. Внешне спокоен при проявлении  враждебности со стороны членов  группы.

15. Склонен поддерживать настроение  своей группы.

16. Не придает значения личным  качествам членов группы.

17. Склонен отвлекать группу  от ее целей.

 

 18. Испытывает удовлетворение в  противопоставлении себя лидеру

 

 19. Хотел бы сблизиться с некоторыми  членами группы.

 

 20. Предпочитает оставаться нейтральным  в споре.

21. Нравится, когда лидер активен  и хорошо руководит.

22. Предпочитает хладнокровно обсуждать  разногласия.

23. Недостаточно сдержан в выражении  чувств.

24. Стремится сплотить вокруг  себя единомышленников.

25. Недоволен слишком формальными  отношениями.

26. Когда обвиняют - теряется и  молчит.

27. Предпочитает соглашаться с  основными направлениями.

28. Привязан к группе в целом  больше, чем к определенным товарищам.

29. Склонен затягивать и обострять  спор.

30. Стремится быть в центре  внимания.

31. Хотел бы быть членом более  узкой группировки.

32. Склонен к компромиссам.

33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки  его ожиданиям.

34. Болезненно относится к замечаниям  товарищей.

35. Может быть коварным и вкрадчивым.

36. Склонен принять на себя  руководство в группе.

37. Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство  во время группового разногласия.

39. Предпочитает, чтобы лидер брал  на себя ответственность при  планировании работ.

40. Не склонен отвечать на  проявление дружелюбия.

41. Склонен сердиться на товарищей.

42. Пытается вести других против  лидера.

43. Легко находит знакомства  за пределами группы.

44. Старается избегать быть втянутым  в спор.

45. Легко соглашается с предложениями  других членов группы.

 

 46. Оказывает сопротивление образованию  группировок.

 

 47. Насмешлив и ироничен, когда  раздражен.

 

 48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

 

 49. Предпочитает меньшую, но более  интимную группу.

50. Пытается не показывать свои  истинные чувства.

51. Становится на сторону лидера  при групповых разногласиях.

52. Инициативен в установлении  контактов в общении.

53. Избегает критиковать товарищей.

54. Предпочитает обращаться к  лидеру чаще, чем к другим.

55. Не нравится, когда отношения  в группе становятся слишком  фамильярными.

56. Любит затевать споры.

57. Стремится удерживать свое  высокое положение в группе.

58. Склонен вмешиваться в контакты  товарищей, нарушать их.

59. Склонен к перепалкам, задиристый.

60. Склонен выражать недовольство  лидером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая социометрия для младших школьников

 

Под взаимоотношениями понимают личностно значимое, образное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.

Для определения общей структуры межличностных отношений и статуса отдельного ребёнка в группе можно использовать социометриеский метод.

Детям предлагается расселить по домикам - конвертам - всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (1 выбор), квартира (2 выбор), изба (3 выбор), шалаш (4 выбор) (смотри приложение 1). После чего каждый ребёнок подписывает свои конверты (4 шт.).

Психолог заносит их в таблицу, используя цифры (1,2,3,4). После заполнения таблицы по специальной формуле подсчитывается социальный статус ребёнка.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте