Соответственно были выделены два подхода
к ее оценке: через измерения взаимной
эмоциональной притягательности членов
группы (чем больше индивидов нравятся
друг другу в группе, тем выше ее сплоченность)
и через эмоциональную оценку группы со
стороны ее участников (чем выше удовлетворенность
группой, тем выше сплоченность группы).
Иногда при оценке сплоченности группы
принимали в расчет показатели согласия
группового. В социометрии был предложен
специальный индекс сплоченности группы,
который вычислялся как частное от деления
количества взаимных выборов, сделанных
членами группы в процессе ее исследования
при помощи социометрической методики,
на их максимально возможное число.
Взаимоотношения динамичны, они возникают,
меняются и развиваются. В их динамике
выделяются три этапа.
Первый этап - возникновение взаимного
контакта, взаимного восприятия и оценки
людьми друг друга, что во многом обуславливает
и характер взаимоотношений между ними.
При этом имеют значение особенности личности
воспринимающего, жизненный опыт, его
ценности, ожидания, установки, различные
эффекты восприятий, выполняемые ролевые
функции и т.д. Адекватность понимания
другого человека во многом зависит от
способности эмоционально (а не только
рационально) воспринять других людей,
проявить чувство эмпатии.
Воспринимаемый социальный объект не
пассивен - он формирует определенный
образ, отражающий социальные ожидания
определенных социальных групп, обеспечивающий
успех взаимодействия. Внешний облик человека
интерпретируется как комплекс многочисленных
информационных сигналов о его национальной
и социальной принадлежности, психических
качествах, уровне культуры и т.п. Если
первое впечатление о человеке благоприятно,
то возникает тенденция положительной
оценки и всех его последующих поступков
(«эффект положительного ореола»), если
неблагоприятно - «эффект отрицательного
ореола».
А.А. Бодалев отмечает компоненты межличностного
восприятия, такие как эмпатия, рефлексия
и аттракция. [7, c. 241]
Эмпатия - способ психологического анализа,
позволяющий проникнуть вчувствоваться
в эмоциональные состояния воспринимаемых
лиц. Считается, что женщины более эмпатичны,
чем мужчины
Рефлексия - способ мысленной оценки
человеком своей позиции и позиции другого
человека, хода его мыслей, его ближайших
и перспективных планов. Полнота представлений
человека о самом себе в значительной
степени определяется богатством его
представлений о других людях, широтой
и разнообразием его социальных контактов.
Аттракция - особая форма познания другого
человека, которая основана на формировании
по отношению к нему устойчивого позитивного
чувства. Партнер по общению понимается
лучше, если воспринимающий испытывает
к нему симпатию, дружеское отношение.
Как правило, процесс оценки другого
человека начинается с первого впечатления,
которое в своей основе представляет собой
общее восприятие. Последующий процесс
восприятия принимает специфический характер,
в частности, воспринимаются детали объекта.
Таким образом, первое впечатление обычно
протекает на чувственном уровне. Естественно,
первое впечатление таит в себе возможность
ошибок, связанных с рядом факторов. Источниками
таких ошибок являются: стереотипизация,
мнение других, проекция, атрибуция, вера
в «первый взгляд», психическое состояние
наблюдателя, защитные механизмы и т.п.
Второй этап - возникновение межличностных
отношений, формирование внутреннего
отношения людей друг к другу на рациональном
и эмоциональном уровнях. Рациональный
уровень представляет собой осознание
взаимодействующими людьми достоинств
и недостатков друг друга. На эмоциональном
уровне возникают соответствующие переживания,
эмоциональные отклик и т.п.
Внутренне отношение людей друг к другу
может выступать в виде уважения или неуважения,
доверия или недоверия, симпатий или антипатий,
доброжелательности или, недоброжелательности,
удовлетворенности или неудовлетворенности,
содействия или противодействия.
Характер внутреннего отношения зависит
в немалой степени от сложившегося представления
о другом человеке на этапе его первичного
восприятия и оценки. В процессе накопления
опыта контактов друг с другом первое
мнение может укрепляться, а может и поменяться.
Если представление положительное, то
и внутреннее отношение будет таковым.
Немаловажную роль играет степень соответствия
личностных качеств партнера ценностным
ориентациям человека. При их совпадении
возникает положительное внутреннее отношение.
Третий этап- обращение людей друг к другу
как форма проявления внутреннего отношения.
Следует учитывать, что отношение как
внутреннее содержание и обращение, как
внешняя форма его выражения не всегда
совпадают. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова
и В.М. Погольша отмечают следующие варианты,
возможные в данном случае:
отношение - положительное, обращение
- вежливое, тактичное или сухое, грубоватое;
отношение - отрицательное, неприязненное,
обращение - грубое, бестактное или вежливое,
культурное.
Отношение проявляется в общении вербальном
и невербальном. Эффективность межличностных
отношений на этом этапе во многом обусловлена
особенностями общения субъектов.
Сложную систему разнообразных взаимоотношений
в малых группах можно классифицировать
по различным основаниям. Например, по
сфере их проявления - на производственные
и бытовые.
Производственные взаимоотношения, в
свою очередь, по мнению А.Н.Занковского,
можно рассматривать по трем направлениям:
«по вертикали», «по горизонтали» и «по
диагонали» [16, c. 284] .
По вертикали - это взаимоотношения руководителей
и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие
руководителей, начальников, старших с
соответствующими подчиненными им лицами.
По горизонтали - это взаимоотношения
сотрудников между собой, разных по должностному
положению, но не подчиняемых друг другу.
По диагонали - это взаимоотношения между
руководителями одного производственного
отделения с рядовыми сотрудниками другого.
Р.С. Немов отделяет деловые отношения
от личных следующим образом. Деловые
отношения возникают в связи с совместной
работой или по ее поводу, а личные - как
отношения, складывающиеся между людьми
независимо от выполняемой работы.
Н.Н.Обозов выделяет следующие виды межличностных
отношений: отношения знакомства,товарищеские,
приятельские, дружеские, любовные, супружеские,
родственные, деструктивные. Данная классификация
основана на нескольких критериях: глубине
отношений, избирательности в выборе партнеров,
функциях отношений. Главным критерием
является мера, глубина вовлечения личности
в отношения [1, c. 43] .
Таким образом, анализ работ отечественных
и зарубежных психологов по проблеме межличностных
отношений показал, что отношение – целостная
система индивидуальных избирательных
сознательных связей личности с различными
сторонами объективной действительности и
что межличностные отношения – это личностно
значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное
отражение людьми друг друга, которое
представляет собой их внутреннее состояние.
Система отношений определяет характер
переживаний личности, особенности ее
восприятия, поведенческих реакций и др.
Позитивный или негативный опыт межличностных
отношений человека с другими людьми формирует
его систему внутренних отношений.
1.2.Психолого-возрастные
особенности развития межличностных
отношений
Младший школьный возраст (с
6-7 до 9-10 лет) определяется важным
обстоятельством в жизни ребенка
– поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически
занимает совершенно новое место в системе
отношений людей: у него появляются постоянные
обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние
люди общаются с ребенком не только как
с уникальным человеком, но и как с человеком,
взявшим на себя обязательство(неважно
– вольно или по принуждению) учиться,
как все дети в его возрасте.
К концу дошкольного возраста ребенок
представляет собой в известном смысле
личность. Он отдает себе отчет в том, какое
место занимает среди людей, и какое место
ему предстоит занять в ближайшем будущем.
Одним словом, он открывает для себя новое
место в социальном пространстве человеческих
отношений. К этому моменту он уже многого
достиг в межличностных отношениях: он
ориентируется в семейно - родственных
отношениях и умеет занять желаемое и
соответствующее своему социальному статусу
место среди родных и близких. Он умеет
строить отношения со взрослыми и сверстниками.
Он уже понимает, что оценка его поступков
и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе,
но прежде всего тем, как его поступки
выглядят в глазах окружающих людей.
Новая социальная ситуация вводит ребенка
в строго нормированный мир отношений
и требует от него организованной произвольности,
ответственной за дисциплину, за развитие
исполнительских действий, связанных
с обретением навыков учебной деятельности,
а также за умственное развитие. Таким
образом новая социальная ситуация ужесточает
условия жизни ребенка, поступившего в
школу, повышается психическая напряженность.
Это отражается не только на физическом
здоровье, но и на поведении ребенка.
Ребенок дошкольного возраста живет
в условиях своей семьи, где обращенные
к нему требования сознательно или бессознательно
корректируются с его индивидуальными
особенностями: семья обычно соотносит
свои требования к поведению ребенка с
его возможностями.
Другое дело – школа. В класс приходит
много людей и учитель должен работать
со всеми. Это определяет неукоснительность
требований со стороны учителя и усиливает
психическую напряженность ребенка. До
школы индивидуальные особенности ребенка
могли не мешать его естественному развитию,
так как эти особенности принимались и
учитывались близкими людьми. В школе
происходит стандартизация условий жизни
ребенка, в результате выявляется множество
отклонений от предначертанного пути
развития: гипервозбудимость, гипердинамия,
выраженная заторможенность. Эти отклонения
ложатся в основу детских страхов, снижают
волевую активность, вызывают угнетенные
состояния и др. ребенку предстоит преодолеть
навалившиеся на него испытания.
Ведущая деятельность – учение. Обучение
в школе и учение при этом могут не совпадать.
Чтобы учение стало ведущей деятельностью,
оно должно быть организовано особым образом.
Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок
играет потому, что ему хочется, это деятельность
ради нее самой, просто так. Продукт учебной
деятельности – сам человек.
Основные новообразования школьника -
личностная и интеллектуальная рефлексия.
В школьном возрасте число факторов,
влияющих на самооценку, заметно расширяется.
У детей в младшем школьном возрасте
продолжает формироваться стремление
на все иметь свою точку зрения. У них также
появляются суждения о собственной социальной
значимости – самооценка. Она складывается
благодаря развитию самосознания и обратной
связи с теми из окружающих, чьим мнением
они дорожат. Высокая оценка обычно бывает
у детей в том случае, если родители относятся
к ним с заинтересованностью, теплотой
и любовью.
Однако вскоре у ребенка складывается
новое представление о самом себе, когда
самооценка утрачивает зависимость от
ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает
стабильный характер. Самооценка теперь
выражает отношение, в котором образ самого
себя относится к идеальному «Я» [16].
Младший школьный возраст один из важнейших
периодов в развитии самосознания.
Имеется в виду рефлексия в плане мышления.
Ребенок начинает думать об основаниях
того, почему он думает так, а не иначе.
Возникает механизм коррекции своего
мышления со стороны логики, теоретического
знания. Следовательно, ребенок становится
способен подчинить намерение интеллектуальной
цели, способен удержать его в течение
длительного времени.
В школьные годы способность хранить
и извлекать информацию из памяти совершенствуется,
развивается метапамять. Дети не только
лучше запоминают, но и способны размышлять
о том, как они это делают. В проведенных
исследованиях по запоминанию списка
предметов дошкольники не справились
с заданием, а школьники вспомнили все
предметы. Они целенаправленно повторяли,
организовывали в памяти, совершенствовали
информацию для того, чтобы лучше запомнить,
и потом могли рассказать, к каким техникам
они прибегали, чтобы помочь своей памяти.
Психологи выделяют ряд трудностей, оказывающих
влияние на поведение учащихся в начале
обучения.
В первые недели учебы в школе дети «сначала
— притихшие, некоторые даже робкие» (Блонский
П. П.), они настолько «ошеломлены» новой
ситуацией, что долгое время даже не в
состоянии описать внешние особенности
соседа по парте. При этом отмечается,
что у возбудимых и подвижных детей наблюдается
«тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных
— «возбуждение» (Матюхина М. В. и др.).
Спустя некоторое время наступает обратная
реакция — дети становятся чрезмерно
подвижными и шумными, в связи с чем остро
возникает вопрос о приучении их к школьной
дисциплине и порядку [3].
Поведение в семье. С постепенно возрастающей
ориентацией на сверстников все менее
значимой становится эмоциональная зависимость
ребенка от родителя (матери).
Более того, именно в этом возрасте и
должна начаться так называемая «естественная
сепарация», т. е. постепенное психологическое
отделение ребенка от взрослого и обретение
им независимости и самостоятельности.
«Данная постепенная сепарация предоставляет
очевидное условие для социального созревания
ребенка, его самореализации и, наконец,
психического здоровья» [16, с. 38].
Следовательно, в младшем школьном возрасте
контроль со стороны родителей сохраняет
свое воспитательное значение, но он должен
быть менее опекающим и более тонким. В
то же время взаимодействие с родителями,
их оценки поведения ребенка, а также образцы
их поведения являются для ребенка одним
из важнейших источников формирования
у него устойчивых форм как действенно-предметного,
так и нравственного поведения. Родители
— это по-прежнему наиболее авторитетные
фигуры в социальном окружении, поэтому
для ребенка так важны реакции и оценки
с их стороны.