Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

О степени развития межличностных отношений в коллективе младших школьников говорят такие характеристики: сплоченность группы, психологический климат в коллективе, статусная позиция учащихся.

Проблемой межличностных отношений младших школьников, занимались многие психологи, такие как: Н.Н. Обозов, который считает, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы.В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.Сплоченность групповая,как характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе предлагали Л. Фестингер иД. Картрайт, А. Зандер.

Новая направленность, возникающая у учащихся младшего школьного возраста, выражается в том, что они активно стремятсязавоевать уважение и авторитет товарищей, найти свое место в коллективе.Над проблемой межличностных отношений, взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как; Л.С.Выготский,М.И.Лисицина,А.А.Леонтьев,А.Ф.Лазурский,А.В.Петровский,Н.Н.Обзоров, В.Б.Ольшанский, Я.Л.Коломинский, Т.Е.Конникова,Л.Фестингер,Д.Картрайт,А.Зандер,В.НКуницин, Н.В.Казаринов,В.М.Погольша,А.Н.Занков,Р.С.Немов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

2.1 Постановка проблемы  и организация исследования.

Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.

Как уже не однократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость – оценками, спортивные успехи – определенными разрядами.  

Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно .

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 74 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург.

В школе обучаются дети с 1 – по 11 классы.

Для своего исследования я выбрала параллель вторых классов.

Для определения уровня развития межличностных отношений  составлена таблица критериев и уровней проявления межличностных отношений у младших школьников.

Критерии

Уровни

   
 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сплоченность

коллектива

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах. Преобладает взаимопонимание, взаимовыручка, уважение и сопереживание членам группы. Члены коллектива испытывают гордость за свой класс

Члены коллектива участвуют в совместных делах в зависимости от ситуации. Взаимовыручка, сопереживание проявляются по отношению к некоторым членам коллектива

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. Преобладают ссоры, взаимная агрессия, обвинения. Члены коллектива не испытывают гордость за свой класс

Статусная позиция

Сближение статусных позиций, преобладание группы «предпочитаемых» детей при 1-2 «звездах» и 1-2 «пренебрегаемых»

Наличие в коллективе 1-2 «звезд» группы «предпочитаемых» детей и достаточного количества «пренебрегаемых»

Разброс статусных позиций от «звезд» до «изолированных» или отсутствие звезд.

Самооценка

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств.

Общительность, адекватное отношение к своим успехам и неудачам. Понимание и ощущение человеком важности и необходимости его деятельности в обществе.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, зависящей от ситуации или настроения.


 

 

В соответствии с целью констатирующего эксперимента был подобран диагностический комплекс, который включает в себя следующие методики:

  1. Q- сортировки В.Стефансона(см.приложение1)

Цель:изучения представлений о себе.

Разработан В.Стефансоном и впервые опубликован в 1958 г.       Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное "Я", а не "соответствие-несоответствие" статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:  

 

       "социальное "Я" (каким меня видят другие);

 

       "идеальное "Я" (каким бы я хотел быть);

 

       "актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях);

 

       "значимые другие" (каким я вижу своего партнера);

 

       "идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).

  1. Игровая социометрия для младших школьников (см. приложение 2)

Цель:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. 

  1. Методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии.

Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.

Порядок проведения исследования.

Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  результатов проведенных исследований.

Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит[3]. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений. 

Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько, эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными. 

Выделяют два типа выборов: неустойчивые – выборы, отражающие более летучие, кратковременные неустойчивые отношения; устойчивые – выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения. 

Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение). 

Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения[4]. 

В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции: 

- быть в центре внимания; 

- общаться с большим количеством  сверстников; 

- стремиться быть лидером; 

- общаться с избранным кругом  сверстников; 

- держаться в стороне; 

- придерживаться линии сотрудничества; 

- выражать доброжелательность  ко всем; 

- занять позицию соперничества; 

- выискивать у других ошибки  и недостатки; 

- стремиться оказывать помощь  другим. 

Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка[5]

Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам. 

Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие. 

Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). 22% детей благополучной группы, также интеллектуально развитые, имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств, например, эгоизм. 

У детей с неблагоприятным положением в группе обнаружились также два направления в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения. Если им это не удается, то они ложным геройством, подкупом, то есть всеми средствами стремятся привлечь внимание товарищей. «Таких детей, - пишет Киричук А.В.– учителя часто называют трудными, хотя в действительности не так труден сам ребенок, как трудно его положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива»[6]. 

Таким образом, очевидно, что коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно. 

Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью. 

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста. 

Для учеников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классовому активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила. 

«Непривлекательные» для сверстников второклассников характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость. 

Таким образом, второклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель. 

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. 

Таким образом: 

- дети занимают различное положение  в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное  благополучие; 

- то или иное положение ребенка  в системе личных взаимоотношений  не только зависит от определенных  качеств его личности, но, в свою  очередь, способствует выработке  этих качеств; 

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте