Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа
Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.
Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53
О степени развития межличностных отношений в коллективе младших школьников говорят такие характеристики: сплоченность группы, психологический климат в коллективе, статусная позиция учащихся.
Проблемой межличностных отношений младших школьников, занимались многие психологи, такие как: Н.Н. Обозов, который считает, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. А.В. Петровский предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы.В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные.Сплоченность групповая,как характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе предлагали Л. Фестингер иД. Картрайт, А. Зандер.
Новая направленность, возникающая у
учащихся младшего школьного возраста,
выражается в том, что они активно стремятсязавоевать
уважение и авторитет товарищей, найти
свое место в коллективе.Над проблемой
межличностных отношений, взаимных влияний
и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие
как; Л.С.Выготский,М.И.Лисицина,А.
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.
Как уже не однократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость – оценками, спортивные успехи – определенными разрядами.
Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно .
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 74 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбург.
В школе обучаются дети с 1 – по 11 классы.
Для своего исследования я выбрала параллель вторых классов.
Для определения уровня развития межличностных отношений составлена таблица критериев и уровней проявления межличностных отношений у младших школьников.
Критерии |
Уровни |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Сплоченность коллектива |
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах. Преобладает взаимопонимание, взаимовыручка, уважение и сопереживание членам группы. Члены коллектива испытывают гордость за свой класс |
Члены коллектива участвуют в совместных делах в зависимости от ситуации. Взаимовыручка, сопереживание проявляются по отношению к некоторым членам коллектива |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. Преобладают ссоры, взаимная агрессия, обвинения. Члены коллектива не испытывают гордость за свой класс |
Статусная позиция |
Сближение статусных позиций, преобладание группы «предпочитаемых» детей при 1-2 «звездах» и 1-2 «пренебрегаемых» |
Наличие в коллективе 1-2 «звезд» группы «предпочитаемых» детей и достаточного количества «пренебрегаемых» |
Разброс статусных позиций от «звезд» до «изолированных» или отсутствие звезд. |
Самооценка |
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств. |
Общительность, адекватное отношение к своим успехам и неудачам. Понимание и ощущение человеком важности и необходимости его деятельности в обществе. |
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, зависящей от ситуации или настроения. |
"социальное "Я" (каким меня видят другие);
"идеальное "Я" (каким бы я хотел быть);
"актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях);
"значимые другие" (каким я вижу своего партнера);
"идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).
Цель:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах.