Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение в системе межличностных отношений.
2. Провести теоретический анализ структуры общения.
3. Раскрыть на теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2-4
Глава 1.Особенности развития межличностных отношений, как психолого-педагогическая проблема………….5
1.1. Межличностные отношения как психолого-педагогический феномен………………………………………5-9
1.2.Психолого-возрастные особенности развития межличностных отношений ………………………………10-13
1.3.Особенности развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте. ……………………14-16
Выводы по 1 главе. …………………………………………………………………………………………………….17
Глава 2.Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………………………………….18
2.1. Постановка проблемы и организация исследования………………………………………………………...18-20
2.2. Анализ результатов проведенных исследований……………………………………………………………21-23
Глава 3. Формирование и коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста………..24
3.1. Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников…………..24-38
3.2. Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников………...39-48
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………………………………………...50-52
Приложение……………………………………………………………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, мы рассматриваем песочницу как посредника в установлении контакта с группой. Особенно в ситуациях, когда начинающий психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.

В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, дети, независимо от возраста, чувствуют себя настоящими волшебниками. Ибо создается мир, подвластный им, герои играют роли, какие они захотят, события приходят к развязке, которая им необходима.

В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между группой детей и специалистом.

В-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем главное в процессе постижения -- это не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, наблюдая за межличностными отношениями в группе в процессе деятельности и построенной композиции в песочнице.

В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями «Волшебников», позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены:

Наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоянии разрушения или запустения, в этом случае даже сторонний наблюдатель скажет: «Похоже, на душе у автора не все спокойно». Бывает, что внешне песочная страна выглядит вполне благополучно, по ощущение от восприятия картины неоднозначное, она вызывает противоречивые чувства. Скорее всего, здесь также имеет место скрытый конфликт, подавляемое напряжение. Детализировать ситуацию, разобраться в ней, поможет более тонкий анализ песочной картины.

Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности. Особенно, если это подтверждается еще и устным рассказом о картине. Гетероагрессия проявляется через противоборство армий в песочнице. Аутоагрессия проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор.

Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в песочной сказке.

Способы преодоления трудностей. Прямая агрессия, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно, когда группа расскажет, что будет происходить, если на их страну обрушится стихийное бедствие.

Основы организации песочной терапии

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими кукол, родителей и гостей. При этом они часто повторяют услышанные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира [20].

Как же сохранить связь между нашими мирами, предоставить ребенку возможности, и право развиваться в собственном темпе; как направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверное, он желает создавать что-то свое, ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в играх с песком.

Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы обратимся к возможностям использования песочницы в другом более глубоком аспекте.

Игры с песком -- одна аз форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. При этом мы еще врачуем и собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как эффективно их использовать, пока еще знают немногие. Часто на наши вопросы: «Зачем вам это нужно?», «Как вы с детьми играете в песок?», многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами». Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявлений ребенка, подростка и взрослого в песочных играх.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок состоит из мельчайших крупинок, только при соединении образующих любимую нами песочную массу. Так песок символизирует жизнь во Вселенной, а отдельные песчинки - людей и других живых существ…

Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить, парапсихологам, песок поглощает «негативную» психическую энергию. Взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполнен песком, а другой - водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Основные виды песочной терапии.

Индивидуальная форма.

Процесс психокоррекции или терапии всегда начинается с установления контакта. Если предложить взрослому человеку поиграть в песочнице, он, по меньшей мере, может удивиться. Поэтому ему важно подробно объяснить историю и назначение метода песочной терапии. Отметить, что процесс решения проблемы требует снятия напряжения. Это достигается при игре в песок. С другой стороны, благодаря игре мы сможем посмотреть на проблему со стороны и найти способы и ресурсы ее разрешения.

Что касается детей и подростков, то среди них есть покладистые и идущие на сотрудничество. Однако «как повезет». Бывает, что ребенок не идет на контакт, не собирается выбирать фигурки, демонстрирует явное пренебрежение. Эти проявления защитных реакций не должны пугать. Если ребенок не идет на контакт, ведущий сам начинает играть в песок, строить свою страну. При этом он комментирует происходящее, как бы разговаривая «сам с собой». Обычно заинтригованные дети присоединяются к игре. Подростки могут выдержать более солидную «паузу»: 1-3 занятия смотреть на происходящее с усмешкой, крутить пальцем у виска, но потом все же присоединяются к игре.

Дети и подростки с негативным социальным опытом не знают, с чего начать строительство страны в песочнице, демонстрируют страх пространства. Здесь велика роль ведущего. Он предлагает поэкспериментировать: создать горы, водоемы, озеленить страну. Таким образом, при поддержке взрослого, ребенок быстрее освоится в песочнице.

Будем помнить, что сказочная инструкция -- не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста ребенка (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна», «Создай свою семью и расскажи о ней» и др. Можно дать дополнение к инструкции: «Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего недостает».

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет - воду, выстроить гору и пр. Однако перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять.

Как только клиент начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

Когда процесс создания сказочной страны завершен, можно перейти к обсуждению, узнавая у автора:

l что это за мир, сказочная  страна,

l какие существа ее населяют, какой у них характер, что они  умеют,

l откуда они пришли в эту  страну (можно подробно расспросить  о каждой фигурке),

l в каких взаимоотношениях они  находятся между собой,

l всем ли существам хорошо  в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было  бы сделать, чтобы им стало  лучше, что можно изменить,

l какие события будут происходить  в этой стране, что будут герои  делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют автора вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять, ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые авторы ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все «как есть». Это может быть связано с переносом на песочный лист «картины», состояния внутренней стабильности. В этом случае автор желает «остановить мгновенье», полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная «диспозиция» выражает состояние динамического равновесия.

Если автор говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, необходимо спросить: «А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?» Здесь важно, чтобы автор не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине можно спросить: «А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?» и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или автор не скажет: «Теперь всем хорошо». Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение «проработано» на бессознательно-символическом уровне.

Если автор говорит: «Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя», можно предложить ему помощь: «Мы же в сказочной стране. Здесь невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим: может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся -- их сразу не заметишь. Но сейчас мы с тобой будем очень внимательны».

Ежели и после этого автор удручен, не может найти себе помощника, это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще «не созрело». В данном случае можно построить работу по «защите» страдающего существа. «Ну что ж, и в сказке и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить». Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, «включаем» бессознательные защитные механизмы. Быть может, к 3-5 игре автор уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Один пятилетний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спаса ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люд восстанавливали свою страну. На вопрос: «Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?», мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень -- он был закопан в песок).

Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. «Не победить, а остановить», -- подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как непросто остановить дракона. Оказалось, что «просто прошептать» заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происходит «что-то странное». Дома он стал «кукситься», что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте